Может ли аутичный ребёнок учиться в обычной школе? Удержится ли в ней, продолжится ли коррекционная работа с ним, сохранится ли надежда на улучшение его социальной адаптации в будущем?
Для семьи, воспитывающей ребёнка с диагнозом «нарушение эмоционально-волевой сферы», такие вопросы часто возникают вне зависимости от формального уровня интеллектуального развития ребёнка, вне зависимости от сформированности его направленности быть учеником, ходить "как все" в школу, от возможного владения некоторыми учебными навыками.
Личный мой опыт и опыт моей ученицы подсказывает, что может, если ребёнок достаточно подготовлен к этому процессу.
Эффективность обучения по инклюзивной программе не гарантирована одним лишь нахождением аутичного ребёнка в классе обычной образовательной школы и присутствием подле него взрослого. (В Законе об образовании введены следующие понятия:
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий).
Детский аутизм внешне принимает очень разные формы. Многое зависит от интеллектуального уровня ребёнка с таким заболеванием, от его нарушений в развитии, а также от уровня поддержки, в которой нуждается ребёнок с аутизмом в повседневной жизни. Принимая решение об обучении ребёнка-аутиста в обычной школе, вы должны руководствоваться главным: способностями и потребностями ребёнка. Необходимо постоянное сопровождение ребёнка, даже высокоинтеллектуального, дефектологом (в нашем случае – школьным психологом) для его успешного обучения в обычной школе. Но вас не должно это пугать.
Это позволит демонстрировать хорошие результаты в школе, не бояться выйти к доске или ответить с места. Между психологом, родителями и учителем в школе должен быть постоянный контакт. Тогда учитель класса может спланировать учебный процесс, выделить цели для обучения, а также стать связующим звеном между всеми участниками программы – родителями, учителями, одноклассниками.
Если у ребёнка высокий интеллект, то он учится в обычной школе. Но педагог должен пройти специальную подготовку и знать, как работать с такими детьми. Знание особенностей аутичных детей поможет учителю включить их в педагогический процесс. В моём случае – обучение на курсах Московского института открытого образования по темам: «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий», «Информационно-коммуникационная образовательная среда учебного заведения».
Здесь есть масса особенностей и в оформлении класса, и в объяснении материала, и в опросе. В коллективе здоровых детей ребёнок-аутист будет стремиться стать таким же. Те аутисты, которым дали возможность развиваться и адаптироваться, впоследствии часто проявляют необычные способности. Аутичный ребёнок может достичь даже большего успеха, чем его нормальный сверстник.
Я уже могу порадоваться первым успехам своей ученицы, обучая её в частном образовательном учреждении в течение 4-х лет (курса начальной школы). У моей ученицы проявилась феноменальная память, что помогает ей не только хорошо запоминать правила по русскому языку, стихотворные и прозаические тексты по литературе, окружающему миру, на английском языке, но и успешно применять их на практике. Она очень любит читать детскую разножанровую литературу. Хотя, в первый год обучения девочка чаще не принимала, даже порой протестовала против учебной деятельности. Но желание родителей, по образованию педагогов, вера в своего ребёнка, помогли им убедить себя и других, что она способна обучаться в обществе здоровых сверстников, что у неё всё получится. Её ждёт полноценное будущее. На четвёртый год обучения наша ученица – активный, любознательный, пользующийся определённым авторитетом у одноклассников, участник учебного процесса.
Помощь родителей в учебном процессе очень важна. Мать ученицы присутствовала на каждом уроке, вникала в учебную программу, дома ещё раз с дочерью проговаривала учебный материал, помогала добросовестно выполнять все домашние задания. Мне, как учителю, иногда подсказывала более действенные приёмы успешного обучения для такой ученицы, которые хорошо срабатывали и на других учениках. Например: правила для заучивания заключать в схему, таблицу, видеоряды словарных слов, проигрывание проблемных ситуаций в виде мини-инсценировок (с учётом возрастных психологических особенностей младших школьников). Аутичному ребёнку легче воспринимать научный теоретический материал через образное восприятие.
Первые два года обучения контроль усвоения учебных знаний и навыков я осуществляла индивидуально. Контрольные задания по русскому языку и математике давала ввиде тестов, использовала более крупный шрифт, даже время для выполнения работы выделяла вне урока, в более комфортной обстановке. Постепенно контрольные работы она стала выполнять на уроках вместе с одноклассниками в соответствии с общими требованиями.
В четвёртом классе успешными были проекты учеников класса и этой ученицы как итоговое заключение к очередной изученной теме по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, английскому языку. С удовольствием моя ученица, о котором идёт речь, участвовала и побеждала в международных интеллектуальных дистанционных конкурсах по английскому языку. Итоговые аттестационные работы за курс начальной школы она выполнила успешно: на «отлично» – по русскому и английскому языкам и «хорошо» – по математике.
Особо стоит отметить поведение остальных учеников класса в отношении «особенной» ученицы. Молодцы! Воспитание толерантности налицо. Для этого проводилась разноплановая работа не только с учениками, но и с их родителями с первого года обучения детей в школе.
Хочу предложить Вам список из 10 фактов для педагогов и специалистов, составленный Никитой Щуруком (аутист из Москвы написал книгу о себе, «чтобы другим было полегче».), которые я применяю в своей работе. Он написал:
- Пожалуйста, говорите со мной так же, как и со всеми другими людьми. Я понимаю то, что вы говорите, даже если не всегда кажется, что это так.
- Пожалуйста, говорите напрямую со мной, а не с моим сопровождающим, моей мамой или моим учителем.
- Пожалуйста, уделяйте основное внимание моим сильным сторонам. У меня их много.
- Пожалуйста, будьте терпеливы.
- Пожалуйста, относитесь с уважением, если мне нужен перерыв. Я просто делаю то, что нужно, чтобы сохранить способность учиться в классе.
- Пожалуйста, не нужно награждать меня по любому поводу. Лучше настоящая «хорошая работа» или настоящая пятёрка, как и для других учеников.
- Пожалуйста, не обращайтесь со мной как с маленьким.
- Пожалуйста, помните, что я человек, как и вы.
- Я очень хорошо чувствую хороших и плохих людей. Если рядом кто – то скандалит, или сильно спорит, то я могу заболеть с высокой температурой.
- Без помощи я жить не смогу — теряюсь.
Эту заметку из книги я поместила у себя дома над рабочим столом, ежедневно перечитывала её, начиная свой первый год работы со своей ученицей. Поверьте, даже спустя время с этими фактами трудно поспорить.
Ежегодно Всемирная организация здравоохранения публикует данные об этом заболевании. И если раньше, лет двадцать назад, на 10000 человек был 1 случай аутизма, то по данным на начало 2013 года этот диагноз ставили уже каждому 160 ребёнку, а в этом году цифры обещают быть ещё менее утешительными. Неудивительно, что эта проблема вызывают всё большую обеспокоенность. Социальной адаптацией аутистов вовсю занимается весь цивилизованный мир. Особенность жизни людей с аутизмом в России заключается в том, что у нас нет такого диагноза. Есть диагноз «ранний детский аутизм», но во взрослом состоянии он либо снимается, либо (и это происходит чаще всего) превращается в «шизофрению».
В нашей стране об этой проблеме заговорили только лет десять назад. Поэтому у нас нет пока чёткой государственной программы по социализации и поддержке аутистов, нет даже системы диагностики заболевания. Всё делается родителями и специалистами-подвижниками, которые сами читают, сами учатся и сами занимаются с детьми.
Первый и пока единственный в России центр медико-психологической помощи детям-аутистам открылся в Перми.Специальный класс для детей-аутистов открыли в московской школе №198. Первая попытка российского государства встроить детей-аутистов в обычную социальную среду. Но это все только частные случаи, системы пока нет.
Безусловно, для таких детей необходимо создать особый тип школы со своей программой психолого-педагогической коррекционной работы, соответствующей их особым нуждам, где сама организация среды, взаимодействия педагога и ребёнка позволят максимально использовать, развить его способности к обучению и социальной адаптации. Организация таких школ, надеюсь, является делом недалекого будущего.
Я убеждена, что уже сейчас руководители и
педагоги частных школ, учитывая проблемы,
характер трудностей детей-аутистов, могут помочь
им и в обучении, и в организации социально
адекватных форм поведения, контактов со
сверстниками.
Сохранить такого ребёнка в школе, создать для
него условия обучения — это значит сохранить его
стремление к жизни вместе с другими людьми,
надежду семьи на лучшее будущее ребёнка.
Когда-то аутизм считали «неизлечимой болезнью», но теперь это мнение не выдерживает никакой критики перед лицом знаний и информации, объёмы которой увеличиваются прямо сейчас, пока вы это читаете. Богатый опыт работы с аутичными детьми накоплен специалистами из США и Японии. Публикуется много литературы, статей о данной проблеме. Назову только некоторые источники.
Видео
- О природе и причинах аутизма http://www.youtube.com/watch?v=bLoIs6pYJiI
Книги
- Кэтрин Моррис «Услышать твой голос»
- Роберт Шрам «Детский аутизм и АБА»
- Ловаас И. «Книга Я»
- Эллен Нотбом «10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом»
- ПОБЕДИТЬ АУТИЗМ Метод семьи Кауфман
- Прайор Карен «Нe рычите на собаку!»
- «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей» Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс
- «Исповедь матери аутичного ребенка, или внутренняя феноменология первой сессии холдинговой терапии» Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В.
- Мама-терапия от профессора Драпкина
- П.Сатмари. Дети с аутизмом.
- «Кто такие аутисты?» Никита Щирук. Отрывки из книги.
Исследования
- Исследование влияния Сенсорной Интеграции на детей с аутизмом: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10803-013-1983-8/fulltext.html
Ссылки
- ФОРУМ про аутизм, есть много полезных ссылок, рассказов мамочек http://www.medkrug.ru/community/show_discuss/86?page_pager=43
Статьи
- Джоель Смит «Помогите! Мой ребенок аутичен!» http://www.aspergers.ru/node/57
- Д.Синклер "Не плачьте о нас" http://www.autism.ru/read.asp?id=162&vol=
- "Услышать голос твой" К.Моррис http://www.autism.ru/read.asp?id=142&vol=0
Давайте же вместе работать, чтобы построить между нами мосты. Чтобы сказать детям, страдающим аутизмом: «Мы поможем Вам! Мы на Вашей стороне! Мы верим в Вас!»