Концептуальный подход к реализации программы тренинга
Современная система человеческих отношений в обществе полна агрессии и насилия. Эти явления сопровождают несовершеннолетних повсюду – на экранах телевидения, интернет ресурсах, компьютерных играх для дошкольников и школьников. Следует отметить, что существующие исследования, посвященные анализу насилия, исходящего от несовершеннолетних, указывают на рост данных тенденций в подростковой субкультуре [2]. Данная проблема активно изучается как на общероссийском [3] так и на региональном уровне, но остаётся актуальной на сегодняшний день.
В связи с этим, теоретико-методологическим основание разработки программы тренинга явились:
– социологическая концепция Э.Дюркгейма,
рассматривавшего социальные отклонения
преимущественно как следствие
нормативно-ценностной дезинтеграции общества;
– экзистенционально-гуманистический подход к
отклоняющемуся поведению В. Франкла
подвергавшего анализу, прежде всего
человеческие характеристики (духовность,
свобода и ответственность) и определившему что
проблемы поведения, так или иначе, связаны с
дефицитом рассмотренных качеств, т. е. с
проявлениями бездуховности;
– подходы отечественных ученых к изучению
личности подростка Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, И.С. Кона и др. [2; 4; 5].
В ходе реализации программы применяется ряд принципов:
– принцип активности участников группы,
которые вовлекаются в групповой процесс;
– принцип исследовательской и
самодиагностической позиции участников;
– принцип партнерского общения и взаимодействия
в группе.
Актуальность и социальная значимость тренинга
Проблема конфликтов, агрессии, насилия остаётся одной из злободневных тем нашего общества. Конфликтам подвержены все – взрослые, дети. В детско-юношеском возрасте, как замечают психологи, конфликты связанны в основном с переоценкой детских ценностей, при вступлении во взрослую жизнь, а также с достижением определенного статуса в группе сверстников. Данное состояние, внутреннего мира формирующегося человека, уже является конфликтосодержащим, которое и может провоцировать агрессивность и насилие, драки и конфликты.
Социологический опрос, проведенный Департаментом образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска, направленный на изучение уровня удовлетворённости населения качеством образования в 2013-2014 учебном году выявил, что 32,5% опрошенных респондентов считают, что класс, в котором они обучаются нельзя назвать дружным, т.е. ребята конфликтуют между собой. Вызывает тревогу то, что учащиеся не считают жестоким обращением такие действия, как вымогательство 15 %, рукоприкладство 12 %, моральное оскорбление 21 %, изоляция, отвержение 22 %, шантаж, угрозу, запугивание 14,8%, употребление оскорбительных кличек 18,53%, дискриминация по национальным и социальным признакам 18,44% [10].
С этими негативными явлениями необходимо
бороться и предупреждать, вовлекать детей и
подростков в развивающий процесс, направленный
на предупреждение агрессивного и
насильственного поведения подрастающего
поколения. В настоящей программе
социально-психологического тренинга
рассматривается проблема нефизического насилия,
которому подвергаются подростки в школьной
среде.
Направленность тренинга: групповой тренинг
коммуникативных умений и навыков
конструктивного поведения.
Цель тренинга: отработка умений и навыков противостояния общественным и личностным проявлениям насилия и агрессии; обучение конструктивному межличностному взаимодействию как способу успешной коммуникации.
Задачи тренинга:
- Ознакомить с видами, формами проявления насилия в обществе.
- Отработать навыки уверенного поведения.
- Развивать чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
- Развивать навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
- Помогать в осознании собственной ответственности за поступки.
Методы, используемые в тренинге: групповая дискуссия; игровые упражнения; мозговой штурм.
Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Кол-во участников: до 20 человек, учащиеся классного коллектива или сборный коллектив.
Условия прохождения тренинга: рекомендации социального педагога, психолога, согласие родителей; реализация мероприятий по дворовой педагогике в летний период.
Основные этапы реализации программы тренинга
Таблица 1
Схема основных этапов реализации программы
Содержание программы социально-психологического тренинга
Структура программы тренинга состоит из 3-х тематических встреч, реализация каждой встречи занимает 50 - 60 минут:
Занятие 1. Проблема насилия в современном обществе (Презентация; Приложение 1.).
Занятие 2. Виды поведения в обществе (Приложение 2).
Занятие 3. Мое конструктивное «Я» или эффективные приемы общения (Приложение 3).
Структура тренингового занятия выделяется
смысловые блоки, традиционные для групповой
психологической работы с подростками (Приложение 4).
Отслеживание эффективности реализации
программы тренинга определяется рядом
социально-психологических критериев (Приложение
5).
Ожидаемые результаты:
– осознание подростками своих личностных
качеств, позитивной жизненной позиции без
применения насилия;
– снижение случаев появление жестокого
поведения в подростковом со-обществе.
Кадровое обеспечение. Программа социально-психологического тренинга может быть реализована психологом, педагогом-психологом, социальным педагогом, специалистом по социальной работе, специалистом по работе с молодёжью.
Практическая значимость тренинга:
– программа тренинга применима в работе
психологов и социальных педагогов
(общеобразовательных и социальных учреждений)
для решения задач психосоциальной коррекции
насильственного и агрессивного поведения
подростков;
– реализация тренинговых занятий способствует
успешному и своевременному решению проблем
поведения подростков, создаёт благоприятные
условия для последующих этапов становления
личности.
Список литературы
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271с.
- Баева И. А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.
- Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.
- Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
- Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: речь, 2008. – 336 с.
- Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
- Мальцева О. А. Профилактика агрессивного и жестокого поведения в межличностных взаимоотношениях несовершеннолетних. – Тюмень: ТОГИРРО, 2009. – 20 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 168 с.
- Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под науч. ред. А. Ф. Шадуры. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 176 с.
- Приказ Департамент образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска № 1043-п от 24.12.2013 г. «Об итогах соцопроса по изучению уровня удовлетворённости населения качеством образования в городе Нефтеюганске в 2013-2014 учебном году».