Программа В.В.Бабайцевой по учебнику В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Теория 5-9 класс»; Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева «Практика 9 класс».
Цели урока:
- Образовательная:
- формирование умения находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении;
- формирование умения производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену;
- формирование умения правильно употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточными определительными;
- Развивающая:
- способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи.
- Воспитательная:
- формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку на примере отрывка из текста по Н.В.Гоголю.
ХОД УРОКА
1. Синтаксическая пятиминутка
Учащиеся должны составить предложение,
выполнив предварительно ряд действий (слова
предложения записываются по мере выполнения
задания).
– Из предложения ВОЗДУХ БЫЛ ПРОЗРАЧЕН
И ЧИСТ. возьмите подлежащее и запишите его в
форме П.п. ед.ч. с предлогом В (в воздухе);
– Добавьте глагол из предложения ЗАВЕРШИВ
ЭТУ РАБОТУ, ОН ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ
СЧАСТЛИЫМ, добавив к нему постфикс -СЯ.
(чувствовался);
– Возьмите именную часть составного сказуемого
из предложения АРОМАТ БЫЛ НАСТОЛЬКО
ДУРМАНЯЩИЙ, ЧТО КРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА,
(дурманящий);
– Из предложения В ЭТОМ МЕСТЕ
ТРАВЯНОЙ ПОКРОВ ДОСТИГАЛ СОРОКА
САНТИМЕТРОВ. выпишите относительное
прилагательное (травяной);
– В предложении СПОСОБНОСТЬ РАДОВАТЬСЯ,
ЧУТКО УЛАВЛИВАТЬ ЗАПАХИ ДАРОВАНА
НЕ ВСЕМ. найдите дополнение, выраженное
существительным во мн.ч. и запишите его в форме
И.п., ед.ч., м.р. (запах);
– Добавьте обособленное определение, выраженное
причастным оборотом, из предложения ИЗ
ГОРОДА ВЫСТУПАЛО ВОЙСКО, ГРЕМЯ В
ЛИТАВРЫ, И ПО ВСЕМ УЛИЦАМ
РАЗНОСИЛСЯ ЗВУК НЕПРИЯТЕЛЬСКОЙ
ТРУБЫ, ПЛЫВУЩИЙ С ДАЛЕКИХ ПОЛЕЙ.
(плывущий с далеких полей).
Вопросы для беседы:
– Какое предложение у вас получилось? (В
воздухе чувствовался дурманящий травяной запах,
плывущий с далеких полей).
– Устно дайте характеристику этому предложению (Простое,
повествовательное, невосклицательное,
распространенное, двусоставное, полное,
осложнено обособленным определением, выраженным
причастным оборотом, стоящим после
определяемого слова).
– В каком слове этого предложения букв больше,
чем звуков; почему? (Чувствовался)
– Переделайте простое предложение в
сложноподчиненное с придаточным
определительным. (В воздухе чувствовался
дурманящий травяной запах, который плыл с
далеких полей).
2. Работа с предложением, заранее записанным на доске учителем
Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.
– Можно ли переделать это сложноподчиненное
предложение в простое, осложненное обособленным
определением, выраженным причастным оборотом?
Почему? (Нельзя, потому что в придаточном
предложении есть объект, выраженный
местоимением Я, а в главном предложении этого
объекта нет; подлежащее в придаточном
предложении выражено союзным словом КОТОРЫЙ).
– Какой частью речи является слово МЕЛЬЧАЙШИХ? (Прилагательное)
– В какой форме употреблено это прилагательное в
предложении? (В форме простой превосходной
степени)
– Произведите синтаксический разбор данного
сложного предложения.
[Двор, (в котором я вырос)2, был знаком мне до мельчайших подробностей].1
(Сложное, союзное, сложноподчиненное, первое
– главное, второе – придаточное, так как
1) отвечает на вопрос какой?
2) поясняет в главном существительное
3) средство связи – союзное слово (в)котором,
поэтому придаточное определительное;
повествовательное, невосклицательное)
Какой?
[ _, (в котором _ _), _].
сущ.
гл. кр.прил.
мест. пр.
прил.
сущ.
1)Двор… был знаком мне до
мельчайших подробностей. (простое,
повествовательное, невосклицательное,
распространенное, двусоставное, полное).
пр. с.сл. мест. мест. гл.
2)… в котором я
вырос.(простое, повествовательное,
невосклицательное, распространенное,
двусоставное, полное).
3. Работа с текстом
Ребята, перед вами на партах лежат листы с текстом. Нам необходимо прочитать его, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя свой выбор. После этого нужно выполнить тест, расположенный после текста.
(1)Комнаты домика в котором жили наши старички
были маленькие и низенькие. (2)В каждой комнате
была огромная печ... занимавшая почти третью
часть ее. (3)Комнатки эти были ужас((?)но теплы
потому что Афанасий Иванович и Пульхерия
Ивановна очень любили теплоту. (4)Топки их были
все проведе(н,нн)ы в сени всегда почти до самого
потолка наполне(н,нн)ые соломою которую
обыкновенно употребляют в Малороссии вместо
дро...
(5)Треск этой горящей соломы и освещение делают
сени чрезвычайно приятными зимой, когда пылкая
молодеж..., прозябнувши от преслеования за
какой(нибудь) смуглянкой, вбегает в них
похлопывая в ладоши. (6)Стены комнат убраны были
несколькими картинами и картинками в
стари(н,нн)ых узеньких рамках. (7)Я уверен, что сами
хозяева давно п...забыли их содержание, и если бы
некоторые из них были унесены, то они бы, верно,
этого (не)заметили. (8)Было два больших писаных
портрета один из которых представлял какого-то
архиерея. (9)Из узеньких рам гл...дела герцогиная
Лавальер запачка(н,нн)ая мухами. (10)Вокруг окон и
над дверями находилось множество (не)больших
картинок которые вовсе не рассматриваеш...
потому что как-то привыкаешь почитать за пятна на
стене. (11)Пол почти во всех комнатах был
глиня(н,нн)ый, но так чисто вымазанный и
содержавшийся с такою опрятностию, с какой,
верно, (не)содержится ни один паркет в богатом
доме, лениво подметаемый (не)выспавш...мся
господином в ливрее.
(По Н.В.Гоголю)
Тест
1. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) художественный стиль, описание
2) художественный стиль, рассуждение
3) разговорный стиль, рассуждение с элементами описания
4) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения
2. Какой способ образования слова ЛЕНИВО (предложение 11)?
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуфиксный
3. Какой частью речи является слово ПИСАНЫХ (предложение №8)?
1) причастие
2) прилагательное
3) отглагольное прилагательное
4) деепричастие
4. В каком словосочетании слова связаны при помощи управления (предложение №9)?
1) из узеньких рам
2) глядела из рам
3) глядела герцогиня
4) запачканная герцогиня
5. В каком сложноподчиненном предложении придаточные связаны при помощи последовательного подчинения?
1) 1 2) 5 3) 7 4) 10
6. В каком сложноподчиненном предложении придаточное НЕ является определительным?
1) 1 2) 3 3) 4 4) 8
Ответ к тесту: 1) 1; 2) 4; 3) 3; 4) 2; 5) 4; 6) 2
3. Проверочная работа
Вариант №1
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
(1)Наконец коляска ост...новилась у высоких ворот украше(н,нн)ых по обеим сторонам гол...вами львов из пасти которых лились струи холодной воды. (2)Направ... и налев... от ворот т...нулась густая темная зелень сада. (3)Она оттеняла розовые глиня(н,нн)ые вазы с кактусами и почерневшие от врем...ни бюсты расставле(н,нн)ые по стене. (4)Это был въезд в стари(н,нн)ую усадьбу которой распоряжался теперь старик-смотритель.
Выполните тест:
1. Сколько сложноподчиненных предложений с придаточным определительным в этом тексте?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
2. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить причастным оборотом?
1) 1) 1,2 2) 1,4 3) 2,4 4) нигде нельзя
3. Укажите верное объяснение написания слова УКРАШЕ(Н,НН)ЫХ (предложение 1):
1) пишутся две буквы НН, так как это причастие, образованное от глагола совершенного вида;
2) пишется одна буква Н, так как это слово образовано от глагола несовершенного вида и не имеет зависимых слов;
3) пишется одна буква Н, так как это краткое причастие;
4) пишутся две буквы НН, так как это прилагательное с суффиксом -ЕНН-.
4. В каком слове все согласные звуки твердые (предложение 1)?
1) коляска
2) остановилась
3) украшенных
4) головами
5. Определите способ связи слов в словосочетании РАССТАВЛЕННЫЕ ПО СТЕНЕ (предложение №3) и запишите слово.
Ответ: 1) 3; 2) 4; 3) 1; 4) 3; 5) управление
Вариант №2
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
(1)Лес был прониза(н,нн) дымными к...сыми лучами.(2)Снег пеленой то и дело п..висал между стволамии ели которые были освобожде(н,нн)ы от груза и раскачивали лапами. (3)Иногда им п..падался лисий след который ровной и в то(же) время извилистой строчкой т...нулся от кочки к кочк...(4)Лыжники шли дальше и им п...падались уже заяч...и следы или белич...и в осиновых и березовых рощах. (5)Эти следы таинстве(н,нн)ой ночной жизни которая шла в х...лодных пусты(н,нн)ых полях и лесах волновали сердце...
Выполните тест:
1. Сколько сложноподчиненных предложений с придаточным определительным в этом тексте?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
2. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить причастным оборотом?
1) только во 2-м 2) только в 3-м 3) во 2,3 и 5-ом 4) только в 5-ом
3. Укажите верное объяснение написания слова ТАИНСТВЕ(Н,НН)ОЙ (предложение 5):
1) пишутся две буквы НН, так как это причастие, образованное от глагола совершенного вида;
2)пишется одна буква Н, так как это слово образовано от глагола несовершенного вида и не имеет зависимых слов;
3) пишется одна буква Н, так как это краткое причастие;
4) пишутся две буквы НН, так как это прилагательное с суффиксом -ЕНН-.
4. В каком слове все согласные звуки мягкие (предложение 4)?
1) беличьи
2) осиновых
3) лыжники
4) березовых
5. Определите способ связи слов в словосочетании ИНОГДА ПОПАДАЛИСЬ (предложение №3) и запишите слово.
Ответ: 1) 1; 2) 3; 3) 4; 4) 1; 5) примыкание
4. Домашнее задание
Теория п.213 Практика упр.128