Цели:
- продолжить формировать компетенции умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, складывать и вычитать десятичные дроби;
- активизировать познавательную деятельность, развивать мышление;
- воспитывать самоуважение и толерантность .
ХОД УРОКА
Учитель: Ребята! Сегодня наш
урок необычный потому, что он называется
«Урок-кросс». Почему «урок-кросс»? Да потому что
февраль – март обещают нам стать самыми
спортивными месяцами года. Конечно – Олимпиада
«Сочи-2014».
«Кросс» – в переводе с английского – бег на
длинные дистанции по пересеченной местности, бег
с препятствиями. Значит нам предстоит сегодня
бег мысли на 40 минут. Кто быстрее? Кто вперед? А я
буду вашим тренером, судьей и комментатором.
Девизом урока будут слова:
«Бегом решай,
Не отставай,
Трудности преодолевай,
Товарищу помогай»
1) Перед кроссом вы должны пройти математическую комиссию:
– Какие действия с десятичными дробями вы
знаете?
– Как умножить десятичную дробь на натуральное
число?
– Как разделить десятичную дробь на натуральное
число?
Приготовьте карточки для устного счета (на слайде – задание, учащиеся записывают только ответы).
- 7000 + 70 + 3 + 0,1 + 0,03
- 3000 + 200 + 4 + 0,2 + 0,04
- 142,63 и 125,68
- 78,103 и 78,497
- 3,104 и 3,135 (взаимопроверка)
Учитель: Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что «великан » среди микробов имеет размер 0,1мм; а наибольший мелкий вирус имеет размер 0,0000016мм,т.е. 16 миллимикрон. Сравнивая размеры, медики определяют чем вызвано заболевание (микробом или вирусом) и узнают «какая болезнь».
Я вижу, что вы готовы к кроссу.
«В се на кросс, все на кросс!
Начинаем «Кросс-вопрос».
Все – на старт. По ходу «кросса»
Будут разные вопросы
Кто на все ответит, тот
Путь до финиша пройдет!»
Будьте внимательны, на пути дорожный знак –
«бурелом».А чтобы преодолеть бурелом, нужно
проверить домашнее задание. Откройте тетради
(самопроверка с помощью мультимедиа).
№1377
- 180,4 : 4 · 3 = 135,3(т) – угля отпущено со склада
- 180,4 – 135,3 = 45,1(т) – угля осталось.
Ответ: 45,1т.
№1379(в)
3а + 8а = 1,87;
11а = 1,87;
а = 1,87 : 11;
а = 0,17
Ответ: а = 0,17
Учитель: Молодцы. До финиша осталось 30 минут. Но вот – снова препятствие – овраг.
(2 ученика у доски по карточкам у доски, 2 ученика выступают в роли консультантов, они работаю т на своих местах, а затем проверяют своих товарищей). В это время класс выполняет задание «Отгадай слово» (у каждого на парте карточка с заданием, работа идет по вариантам.)
О | С | М | Р | И | Н | К | |
1. | 1,5 | 15 | 150 | 0,15 | 1500 | 15000 | 0,0015 |
2. | 21,3 | 213 | 21,03 | 0,213 | 0,0213 | 2,013 | 2130 |
3. | 0,10347 | 0,1347 | 1347 | 1,347 | 13,47 | 134,7 | 13470 |
4. | 0,01405 | 1405 | 140,5 | 1,405 | 14050 | 104,05 | 14,005 |
5. | 1,02 | 1002 | 120 | 0,12 | 102 | 1,2 | 12 |
6. | 10408 | 1408 | 104800 | 0,0148 | 0,148 | 1480 | 1,48 |
1) 0,015 · 1000 2) 2,13 : 100 3)13,47 · 100 4) 14,05 : 1000 5) 0,012 · 100 6) 148 : 10 |
1) 0,012 · 1000 2) 4,15 : 100 3) 11,18 · 100 4) 12,03 : 1000 5) 0,014 · 100 6) 153 : 10 |
В | Е | Н | М | Т | И | К | С | |
1. | 1200 | 120 | 0,0012 | 10,2 | 102 | 0,12 | 1,2 | 12 |
2. | 40,15 | 4150 | 410,5 | 401,5 | 0,0415 | 415 | 4,15 | 41,5 |
3. | 0,1118 | 1118 | 111,8 | 11,18 | 1,118 | 110,8 | 10118 | 0,1118 |
4. | 0,01203 | 1203 | 1,203 | 120,3 | 1,23 | 12,3 | 12,03 | 123 |
5. | 104 | 1,04 | 0,104 | 1400 | 0,14 | 1,4 | 14 | 140 |
6. | 0,0153 | 0,153 | 153 | 10,53 | 1,053 | 1530 | 1,53 | 153 |
Учитель: Правильно, талантливый фламандский инженер и учёный Симон Стевин в своей книге «Десятая» описал арифметические действия с десятичными дробями, он же ввел для них символику, которая приближается к современному виду. Стевин считается их изобретателем.
Физкультминутка (для глаз)
«Лидер кросса – знак вопроса,
И смело вырвался вперед!
Обогнать его не просто,
Он примеры задает:
Он их ставит как барьеры
За собою на пути!
Но раскинь умом, и первым
Сможешь к финишу прийти»
Бег продолжается, до финиша осталось 25 минут. Начинается самый трудный участок пути – «затяжной подъем».
Комментированное решение у доски.
№1345
1) 25,2 : 9 · 4 = 11,2(т) – 1 день
2) 25,2 – 11,2 = 14(т) – остаток
3)14 : 7 · 4 = 8 (т) – 2 день
4)14 – 8 = 6(т) – осталось
Ответ: 6т.
№1348(б)
3у + 5у = 9,6;
8у = 9,6;
у = 9,6:8;
у = 1,2.
Ответ: у = 1,2
Выполнить сложение: (выполнив это задание, мы подружимся со зверями, которые встретятся у нас на пути)
1) 1,07 + 3,21
2) 3,15 + 2,34
3) 13,48 + 12,304
4) 9,26 + 12,38
5) 17,02 + 11,39
Учитель: А вот у ученика 5 класса Кости
Жигалина получились такие ответы (на слайде
неверные ответы) .А у вас? А на сколько ошибся
Костя Жигалин? Правильно, на 0,3. А как вы узнали?
Ребята! Очень важна точность в расчетах. Вот как
об этом говорит Владимир Лифшиц в своем
стихотворении «Три десятых»:
Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом!
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок, – он снова провален
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
– Просто мне не везет!.. Просто я неудачник!
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых.
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части .
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьёт человека…
Ты подумай об этом, мой друг хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно, подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!
Учитель: А какие приборы помогают нам
быстрее вычислять?
Правильно, микрокалькулятор. Вика Щетинина
приготовила презентацию о микрокалькуляторе. (Учащиеся
смотрят, задают Вике вопросы).
Подведем итог.
– Чему научились вы на этом уроке?
– Какие качества вы воспитывали в себе?
Учитель задает домашнее задание:
на «3» – №1381
на «4» – №1381, №1386
на «5» – № 1381, №1386, № 1380(а)
Все благополучно добежали до финиша, но первыми пришли …
Оценки за урок.
Учитель благодарит учеников за урок.