Нестандартный урок – урок-"кросс"

Разделы: Математика


Цели:

  • продолжить формировать компетенции умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, складывать и вычитать десятичные дроби;
  • активизировать познавательную деятельность, развивать мышление;
  • воспитывать самоуважение и толерантность .

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята! Сегодня наш урок необычный потому, что он называется «Урок-кросс». Почему «урок-кросс»? Да потому что февраль – март обещают нам стать самыми спортивными месяцами года. Конечно – Олимпиада «Сочи-2014».
«Кросс» – в переводе с английского – бег на длинные дистанции по пересеченной местности, бег с препятствиями. Значит нам предстоит сегодня бег мысли на 40 минут. Кто быстрее? Кто вперед? А я буду вашим тренером, судьей и комментатором.
Девизом урока будут слова:

«Бегом решай,
Не отставай,
Трудности преодолевай,
Товарищу помогай»

1) Перед кроссом вы должны пройти математическую комиссию:

– Какие действия с десятичными дробями вы знаете?
– Как умножить десятичную дробь на натуральное число?
– Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

Приготовьте карточки для устного счета (на слайде – задание, учащиеся записывают только ответы).

  1. 7000 + 70 + 3 + 0,1 + 0,03
  2. 3000 + 200 + 4 + 0,2 + 0,04
  3. 142,63 и 125,68
  4. 78,103 и 78,497
  5. 3,104 и 3,135 (взаимопроверка)

Учитель: Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что «великан » среди микробов имеет размер 0,1мм; а наибольший мелкий вирус имеет размер 0,0000016мм,т.е. 16 миллимикрон. Сравнивая размеры, медики определяют чем вызвано заболевание (микробом или вирусом) и узнают «какая болезнь».

Я вижу, что вы готовы к кроссу.
«В се на кросс, все на кросс!
Начинаем «Кросс-вопрос».
Все – на старт. По ходу «кросса»
Будут разные вопросы
Кто на все ответит, тот
Путь до финиша пройдет!»

Будьте внимательны, на пути дорожный знак – «бурелом».А чтобы преодолеть бурелом, нужно проверить домашнее задание. Откройте тетради (самопроверка с помощью мультимедиа).
№1377

  1. 180,4 : 4 · 3 = 135,3(т) – угля отпущено со склада
  2. 180,4 – 135,3 = 45,1(т) – угля осталось.

Ответ: 45,1т.

№1379(в)

3а + 8а = 1,87;
11а = 1,87;
а = 1,87 : 11;
а = 0,17

Ответ: а = 0,17

Учитель: Молодцы. До финиша осталось 30 минут. Но вот – снова препятствие – овраг.

(2 ученика у доски по карточкам у доски, 2 ученика выступают в роли консультантов, они работаю т на своих местах, а затем проверяют своих товарищей). В это время класс выполняет задание «Отгадай слово» (у каждого на парте карточка с заданием, работа идет по вариантам.)

  О С М Р И Н К
1. 1,5 15 150 0,15 1500 15000 0,0015
2. 21,3 213 21,03 0,213 0,0213 2,013 2130
3. 0,10347 0,1347 1347 1,347 13,47 134,7 13470
4. 0,01405 1405 140,5 1,405 14050 104,05 14,005
5. 1,02 1002 120 0,12 102 1,2 12
6. 10408 1408 104800 0,0148 0,148 1480 1,48
1) 0,015 · 1000
2) 2,13 : 100
3)13,47 · 100
4) 14,05 : 1000
5) 0,012 · 100
6) 148 : 10
1) 0,012 · 1000
2) 4,15 : 100
3) 11,18 · 100
4) 12,03 : 1000
5) 0,014 · 100
6) 153 : 10
  В Е Н М Т И К С
1. 1200 120 0,0012 10,2 102 0,12 1,2 12
2. 40,15 4150 410,5 401,5 0,0415 415 4,15 41,5
3. 0,1118 1118 111,8 11,18 1,118 110,8 10118 0,1118
4. 0,01203 1203 1,203 120,3 1,23 12,3 12,03 123
5. 104 1,04 0,104 1400 0,14 1,4 14 140
6. 0,0153 0,153 153 10,53 1,053 1530 1,53 153

Учитель: Правильно, талантливый фламандский инженер и учёный Симон Стевин в своей книге «Десятая» описал арифметические действия с десятичными дробями, он же ввел для них символику, которая приближается к современному виду. Стевин считается их изобретателем.

Физкультминутка (для глаз)

«Лидер кросса – знак вопроса,
И смело вырвался вперед!
Обогнать его не просто,
Он примеры задает:
Он их ставит как барьеры
За собою на пути!
Но раскинь умом, и первым
Сможешь к финишу прийти»

Бег продолжается, до финиша осталось 25 минут. Начинается самый трудный участок пути – «затяжной подъем».

Комментированное решение у доски.

№1345

1) 25,2 : 9 · 4 = 11,2(т) – 1 день
2) 25,2 – 11,2 = 14(т) – остаток
3)14 : 7 · 4 = 8 (т) – 2 день
4)14 – 8 = 6(т) – осталось

Ответ: 6т.

№1348(б)

3у + 5у = 9,6;
8у = 9,6;
у = 9,6:8;
у = 1,2.

Ответ: у = 1,2

Выполнить сложение: (выполнив это задание, мы подружимся со зверями, которые встретятся у нас на пути)

1) 1,07 + 3,21
2) 3,15 + 2,34
3) 13,48 + 12,304
4) 9,26 + 12,38
5) 17,02 + 11,39

Учитель: А вот у ученика 5 класса Кости Жигалина получились такие ответы (на слайде неверные ответы) .А у вас? А на сколько ошибся Костя Жигалин? Правильно, на 0,3. А как вы узнали?
Ребята! Очень важна точность в расчетах. Вот как об этом говорит Владимир Лифшиц в своем стихотворении «Три десятых»:

Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом!
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок, – он снова провален
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
– Просто мне не везет!.. Просто я неудачник!
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых.
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части .
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьёт человека…
Ты подумай об этом, мой друг хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно, подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!

Учитель: А какие приборы помогают нам быстрее вычислять?
Правильно, микрокалькулятор. Вика Щетинина приготовила презентацию о микрокалькуляторе. (Учащиеся смотрят, задают Вике вопросы).

Подведем итог.

– Чему научились вы на этом уроке?
– Какие качества вы воспитывали в себе?

Учитель задает домашнее задание:

на «3» – №1381
на «4» – №1381, №1386
на «5» – № 1381, №1386, № 1380(а)

Все благополучно добежали до финиша, но первыми пришли …

Оценки за урок.

Учитель благодарит учеников за урок.

Приложение 1