Сценарий литературно-музыкальной композиции "Помните!.."

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи проведения данной литературно-музыкальной композиции:

  • расширение кругозора школьников путём самостоятельного поиска необходимой информации;
  • формирование умений анализа и систематизации собранной информации;
  • знакомство со стихотворениями различных поэтов о Великой Отечественной войне;
  • знакомство с песнями военных лет;
  • закрепление навыков выразительного чтения наизусть;
  • эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание школьников.

Оборудование:

  • рисунки учащихся на тему Великой Отечественной войны;
  • музыкальное оформление.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит запись песни «Случайный вальс» (автор слов ЕДолматовский, композитор М. Фрадкин). Девочки, одетые в школьные платья, танцуют с мальчиками. Внезапно песня прерывается. Ребята в растерянности смотрят надруг друга и по сторонам.
Звучит запись песни «Священная война» (автор слов В. Лебелев-Кумач, композитор А. Александров). После 1-го куплета музыка затихает, звучит фоном.

1-ый ведущий.Вот так неожиданно в обычный летний день 22 июня 1941 года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великая Отечественная война. Сейчас о ней много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы. Да, время пришло другое, изменилась страна, изменилась идеология, но неизменным осталось одно – это те люди, которые на своих плечах вынесли все тяготы войны, которые боялись, но шли, которые ненавидели смерть, но рвались в объятия смерти, чтобы сохранить жизнь. Этим людям не нужно ничего объяснять и доказывать, они были там, они знают это не понаслышке, и только вера в правое дело давала им силы.
Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта страшная война! Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива!

Звучит громче запись песни «Священная война». На сцене мальчики и девочки выстраиваются в шеренги и маршируют на месте. Останавливаются, расходятся по сторонам (девочки и мальчики по разные стороны). Музыка затихает.

Девочка. 

Ах, война! Что ж ты, подлая, сделала?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На дороге едва помаячили, и ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики!
Постарайтесь вернуться назад!

Мальчик.

Ах, война! Что ж ты сделала, подлая?
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги. Ну куда от них денешься? Да зелёные крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что бредёте войной наугад.
До свидания, девочки! Девочки!
Постарайтесь вернуться назад! (Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»).

Звучит 1 куплет песни «Огонёк» (автор слов М. Исаковский, композитор неизвестен).

1-ый чтец (мальчик).

… И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты — косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу… (М. Гриезане.«Обелиски»).

Звучит (фоном) песня «Катюша» (автор слов М. Исаковский, композитор М. Блантер).

2-ой ведущий. 1941 год. Один из гитлеровских генералов так докладывал в ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: «Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточенных боев».

Звучит громко песня «Катюша» до конца 1-го куплета.

2-ой чтец (девочка).

Вокзал был тихим,
Маленьким и грустным.
Жевали с хрустом лошади овес.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колес.
И к полустанку выплыли теплушки.
Березы у перрона встали в строй.
И запоздало охнула частушка,
Наполненная болью и тоской:
Милый едет воевать,
Надел рубашку белую.
Я все время буду ждать,
Изменушки не сделаю.
И лопнуло мгновенно напряженье,
Хлестнуло в сердце жарким и тугим,
И с дрожью взвился женский голос:
— Женя!
А как же мы… Себя побереги! —
А он пошел, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землякам,
И сыновья с ним рядышком босые
По-взрослому шагали по бокам.
А женщина осталась небольшая, —
С нее печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит
И все платка не может отыскать.
И в толкотне ей удалось всмотреться —
Целует муж заплаканных ребят…
И сквозь поселок, словно через сердце,
Ушел состав в пылающий закат. (В. Соловьев.«Полустанок»).

Звучит припев песни «Эх, дороги» (автор слов Л. Ошанин, композитор А. Новиков).

1-ый ведущий. Из письма Михаила Евдокимовича Ревы, жене. Письмо с фронта. «…Прошу тебя, Анна, не плакать. На мою долю выпало большое счастье — защищать город Ленина. Большего счастья не надо, только бы мы увиделись с тобой. Если надо будет отдать жизнь во имя поставленной командованием задачи, я отдам ее с гордостью. К вам в Донбасс движется банда Гитлера. Если ты не сможешь эвакуироваться, то поезжай к моим родным и делай хотя бы что-нибудь на пользу нашей армии. Береги нашего сына. Целую тебя и сына. Михаил».

3-ий чтец (мальчик).

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

4-ый чтец (мальчик).

Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт.
Жди, когда уж надоест тем,
Кто вместе ждёт.

5-ый чтец (мальчик).

Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра тем,
Кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин души.
Жди, и с ними за одно выпить не спеши.

6-ой чтец (мальчик).

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло!»
Не понять не ждавшим им, как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил будем знать только мы с тобой.
Просто ты умела ждать как никто другой. (К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»).

Звучит 1-ый куплет песни  «В землянке» (автор слов А. Сурков, композитор К Листов).

2-ой ведущий. Ленинград. Зима 1941—1942 гг. была на редкость суровой. Блокада. Только в декабре от голода умерло 53 тыс. человек. В январе –феврале еще больше. Несмотря на это, осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки. За этот период было изготовлено: 95 тыс.корпусов снарядов и мин.; 380 тыс. гранат; 435 тыс. взрывателей.
Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить. Из сводок того времени, публикуемых в газетах Осенью 1942 г. Сталинградскому, Донскому, Юго-Западному фронтам было отправлено: валенок — 41 тыс. пар; полушубков — 19 тыс.; стеганых фуфаек и шаровар — 112 тыс.; рукавиц и шерстяных носков — 52 тыс. пар; шапок-ушанок — 42 тыс.

1-ый ведущий.  Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта – Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша.мама — 15 мая». А дальше — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

1-ый чтец.

Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат. (И. Дашков.«Победа»).

2-ой чтец.

Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, —
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.

3-ий чтец.

А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.

4-ый чтец.

В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.

5-ый чтец.

Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну —
В тылу иль на полях сражений, —
Принес победную весну, —
Поклон и память поколений. (С. Кочурова).

Звучит 1-ый куплет и припев песни «Одна победа» (автор слов и композитор Б. Окуджава).

6-ой чтец.

Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили! (Р. Рождественский «Реквием»)

Звучит песня «Журавли» (автор слов Р. Гамзатов, композитор Я Френкель). Минута молчания. Под продолжающую звучать музыку после минуты молчания дети уходят со сцены.