Программа социально-психологического тренинга для детей младшего и среднего подросткового возраста "Профилактика насилия в подростковом сообществе"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Концептуальный подход к реализации программы тренинга

Современная система человеческих отношений в обществе полна агрессии и насилия. Эти явления сопровождают несовершеннолетних повсюду – на экранах телевидения, интернет ресурсах, компьютерных играх для дошкольников и школьников. Следует отметить, что существующие исследования, посвященные анализу насилия, исходящего от несовершеннолетних, указывают на рост данных тенденций в подростковой субкультуре [2]. Данная проблема активно изучается как на общероссийском [3] так и на региональном уровне, но остаётся актуальной на сегодняшний день.

В связи с этим, теоретико-методологическим основание разработки программы тренинга явились:

– социологическая концепция Э.Дюркгейма, рассматривавшего социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества;
– экзистенционально-гуманистический подход к отклоняющемуся поведению В. Франкла подвергавшего анализу, прежде всего человеческие характеристики (духовность, свобода и ответственность) и определившему что проблемы поведения, так или иначе, связаны с дефицитом рассмотренных качеств, т. е. с проявлениями бездуховности;
– подходы отечественных ученых к изучению личности подростка Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона и др. [2; 4; 5].

В ходе реализации программы применяется ряд принципов:

– принцип активности участников группы, которые вовлекаются в групповой процесс;
– принцип исследовательской и самодиагностической позиции участников;
– принцип партнерского общения и взаимодействия в группе.

Актуальность и социальная значимость тренинга

Проблема конфликтов, агрессии, насилия остаётся одной из злободневных тем нашего общества. Конфликтам подвержены все – взрослые, дети. В детско-юношеском возрасте, как замечают психологи, конфликты связанны в основном с переоценкой детских ценностей, при вступлении во взрослую жизнь, а также с достижением определенного статуса в группе сверстников. Данное состояние, внутреннего мира формирующегося человека, уже является конфликтосодержащим, которое и может провоцировать агрессивность и насилие, драки и конфликты.

Социологический опрос, проведенный Департаментом образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска, направленный на изучение уровня удовлетворённости населения качеством образования в 2013-2014 учебном году выявил, что 32,5% опрошенных респондентов считают, что класс, в котором они обучаются нельзя назвать дружным, т.е. ребята конфликтуют между собой. Вызывает тревогу то, что учащиеся не считают жестоким обращением такие действия, как вымогательство 15 %, рукоприкладство 12 %, моральное оскорбление 21 %, изоляция, отвержение 22 %, шантаж, угрозу, запугивание 14,8%, употребление оскорбительных кличек 18,53%, дискриминация по национальным и социальным признакам 18,44% [10].

С этими негативными явлениями необходимо бороться и предупреждать, вовлекать детей и подростков в развивающий процесс, направленный на предупреждение агрессивного и насильственного поведения подрастающего поколения.  В настоящей программе социально-психологического тренинга рассматривается проблема нефизического насилия, которому подвергаются подростки в школьной среде.
Направленность тренинга: групповой тренинг коммуникативных умений и навыков конструктивного поведения.

Цель тренинга: отработка умений и навыков противостояния общественным и личностным проявлениям насилия и агрессии; обучение конструктивному межличностному взаимодействию как способу успешной коммуникации.

Задачи тренинга:

  • Ознакомить с видами, формами проявления насилия в обществе.
  • Отработать навыки уверенного поведения.
  • Развивать чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
  • Развивать навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  • Помогать в осознании собственной ответственности за поступки.

Методы, используемые в тренинге: групповая дискуссия; игровые упражнения; мозговой штурм.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.

Кол-во участников: до 20 человек, учащиеся классного коллектива или сборный коллектив.

Условия прохождения тренинга: рекомендации социального педагога, психолога, согласие родителей; реализация мероприятий по дворовой педагогике в летний период.

Основные этапы реализации программы тренинга

Таблица 1

Схема основных этапов реализации программы

Содержание программы социально-психологического тренинга

Структура программы тренинга состоит из 3-х тематических встреч, реализация каждой встречи занимает 50 - 60 минут:

Занятие 1. Проблема насилия в современном обществе (Презентация; Приложение 1.).

Занятие 2. Виды поведения в обществе (Приложение 2).

Занятие 3. Мое конструктивное «Я» или эффективные приемы общения (Приложение 3).

Структура тренингового занятия выделяется смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с подростками (Приложение 4).
Отслеживание эффективности реализации программы тренинга определяется рядом социально-психологических критериев (Приложение 5).

Ожидаемые результаты:

– осознание подростками своих личностных качеств, позитивной жизненной позиции без применения насилия;
– снижение случаев появление жестокого поведения в подростковом со-обществе.

Кадровое обеспечение. Программа социально-психологического тренинга может быть реализована психологом, педагогом-психологом, социальным педагогом, специалистом по социальной работе, специалистом по работе с молодёжью.

Практическая значимость тренинга:

– программа тренинга применима в работе психологов и социальных педагогов (общеобразовательных и социальных учреждений) для решения задач психосоциальной коррекции насильственного и агрессивного поведения подростков;
– реализация тренинговых занятий способствует успешному и своевременному решению проблем поведения подростков, создаёт благоприятные условия для последующих этапов становления личности.

Список литературы

  1. Анн Л. Ф.  Психологический  тренинг с подростками. – СПб.: Питер,  2007. – 271с.
  2. Баева И. А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.
  3. Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.
  4. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
  5. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: речь, 2008. – 336 с.
  6. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  7. Мальцева О. А. Профилактика агрессивного и жестокого поведения в межличностных взаимоотношениях несовершеннолетних. – Тюмень: ТОГИРРО, 2009. – 20 с.
  8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 168 с.
  9. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под науч. ред. А. Ф. Шадуры. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 176 с.
  10. Приказ Департамент образования и молодёжной  политики администрации города Нефтеюганска № 1043-п от 24.12.2013 г. «Об итогах соцопроса по изучению уровня удовлетворённости населения качеством образования в городе Нефтеюганске в 2013-2014 учебном году».