Тип урока: комбинированный
Цель урока: способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму.
Задачи урока:
- Организовать деятельность учащихся, направленную на углубленное изучение понятий: политическая карикатура, демократия, тоталитаризм; знаний о демократических и тоталитарных политических режимах;
- Развивать навыки работы с политической карикатурой, умения формулировать и аргументировать теоретические выводы, познавательную активность учащихся;
- Воспитывать активную жизненную и гражданскую позицию, стремление стать свободной и независимой личностью – будущих участников построения демократической России.
Используемые технологии:
элементы
– развивающего обучения
– проблемного обучения
– обучения в сотрудничестве (групповая работа)
– информационно-коммуникационных технологий
Основные понятия: политическая карикатура, демократия, тоталитаризм, тирания.
Эпиграф занятия:
- Где кончаются законы, там начинается тирания. (Уильям Питт)
Интерактивные стратегии:
- Политологические задания для микрогрупп “Исключи лишнее слово”
- Работа учителя с интерактивной доской при изучении понятия “карикатура”
- Работа с интерактивной доской учащихся в ходе выполнения задания “Собери понятие”
Дидактический материал:
- Аппарович Н.И., Завадье А.С. Альбом по истории культуры зарубежных стран в новое время. – М.: Просвещение, 1976.
- Карточки с заданиями на местах.
- Политические карикатуры Алексея Меринова.
Литература:
- Завадье А.С. Методическое пособие по новой истории. – М.: Просвещение, 1978.
- Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1980.
- Соколов Я.В. Граждановедение. Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Научно-внедренческий центр “Граждановедение”, 1993.
- Давлетшина Н.В. “Демократия: государство и общество”. – Учебное пособие для школ, лицеев и гимназий. – М.: Институт педагогических систем. 1995.
- Назарова Е.А. Использование возможностей средств Smart Board и программы Notebook в учебном процессе. Из опыта работы учителя информатики и математики МБОУ СОШ № 27 г. Ульяновска. – Ульяновск, 2009.
- Библиотека мудрости. Афоризмы. – Проект компании “Комульти” www.comulti.ru
Таблица 1. Структура урока
№ п/п | Основные этапы урока | Основные методы обучения | Основные формы организации познавательной деятельности |
1. | Организационный этап. Сообщение темы и целей урока | Словесный | Фронтальная |
2. | Этап актуализации знаний и субъективного опыта учащихся | Словесный | Фронтальная |
3. | Этап изучения новых знаний и способов деятельности | Словесный | Индивидуальная (сообщения о О. Домье и
энциклопедическая справка) Фронтальная |
4. | Этап первичной проверки усвоения изученного | Словесный Интерактивный |
Индивидуальная Коллективная |
5. | Этап первичного закрепления изученного материала | Работа с заданиями в микрогруппах Практический Интерактивный |
Индивидуальная Коллективная |
6. | Этап обобщения и систематизации изученного | Работа с эпиграфом Работа в группах с политической карикатурой Практический |
Индивидуальная Коллективная |
7. | Этап информации о домашнем задании | Словесный | Коллективная |
8. | Этап подведения итогов учебного занятия | Словесный | Фронтальная |
9. | Рефлексия | Словесный | Индивидуальная (“барометр настроения) |
Ход урока
Вступительное слово учителя: Тема сегодняшнего занятия – политическая карикатура. Работать с политической карикатурой мы будем два занятия. Они являются завершающими в серии занятий по избирательному праву, политической культуре и культуре власти.
Вопрос классу: Где мы с вами впервые познакомились с политической карикатурой как жанром изобразительного искусства? (межпредметные связи: всеобщая история, тема “Июльская монархия во Франции”, карикатура О.Домье “Законодательное чрево”)
Учитель: Наш элективный курс называется “Выборы: путь к власти”. Люди во все времена стремились к власти, используя для этого различные средства. Кто-то для личного обогащения и самоутверждения, кто-то реально пытался улучшить жизнь народа и поднять авторитет государства через проведение реформ. Художники-карикатуристы изобразительными средствами выявляют негативные стороны жизни.
Работа с художественной литографией О. Домье “Законодательное чрево”
Вернемся к знакомой карикатуре Домье “Законодательное чрево”. Как вы понимаете, что такое карикатура? Какие цели ставит художник? (выслушав все варианты ответов, учащийся делает сообщение о творчестве Домье, демонстрируя при этом все детали на литографии; опережающее задание было на предыдущем уроке). Основные тезисы сообщения:
- литография – “гравюра на камне”;
- свои карикатуры О.Домье называл сатирическими листами, “огонь” которых направлял против “царства банкиров”;
- парламент – Законодательная палата Франции – однообразный амфитеатр;
- депутаты (банкиры, биржевые короли) изображены неожиданно – в дремотном состоянии, словно после сытного обеда;
- сюжет однообразный. [1]
Вопрос классу: А какими художественными средствами пытался Домье донести до нас смысл “Законодательного чрева”? В этом нам поможет работа с понятием “карикатура”
Анализ понятия “карикатура” через работу с интерактивной доской
- Дается определение понятия “карикатура” по энциклопедическому словарю [2];
- Выделяются все элементы определения – художественные средства;
- В ходе фронтальной беседы фиксируются элементы на интерактивной доске;
- Этап самопроверки: открывается зона правильных
ответов на интерактивной доске:
- преувеличение;
- соединение реального и фантастического;
- сопоставление;
- высмеивание общественно-политических явлений
- черно-белое изображение
(Технология работы с интерактивной доской – Приложение 1)
Задание и вопрос классу: Найдем подтверждение в карикатуре Домье этих изобразительных средств. Кого высмеивал Домье?
Вывод учителя: Эта правящая верхушка может только поглащать и пережевывать богатства, созданные трудом народа. Чем антинароднее были режимы, тем больше поводов было у художников отобразить, заострить внимание общества к существующим проблемам.
Политические режимы
(работа с ранее изученным материалом)
Вопросы и задания классу: О каких политических режимах мы говорили на первых занятиях?
1 задание: Вспомним черты демократии и тоталитаризма в ходе выполнения заданий в микрогруппах “Исключи лишнее слово” [3] и объясните свой выбор.
(Задания для групп “Исключи лишнее слово” – Приложение 2)
Какой политический режим характеризуют перечисленные слова?
Почему исключили именно это слово?
2 задание: Работа у доски двух учащихся с заданием “Собери понятие” [3]:
1) на магнитной доске размещаются карточки со словами общим списком. Двое учащихся составляют из них понятия “демократия” и “тоталитаризм”
2) самопроверка: открываем зону правильных ответов:
Демократия Тоталитаризм свободные выборы однопартийность альтернатива репрессии конкуренция цензура оппозиция вождь многопартийность концлагерь правовое государство
(Задание “Собери понятие” – Приложение 3)
Работа с эпиграфом “Где кончаются законы, там начинается тирания” (Уильям Питт)
Вопросы классу: Как вы понимаете слова У.Питта? Что такое тирания? С каким политическим режимом связана тирания?
Коллективный вывод: Где начинается несоблюдение законов, беззаконие, там начинается тирания. Именно при тоталитарном режиме власть диктатора не опирается на законы.
Работа в группах с политической карикатурой
Группам раздаются карикатуры и рабочие листы с заданиями к ним (Приложение 4).
Учитель: Не только в XIX веке, но и в XX веке художники-карикатуристы подвергали осмеянию общественно-политические явления, и не только во Франции, но и в СССР. Карикатуры, которые вы получили, выполнены художником-карикатуристом Алексеем Мериновым в 70-80-е гг. XX века. [4]
- На первом этапе рабочие листы с заданиями помогут группам проанализировать карикатуру.
- На втором этапе из предложенных высказываний философов и политиков выбирается одно в качестве комментария к вашей карикатуре.
(Высказывания философов и политиков – Приложение 5)
Вывод учителя после комментирования итогов работы в группах: Все представленные политические карикатуры были выполнены в эпоху советского “застоя”, расцвета тоталитаризма. Скрытый, но такой понятный смысл политической карикатуры для демократически настроенной части советского общества, возможно было донести только изобразительными средствами. Эти люди различными путями проявляли свою гражданскую позицию неприятия тоталитарного политического режима. Но к массовому зрителю богатая коллекция А. Меринова дошла только в период “перестройки” – цензура пропускала в жизнь не все его работы.
Мы продолжим работать с политической карикатурой на следующем уроке.
Домашнее задание: Найти в СМИ, Интернете политические карикатуры разных исторических периодов и, опираясь на задание-памятку в рабочих листах, проанализировать данную карикатуру.
Подведение итогов, выставление оценок.
Рефлексия
Список приложений
- Приложение 1. Процесс создания задания с самопроверкой с использованием программы Notebook
- Приложение 2. Задания для групп “Исключи лишнее слово”
- Приложение 3. Задание “Собери понятие” (“демократия”; “тоталитаризм”)
- Приложение 4. Задания для групп к карикатуре. Политические карикатуры
- Приложение 5. Высказывания философов и политиков