Класс: 8
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-игра.
Технология: игровая.
Цели:
- систематизация знаний по теме “История развития вычислительной техники”;
- выявление лучших эрудитов в знании истории компьютеров среди учащихся;
- повышение образовательного уровня школьников и уровня их готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Задачи:
- развитие познавательного интереса, мотивации к изучению информатики;
- развитие умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, в определении функций участников игры, способах взаимодействия (контроль, коррекция, оценка действий).
Дидактическое обеспечение урока:
1. Карта подсчета очков по дополнительным вопросам (см. Приложение 3).
2. Карточки с ребусами для команд: для команды №1 (см. Приложение 1) и для команды №2 (см. Приложение 2).
Аппаратное обеспечение и программное обеспечение (используемые на уроке средства ИКТ):
1. Компьютер учителя с операционной системой Windows 7.
2. Интерактивная доска StarBoard, подсоединенная к центральному (учительскому) компьютеру.
3. Проектор Epson
4. Презентация “Вхождение в тему” (см. Презентация 1).
5. Двенадцать презентаций с дополнительными вопросами к игре (в качестве примера приведена презентация с дополнительным вопросом №1 – см. Презентация 2). Со всеми дополнительными вопросами и ответами на них можно ознакомиться в Приложении 6.
6. Приложение-игра “Что_Где_Когда_История ВТ”. Для знакомства с инструкцией по работе с игрой см. Приложение 4. Вопросы и ответы к игре приведены в Приложении 5.
Методическое назначение средств ИКТ: визуализация, активизация познавательной деятельности, быстрая проверка ответов на вопросы игры, повышение интереса к изучению информатики.
План урока:
1. Организационный этап (2 мин).
2. Мотивационный этап (вхождение в тему) – (10 мин).
3. Проведение игры, включая дополнительные вопросы (23 мин).
4. Подведение итогов игры. Рефлексия (5 мин).
Ход урока
I. Организационный этап.
Группа делится на две команды по 6-7 человек, в каждой команде выбирается капитан. Выбирается один человек, который будет вести счет очков за ответы на дополнительные вопросы.
II. Мотивационный этап.
Используемые средства ИКТ: 1, 2, 3, 4 (см. пункт “Аппаратное обеспечение и программное обеспечение (используемые на уроке средства ИКТ)”.
Учитель: Обратите внимание на слайд (слайд 1). Что общего между устройствами, приведенными на слайде?
Ученики: Все эти устройства (счеты, логарифмическая линейка, калькулятор, компьютер) предназначены для вычислений.
Учитель: Правильно! (слайд №2). Как вы думаете, в каком порядке появились на свет устройства, приведенные на слайде? (слайд №3).
Ученики:
1. Счеты
2. Логарифмическая линейка
3. Калькулятор
4. Компьютер
Учитель: Правильно! (слайд № 4). Вы, наверное, уже поняли, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Ученики: Речь пойдет об истории приспособлений, связанных с вычислениями, об истории вычислительной техники.
Учитель: Правильно! (слайд № 5). Тема сегодняшнего урока – “История развития вычислительной техники”.
Цели урока:
1) обобщение знаний по теме “История развития ЭВМ”;
2) выявление лучших знатоков истории развития вычислительной техники.
Урок будет проходить в форме компьютерной игры “Что? Где? Когда?”, для этого вы разделились на две команды (будем условно называть их “Команда №1” и “Команда №2”). Кроме баллов за вопросы компьютерной игры, у вас будет возможность набрать очки за устные дополнительные вопросы. Мы уже выбрали одного человека, который не входит ни в одну команду, но у него очень важная задача – он будет подсчитывать ваши очки за дополнительные вопросы (выдает ученику лист с картой подсчета очков).
Сейчас нам нужно определиться, какая из команд будет отвечать первой, если никто из вас не даст досрочного ответа на вопрос компьютерной игры. Для этого мы разыграем нулевой раунд игры, в котором вы должны будете разгадать ребус (выдает капитанам команд листы с ребусами) – слайд № 6). Для разгадывания ребуса вам отведена 1 минута.
Ученики (разгадывают ребус).
Учитель (при необходимости помогает ученикам, напоминая правила разгадывания ребусов). Минута прошла. Какие же ответы вы получили на ваши ребусы? Отвечают капитаны команд.
Капитан команды №1: У нас получилось слово “абак”.
Капитан команды №2: У нас тоже получилось слово “абак”.
Учитель: Правильно! (слайд №7). В ребусах было зашифровано одно и то же слово “абак”. Кто из вас скажет, что это за устройство? Вы можете ответить на этот вопрос, т.к. вашим домашним заданием было ознакомиться с презентацией “История развития вычислительной техники”, разработанной мною, а также найти различную информацию о развитии ЭВМ в Интернете.
Ученики: Абак – это дощечка, покрытая слоем песка, на которой острой палочкой проводились вертикальные линии, и в каждой из полученных колонок размещались какие-нибудь предметы (камешки, косточки и т.п.), отмечавшие количество единиц, десятков, сотен и т.п. в числе.
Учитель: Правильно! На слайде (слайд №8) вы можете увидеть фото древнеримского абака, сохранившегося до наших дней. Он изготовлялся из бронзы, камня, слоновой кости и цветного стекла. Камешки передвигались в вертикально прорезанных желобках. Внизу помещались камешки для счета до пяти, а в верхней части имелось отделение для камешка, соответствующего пятёрке (т.е. в этом абаке использовалась пятеричная система счисления).
III. Проведение игры, включая дополнительные вопросы.
Используемые средства ИКТ: 1, 2, 3, 5, 6 (см. пункт Аппаратное обеспечение и программное обеспечение (используемые на уроке средства ИКТ)”.
Учитель: А сейчас настало время игры (загружает приложение с игрой и презентации с дополнительными вопросами, управляет процессом игры, привлекая при работе с приложением ученика, отвечающего за подсчет баллов по дополнительным вопросам – см. “Приложение 4”).
Ученики: обдумывают основные и дополнительные вопросы игры, капитаны команд (или любой из членов команды) набирают на доске (с использованием экранной клавиатуры) ответы на вопросы компьютерной игры, а также устно отвечают на дополнительные вопросы игры. Ответственный за подсчет баллов по дополнительным вопросам выставляет в соответствующую карту очки, набранные командами.
IV. Подведение итогов игры. Рефлексия
Учитель: Игра закончена. Настало время подвести итоги. Пока мы с ответственным за подсчет баллов по дополнительным вопросам подводим итоги, вы должны в внутри команд выбрать самого лучшего игрока, а также оценить игру своей команды, т.е. выставить себе оценки (c помощью ответственного за подсчет баллов по дополнительным вопросам суммирует очки за компьютерную игру и за дополнительные вопросы, озвучивает общее количество очков, набранных командами, и называет команду-победителя).
Ученики: выбирают из каждой команды самого эрудированного игрока, проводят самооценку и взаимооценку своей деятельности на уроке (внутри команды выставляют себе и своим товарищам оценки).
Учитель: выставляет оценки в журнал, вручает грамоту и призы капитану команды-победителя и лучшим игрокам команд.
Список литературы и Интернет ресурсов:
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Музей истории вычислительной техники. Виртуальная экскурсия. // газета “Информатика”, №2, 2010.
3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Программа для основной школы (8-9 классы). // http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
4. Музыкальное оформление игры “Что? Где? Когда?” // http://chgk.tvigra.ru/encyclopedia/?music
5. Свободная электронная энциклопедия “Википедия” // https://ru.wikipedia.org/?l
6. Верещагина Л.И. Урок-игра “Кто? Где? Когда?” по теме “История развития ЭВМ”. Фестиваль “Открытый урок” 2010-2011 уч. года // https://urok.1sept.ru/articles/602114/
7. Урок “История развития вычислительной техники”. // http://uchinf.ru/post/open/12
8. Вопросы теста по общей информатике с ответами. Тема 2: “История развития и классификация ЭВМ” // http://geetest.ru/tests/obschaya_informatika/list/1
9. Генератор ребусов // http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%EB%F2%EE