Известный писатель Кайсын Кулиев говорил: «Легко любить все человечество, соседа полюбить сумей», – а наш классный час будет называться
«Легко любить все человечество?
Соседа полюбить сумей».
Казалось бы, разница в двух словах: трудней –
сумей. Одно слово – наречие в сравнительной
степени, второе – глагол. Мы будем говорить о
действии.
– Скажите, можно ли любить всех?
Да. Можно любить всех. Об этом гласят многие религии мира. |
Нет. Всех любить нельзя. Не нужно ждать от человека, что он будет одинаков в обращении со всеми людьми. |
Например, старцы-монахи в Оптинской пустыни молятся так: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не осуждая и не огорчая». | Я тоже могу сказать: «Дома ждет любимый муж, беспокоятся обо мне родители, а больше я никого не люблю, ни до кого мне нет дела». Это неправильно! Так быть не должно. |
– Может, и нам взять со святых старцев пример?
Святой Амвросий Оптинский говорил, что если нет любви, то через силу нужно делать дела любви, и Бог, видя твои труды, подарит тебе любовь.
– Что вы сейчас можете сделать в этом направлении?
А) У твоего ненавистного соседа развязались
шнурки, ты … (подскажешь, что исправить в
одежде);
Б) У нелюбимого одноклассника рассыпались вещи,
упали с парты, ты не смеешься, ты… (поможешь ему
поднять вещи, собрать их в портфель);
В) У нелюбимого человека День рождения, ты… (поздравишь
его хотя бы на словах);
Г) Обижают слабого, но нелюбимого одноклассника
(младшего школьника), ты… (заступишься, если
сможешь, позовешь взрослых).
– Приведите свои примеры доброго отношения к
людям, преодоления себя для других.
– Какое литературное произведение, прочитанное
нами недавно, созвучно поднятой сегодня теме?
«Притча о добром самарянине»
– Напомните сюжет произведения, отрывка из Библии.
– Что в иносказательной форме хотел сказать Христос? (В дружбе, любви и просто в отношениях с людьми надо так относиться к другому любому человеку, как к самому себе. Надо поступать по совести. Пробуйте поступать правильно. Если хочешь сохранить дружбу, любовь, отношения, – будь терпим, толерантен.)
Вывод. Еще один философский вопрос встает перед нами. А что же такое любовь?
Словарь С.И.Ожегова трактует слово следующим
образом: «Любовь – чувство самоотверженной,
сердечной привязанности».
Наверное, у вас будет свое определение. Знаете,
химики недавно доказали, что вся сущность любви
– это химическая реакция. Платон определял, что «любовь
– совершенное признание».
– Послушайте высказывание русского философа Лосева и подумайте, как вы к этим словам относитесь?
«Любовь есть узрение тайны любимого… Любовь
есть ощущение родства с любимым. Любящий и
любимый всегда дышат одним воздухом, и этот
воздух – их общая родина.
Любить – значит критиковать, то есть находить
в любимом положительное и отрицательное. Любить
– значит радоваться тому, что в любимом
положительно, хорошо, и страдать от его
недостатков. Это значит поощрять в любимом
добрые начала и бороться с несовершенным в нем.
Это и значит жить общей жизнью».
– Можем ли мы применить к нашему коллективу
понятие «общей жизни»?
Можем. Мы указываем на недостатки наших
одноклассников (наших соседей по школьному
общежитию), стараемся их исправить.
– Но как нужно указывать на эти недостатки? (Доброй
шуткой, ненавязчиво, без обид.)
Попробуем полюбить того, кто рядом сидит с нами
за партой, кто ходит с нами в школу. Ведь понятие
«человечество» обобщенное, широкое. Сложнее быть
человеком, любящим всех.
И закончим мы классный час еще одним высказыванием, над которым я советую вам подумать дома. Протоиерей Андрей Ткачев пишет: «Хорошо быть таким, как воздух – всегда нужным и всегда незаметным. Никому не навязываться, ни из кого не высасывать кровь и вместе с тем приходить вовремя туда, где ты как раз в это время нужен. Это великий талант».