Урок-игра "Кто? Где? Когда?" по теме "История развития ЭВМ"

Разделы: Информатика


Класс: 10.

Тема урока: История развития ЭВМ.

Тип урока: комбинированный обобщающий.

Вид урока: урок-игра.

Технология: игровая.

Время проведения: заключительный урок по теме “История развития ЭВМ”.

Оборудование урока: презентация с портретами и устройствами (Приложение 1), карточки с вопросами, грамоты, таблица счета очков (Приложение 2).

Цели:

  • повторение и обобщение знаний по теме “История развития ЭВМ”;
  • выявление лучших эрудитов среди обучающихся;
  • формирование умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие психологических процессов мышления,
  • развитие умения слушать и слышать,
  • расширение кругозора учащихся, воспитание интереса и уважения к предмету.

План урока.

  1. Подготовительный этап.
  2. Организационный момент.
  3. Проведение 6 этапов игры, включая 3 этапа для болельщиков.
  4. Подведение итогов игры.

Ход урока

I. Подготовительный этап

В классе выбирается две группы детей по 7-8 человек. Два человека ведут счет очков. Оставшиеся обучающиеся становятся болельщиками. На 3 столах лежат карточки с вопросами. За правильный ответ команда получает 2 очка.

II. Организационный этап

Учитель: В 1871 году в английском журнале “Панч” было напечатано стихотворение:

Служа науке он терпел лишенья,
Был рок его тревожен и суров,
Он злой судьбою избран был мишенью
Скорей ударов, нежели даров.
С тех пор, когда влекомый блеском таинств,
Присущих математики, решил,
Ступить на многотрудный путь,
Пытаясь достичь математических вершин.

Это стихотворение посвящено английскому ученому, главным делом жизни которого, по его словам, были вычислительные машины, над созданием которых он работал более 50 лет. Именно, он сконструировал прообраз современных компьютеров. Имя этого ученого Чарльз Беббидж. Сегодня мы с вами окунемся в эпоху компьютеров разных времен. Постараемся вспомнить имена ученых, внесших вклад в развитие вычислительной техники, годы и места создания устройств. Проведем наше занятие в виде игры Кто? Где? Когда? Итак, начнем игру! А начнем ее словами Иоганна Гете:

Нам говорят “безумец” и “фантаст”.
Но, выйдя из зависимости грустной,
C годами мозг мыслителя искусный
Мыслителя искусного создаст.

III. Проведение игры с использованием презентации (приложение 1)

Разыгрывается право взять первыми карточку следующим вопросом: Кто создал проект первой счетной машины, представляющей из себя суммирующее устройство с зубчатыми колесами? (Леонардо да Винчи).

Далее в порядке очередности проводится игра для команд и болельщиков.

Вопросы для игры

Кто?

  1. Молодой 18-летний французский ученый создал первую модель вычислительной машины. Эта машина умела выполнять сложение. Кто ее создал? (Блез Паскаль)
  2. Русский математик и механик создал в 1878 году суммирующий аппарат с непрерывной передачей десятков. Назовите его полное имя. (Панфутий Львович Чебышев)
  3. Этот ученый соединил идею механизированной арифметической машины Лейбница с идеей программного управления. Его проект не был реализован, однако по своим возможностям его машина не уступала первым ЭВМ: в ней была предусмотрена память для хранения 1000 чисел по 50 десятичных знаков, арифметические операции выполнялись в соответствии с программой, записанной на жаккардовых перфокартах. Назовите этого ученого. (Чарльз Беббидж)
  4. Американский ученый, инициатор строительства современных вычислительных машин. Родился в Будапеште, работал в Германии, а затем по приглашению Принстонского университета выехал в США, где и остался навсегда. Он модернизировал и усовершенствовал первую в мире ЭВМ, а затем построил новую машину “Джаниак”. Разработки проекта машины были основаны на некоторых факторах работы человеческого мозга. Назовите имя этого ученого. (Джон Фон Нейман)
  5. Этот человек знал 13 языков. Его называли “отцом кибернетики”. Он родился в Колумбии, работал в США. Его отец поляк. В 14 лет окончил колледж, в 18 стал доктором философии, а затем профессором математики. Кто это? (Норберт Винер)
  6. Однажды на железнодорожной станции он наблюдал за работой кондуктора, когда тот пробивал дырочки в билетах. И он решил изготовить такие же карточки для переписи населения. Впервые, в 1890 году, его счетно-аналитическая машина стала использоваться при обработке результатов очередной переписи. Он назвал ее табулятором. Кто создал эту машину? (Герман Холлерит)

Вопросы для болельщиков

  1. Кто создал в 1952 году малую электронно-счетную машину? Эта машина была создана в единственном экземпляре. Машина была создана нашим соотечественником и работала на лампах? (С. А. Лебедев)
  2. Кто создал компьютер по принципу “сел – и работай” в 1976 году? Они являются создателями компьютерной фирмы Apple. (С. Джобс и С. Возняк)
  3. Кто впервые написал программу для машины Беббиджа? (Ада Лавлейс)

Где?

  1. В 1954–1957 гг. фирмой NCR создается первый компьютер на транзисторах? В какой стране возникла эта фирма? (США)
  2. В 595 году н.э. в этой стране впервые появилась знакомая всем нам сегодня десятичная система счисления. Назовите эту страну. (Индия)
  3. В 1942 году американский инженер Д.П. Эккер и физик д. У.Моули сконструировали первую ЭВМ “ЭНИАК”. В каком университете это было? (Пенсильванском)
  4. Существует легенда о создании персонального компьютера, который был назван дословно “Яблоко”. Молодые организаторы впервые изготовили персональный компьютер, предназначенный для большого круга непрофессиональных пользователей. Где был создан этот компьютер? (США)
  5. В каких странах вычислительный прибор, появившийся VI–V вв. до н.э. назывался “абак”, суан-пан”, “серобян”? (Греция, Китай, Япония)
  6. Где была создана С.А. Лебедевым первая малая отечественная электронная счетная машина? (Киев)

Вопросы для болельщиков

  1. Строительство этой машины продолжалось десять лет, но не было закончено. Он назвал ее “разностная машина”. В какой стране строилась эта машина? (Англия)
  2. В какой машине использовались устройства: склад, фабрика, блоки ввода исходных данных, печать результатов? (Аналитической машине Беббиджа)
  3. Где использовались барабаны и ленты. Стали использоваться языки программирования высокого уровня ФОРТРАН, АЛГОЛ, КОБОЛ? (В ЭВМ второго поколения)

Когда?

  1. В каком году появились первые ПЭВМ? (1975)
  2. Когда фирма “Интел” создала первый микропроцессор? (1971)
  3. В какую эпоху это было? Леонардо да Винчи создал эскиз суммирующего устройства с десятизубными колесами. По его чертежам в наши дни американская фирма по производству компьютеров IBM в целях рекламы построила работоспособную машину.
    (Эпоха Возрождения)
  4. Немецкий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц сначала создал, а потом построил механическую машину, которая могла не только складывать и вычитать, но и умножать. В каком году он построил свою машину? (1692)
  5. В каком году фирма IBM выпускает IBM-совместные модели, работающие на процессорах “Pentium”? (1993)
  6. В каком году фирма IBM по производству вычислительной техники в Америке приступила к изготовлению профессиональных компьютеров? (1982)

Вопросы для болельщиков

  1. Когда был создан первый транзистор, заменивший лампы в ЭВМ? (1949)
  2. Когда начинается второе поколение ЭВМ? (1955)
  3. Когда был создан суперкомпьютер “Эльбрус – 1?” (1970-1980)

IV. Подведение итогов

Учитель с помощью помощников подсчитывает очки команд и выбирает самого эрудированного болельщика. Команда, набравшая большее количество очков считается победителем. Выставляются отметки в журнал. Игрокам и лучшему болельщику вручаются грамоты.

Учитель: Сегодня мы с вами подтвердили слова И. Гете. И каждый из нас должен понять, что вступление в новую информационную эпоху не должно проходить мимо ушедшей индустриальной эпохи