Тема урока "Можно ли "увидеть" погоду?"

Разделы: География


Цель: закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы», научиться составлять прогноз погоды, читать синоптический код.

Задачи:

  • Обучающие:
    • обобщить и систематизировать знания о типах климатов России;
    • проверить и закрепить знания, умения и навыки, и определить уровень усвоения основных терминов, понятий и определений по изученной теме, особенностей формирования климата России;
    • углубить теоретические знания и практические умения в результате обобщения и систематизации основных характеристик и показателей климата России.
    • научиться составлять прогноз погоды; читать и анализировать синоптическую карту;
    • закрепление навыка наблюдения за погодой описания элементов погоды;
  • Развивающие:
    • развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний, интереса к географии.
    • стимулирование творческой мыслительной деятельности.
    • развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
    • развитие сплоченности коллектива.
    • развивать логическое мышление, память, внимание, способствующие нахождению правильного ответа, кратко и последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
    • развивать практические навыки применения данных знаний.
    • развивать мыслительные процессы личности: обобщать, анализировать, выявлять закономерности;
  • Воспитательные:
    • воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
    • формирование навыков сотрудничества, культуры общения при работе в группах.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
  • Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
  • Предметные: сформировать представления об особенностях составления прогноза погоды, знать о Метеорологической обсерватории при Казанском университете, уметь прогнозировать изменения в природе, уметь пользоваться различными источниками географической информации: синоптической картой и синоптическим кодом.

Тип урока. Комплексного применения знаний, урок-практикум.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.

Структура урока:

1. Организационно-мотивационной этап: тема; цель; планируемые образовательные результаты.
2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, формирование групп. Актуализация знаний об элементах погоды с опорой на знания, полученные в начальном курсе, жизненный опыт учащихся.
3. Сообщение нового материала. Теоретический этап. Прогноз погоды. Его значимость для человека и его хозяйственной деятельности. Как составляется, виды прогноза. Синоптическая карта.
4. Практическая работа. Познавательный, частично исследовательский этап.
5. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
6. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Приветствие учителем учащихся.
Поставим задачу на урок: что должны мы узнать сегодня? Как составляется прогноз погоды, что такое синоптическая карта и синоптический код.

Актуализация знаний:

Учитель обращает внимание на значение предсказаний погоды, от которой во многом зависит урожай, и на огромный опыт составления прогнозов, накопленный в течение сотен лет людьми, которые вели наблюдения за состояниям атмосферы, примечали связи между атмосферными процессами, явлениями и поведением животных и растений.

Конкурс на лучшего толкователя признаков погоды.

Работа в командах. Учащиеся объединяются в 3 группы по 6 -7 человек.

Задание 1. Используя научные знания, логику, постараться объяснить народные приметы.

1. Ясная луна – признак мороза.
Объяснение: Ясная безоблачная погода зимой может служить признаком последующего понижения температуры, вызываемого выхолаживанием земной поверхности и приземного слоя воздуха.
2. Если ветер долго дул с одной стороны, а потом вдруг начал дуть с обратной, скоро будет дождь. Усиление ветра после продолжительной тихой погоды – к дождю.
Объяснение: Изменение направления сильного ветра может служить признаком изменения погоды. Вероятнее всего меняется давление при прохождении атмосферного фронта, то есть при смене воздушных масс.
3. Дым столбом – хорошей погоде. Дым столбом – к морозу.
Объяснение: Дым столбом бывает при безветрии, которое типично для центральной части антициклона или барической седловины, вне влияния атмосферных фронтонов. Стелющийся по земле дым возможен при сильном ветре и в условиях циклонической погоды с облаками и осадками [ 2, с.73].

Конкурс «Занимательные процессы и явления»

Задание 2. Определить метеорологические явления по указанным признакам, отмеченным в произведениях классиков отечественной литературы.

1. Английский врач Э. Дженнер вошёл в историю как спаситель человечества от оспы. Но, будучи незаурядным наблюдателем природы, он тонко подмечал изменения погоды. Дженнер написал любопытное стихотворение, где образно отразил народные приметы о наступлении определённого метеорологического явления.

В ночи сверкнули огоньки –
Зажгли лучину светляки.
В барометре упала ртуть.
Вот ветер начинает дуть.
Стал будто ближе дальний лес.
Стал будто ниже свод небес.
К земле прижаты облака.
И режет уши песнь сверчка.
Ей вторит резкий крик дрозда.
Вода чиста, как никогда.
Рыбёшка занята игрой –
Хватает мушек над водой.
Из сети выглянул паук.
Меня к дивану тянет вдруг.

О каком метеорологическом явлении идёт речь?

Ответ: Стихотворение Э. Дженнера называется «Приметы дождя». Таким образом, в стихотворной форме автор отразил народные приметы одного из атмосферных осадков.

2. По указанным признакам, отмеченным в произведениях классиков отечественной литературы, определите примерную силу ветра в баллах по 12-балльной шкале.

А) Сегодня старый ясень сам не свой, –
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему – никто сказать не может... (С.Я. Маршак)

Б) Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Серебристых тополей листвы... (А.С. Пушкин)

В) И было, как видно,
Ему не впервые
Ломать, как тростинки,
Дубы вековые.
И, крыши срывая,
Врываться в жилище.
Его называли
Ветрило! Ветрище! (С.В. Михалков)

Г) Колеблет ветер, влажный, душный,
Ветки деревьев, и с воем он
Стучит в оконницы... (М.Ю. Лермонтов)

Ответ: Описание в отрывках явления можно оценить примерно следующим образом: А – 1-2 балла; Б – 3-4 балла; В – 5-6 баллов; Г – 11-12 баллов.

3. Пользуясь рисунком и предложенными описаниями, определите формы облаков.

А) Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем. (А.С. Пушкин)

Б) Облака, облака – кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Легкие, воздушные –
Ветерку послушные. (С.В. Михалков)

В) По небу изголуба-темному как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы розового золота; изредка белели легкие прозрачные облака… (Н.В. Гоголь)

Г) В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми непросветными тучами… (М.М. Пришвин)

Ответ: А) кучево-дождевые; Б) кучевые; В) перистые; Г) слоисто-дождевые и слоисто-кучевые.

4. Определите, о каких метеорологических явлениях идет речь:

А) Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет.

Б) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

В) Я, как песчинка, мал, а землю покрываю.
Я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух, лежу я на полях
И как алмаз, блещу при солнечных лучах.

Г) Шел долговяз, в сыру землю увяз.

Д) Серое сукно тянется в окно.

Ответ: Речь шла о : А –граде; Б и В – снеге; Г – дожде; Д – тумане[1,с.12].

Изучение нового материала.

Лекция учителя:

Прогноз погоды ждут люди, чтобы спланировать свою деятельность и отдых. От своевременного и правильного прогноза может зависеть жизнь и здоровье людей (предупреждения о тайфунах, ураганах, ливнях, резких перепадах давления). От погоды зависят сельскохозяйственные работы, добыча минерального сырья, рыболовство, лесозаготовки, транспорт, служба быта, даже торговля (в жаркие летние дни большим спросом пользуются напитки и мороженое).
Сделать даже краткосрочный прогноз погоды очень сложно, поскольку надо учесть все атмосферные процессы, воздушные массы, которые постоянно перемещаются в разных направлениях на разных высотах и могут изменяться [2, с. 70].
Но по-прежнему, как и в прошлых столетиях, так и в нынешнем 21 веке, главными «сборщиками» данных о погоде остаются метеостанции — автоматические или работающие в ручном режиме. А в России, в основном, это вторые, те самые, где метеоролог несколько раз в сутки снимает показания приборов, фиксирует изменения в погоде и отправляет их в закодированном виде по назначению.
Чтобы прогнозы были более точными, важен человеческий фактор. В повышенной требовательности к современному прогнозу, на всех этапах его составления нужна профессиональная подготовка. В том числе и для наблюдателя. И все это нужно сделать очень оперативно, потому что есть стандарты и регламент международных наблюдений.
Сейчас в мире насчитывается около 10 000 метеостанций, из них 8500 располагаются в Северном полушарии; в России – около 1600.И данные каждой станции важны, потому что из них складывается общая картина погоды на Земле. В Казани работает метеорологическая обсерватория при Казанском университете.
Сообщение учащегося (презентация): «Метеорологическая обсерватория при Казанском университете».

Физкультурная минутка

Мы по России вдоль пойдём
Затем обратно повернём (шаги на месте)
Увидим ширь её полей
Высоты гор и даль степей (работа рук)
Вокруг красиво – гордый я
Ведь это Родина моя! (повороты головы)

Лекция учителя:

Синоптическая карта — географическая карта, на которую цифрами и символами нанесены результаты наблюдений на сети метеорологических станций в определенные моменты времени.
Такие карты регулярно составляются в службе погоды по нескольку раз в день; их анализ является основной операцией, дающей возможность для последующего прогноза погоды.
Метеорологический (Синоптический) код, система условных обозначений, применяемая для обмена метеорологической информацией (результатами наблюдений за состоянием атмосферы на различных уровнях, производимых на метеорологических и аэрологических станциях, включая данные метеорологических радиолокаторов и искусственных спутников Земли, анализ карт погоды и др.).
Для каждого вида информации имеется специальная кодовая форма, состоящая из символических букв или буквенных групп (обычно пятизначных), которые преобразуются в цифры, обозначающие величину или состояние описываемых метеорологических элементов.
Применение метеорологического (синоптического) кода позволяет представить сведения о погоде в виде цифровых сводок, удобных для международного и внутригосударственного обмена по радио и проводным средствам связи, а также для обработки на ЭВМ.

Практическая работа в группах:

Предлагаемое ребятам задание состоит из трех частей:

Первая часть. Дать характеристику нижнего слоя атмосферы для своего населенного пункта, используя синоптическую карту:

1 группа – температурный режим.
2 группа – влажность воздуха, осадки,
3 группа – сила и направление ветра.

Запись полученных данных в дневник наблюдений. Обмен данными наблюдений между группами. Анализ полученных данных.

Внимание: Распределите обязанности в группе. Выступает 1 человек от группы. Оценки выставляются всем участникам группы по степени их участия в работе.

Вторая часть. На основе собранного и проанализированного материала учащиеся составляют краткосрочный прогноз погоды для своей местности на следующий день. Комплексное описание погоды дня наблюдений.

Внимание: Описание представьте в виде последовательного рассказа, при этом выскажите личные мнения, суждения, обязательно сделайте вывод.
Третья часть. Пользуясь схемой телеграммы и синоптическим кодом расшифровать телеграмму метеостанции о погоде:

1506 Казань 63205 92545 13118 34605 16508 70705 [3, с.51].

Подведение итогов урока (рефлексия по методу неоконченных предложений).

Домашнее задание: Инструктаж выполнения домашнего задания:

– §11
– составить синквейн по теме «Погода» или кроссворд на тему «Метеорологические явления».

Список литературы.

  1. Е.Н. Селишев. География для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. М.: Академия развития, 2002.
  2. Н.Ю.Маерова. Уроки по географии 8-9 классы. М.: Дрофа, 2006.
  3. И.А. Уразметов, Л.И.Валишина. Практикум по общему землеведению. Казанский Государственный Педагогический Университет – Казань, 1998.