С начала 90-х годов в российской школе стали укрепляться новые тенденции. Ориентация на более или менее механическое усвоение набора знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала.
Конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Введение новых стандартов требует новых подходов к преподаванию. Сейчас как никогда важно, чтобы ребёнок сформировал умение учиться всю сознательную жизнь. Приобрести такое умение он может только через свою деятельность.
В наши дни чрезвычайно актуален системно-деятельностный подход в обучении. Он является фундаментом процесса обучения, регламентируемого федеральным государственным образовательным стандартом. В рамках этого подхода построена технология деятельностного метода обучения и соответствующая ей система принципов, требований, средств и условий.
Технологию деятельностного метода применяют сейчас очень многие педагоги. Особый интерес у меня вызвали уроки рефлексии и открытие новых знаний, хотя я стараюсь применять эту технологию на своих уроках в полном объёме. При построении уроков именно метод рефлексии является основой взаимодействия между учеником и учителем.
Уроки в рамках технологии деятельного метода строятся по определенному алгоритму: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднений, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения. Такие уроки мы называем развивающими уроками, так как в процессе учебной деятельности ученики или формируют новые или корректируют уже имеющиеся у них способности.
Как организовать работу с учащимися так, чтобы новое знание было усвоено каждым из них? Может ли быть гарантией усвоения нового материала решение энного количества заданий данного типа?
Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв причину и исправив её, ученик способен в дальнейшем избегать затруднений, вызвавших ошибку при выполнении аналогичных заданий.
Технология системно-деятельностного подхода положена мною в основу обучения математики в 1-м классе. В качестве примера практической реализации этого подхода, я предлагаю методическую разработку урока по теме “Измерение отрезков”.
В практике работы уроки, построенные на основе системно-деятельностного подхода я использую много лет. Такие уроки направлены на тренинг способностей к самооценке и всегда приносят положительный результат.
Тема: “Измерение отрезков”.
Тип урока: открытие нового знания.
Основные цели:
- тренировать способность к умению учиться;
- продолжить формирование представления о величинах и их измерении (на примере понятия длины);
- закрепить представления о длине, полученные на предыдущем уроке;
- сформировать способность к измерению отрезков с помощью линейки;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, “Карта путешественника” с этапами урока, карточки “Два шага учебной деятельности”, раздаточный материал для учащихся (маршрутный лист, карта, карточки с заданиями).
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности
Вопрос классу: Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Что такое длина, что единица измерения длины - сантиметр)
Сегодня мы продолжим изучать эту величину. Мы отправляемся в путешествие за новым знанием. На слайде карта нашего путешествия, на столах у вас точно такая же карта. Но она нам не поможет, если не выполнить самое главное условие.
Вопросы классу: Как должен действовать тот, кто хочет узнать новое? Какие два шага нужно сделать? (Надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти способ). Как вы думаете, вы справитесь? (Да)
Тогда мы отправляемся в путь вместе с нашим другом Смайликом.
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Вопросы классу:
- Что нужно сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить то, что знаем)
- Мы на лужайке Повторения (отметить фишкой). Мы будем повторять все, что знаем? (Нет, только то, что нам поможет при открытии новых знаний)
Задание №1. Возьмите карточку № 1.Решите примеры, запишите результат.
- Кто согласен? Вы справились с первым заданием, поставьте на маршрутном листе на полянке Повторения знак “+”. У кого были ошибки? Поставьте “!”. Вы поняли причину ошибки, исправили ее? Вы тоже справились с заданием, поставьте знак “+”.
Задание №2. В верхней строке таблицы расположите эти числа в порядке возрастания.
- Кто согласен? Вы справились со вторым заданием, поставьте на маршрутном листе на полянке Повторения знак “+”. У кого были ошибки? Поставьте “!”. Вы поняли причину ошибки, исправили ее? Вы тоже справились с заданием, поставьте знак “+”. А теперь под этими числами запишите соответствующие им буквы.
Вопросы классу: Какое слово получилось? (Длина) Что такое длина? (Это величина, характеризующая протяженность предмета) А что называют величиной? (Свойство предмета, которое можно измерить) Как измерить величину? (Надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине) В каких единицах измеряют длину? (В сантиметрах)
Задание №3. Возьмите карточку №2.
- Что вы видите? (Три отрезка) Отрезки разбиты на части.
- Чему равна каждая часть? (1 см).
Среди этих отрезков найдите тот, длина которого равна разности наибольшего и наименьшего числа из нашего ряда. Какое наибольшее число? (9). Какое наименьшее число? (0). Чему равна разность этих чисел? (9). Найдите отрезок длиной 9 см. (Это красный отрезок).
- Как вы определите длину? (Посчитаем количество см)
- Какова длина синего отрезка? Желтого? (Длины подписать).
- Кто согласен? Вы справились с третьим заданием, поставьте на маршрутном листе на полянке Повторения знак “+”. У кого были ошибки? Поставьте “?”. Вы поняли причину ошибки, исправили ее? Вы тоже справились с заданием, поставьте знак “+”.
- Какие же знания мы возьмем с собой в путешествие? Что мы повторили? (Что такое величина, длина, см, вспомнили, как узнать длину отрезка).
- Как вы думаете, какое задание вас ждет впереди? (Задание для пробного действия).
Ваша задача ? определить длину этого отрезка. Мы раньше выполняли задания на нахождение длины отрезка? (Да).
Что нового в этом задании? (Отрезок не разбит на единичные отрезки)
- Чему вы должны будете научиться? (Измерять отрезки)
- Какая будет тема урока? (Измерение отрезков).
- Что вы сейчас будете делать? (Мы попробуем)
- Пойдем по тропинке Пробного действия. (Отметить фишкой).
Задание № 4. Возьмите карточку№3.
Найдите 2 отрезка равной длины. (У детей на карточке 6 отрезков разной длины и цвета)
Вопросы классу: Кто не справился? У кого нет ответа? Вы не смогли выполнить это задание. Кто получил ответ? (Фиксация результатов). Кто не получил этот ответ? Что вы не смогли сделать? (Выполнить правильно).
Кто получил правильный ответ? Каким правилом вы пользовались? (Не знаем).
Шли мы, шли по тропинке Пробного действия и оказались где? (У холма Затруднения).
- У нас возникло затруднение? (Да) Поставьте на своих маршрутных листах знак “?”.
3 этап. Выявление места и причины затруднения
- Что же, давайте сядем на пенёк Размышлений (отметить фишкой), и подумаем.
- В чем у вас возникло затруднение? (не знаем, как и чем измерять отрезки)
Физминутка
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Вопросы классу: Что же нам нужно сделать, чтобы найти выход? (Самостоятельно будем открывать новое знание). Отправляемся на поляну Открытий. Но прежде, чем начать работать, нужно поставить цель
Значит, какую цель мы сейчас перед собой поставим? (Открыть правило)
Нам помогут уже изученные правила? (Нет) Подумаем, что нам в этом может помочь? (Учебник).
Составим план действий:
1. Проанализируем материал учебника.
2. Откроем сами правило.
5 этап. Реализация построенного проекта
Действуем по плану. Откройте учебник на стр.1. Посмотрите на рисунок.
Вопросы классу: Как измеряется длина отрезка? Что нужно сделать сначала? (Приложить линейку к отрезку). Что дальше? С каким числом надо совместить начало отрезка? Как определить длину отрезка? А теперь выведем правило. (Алгоритм)
Давайте измерим наш отрезок с помощью правила.
- Сможем ли мы с помощью этого правила измерить другие отрезки? (Да)
- Мы преодолели затруднение? (Да). Поставим знак “+”.
6 этап. Первичное закрепление
Вопросы классу. Мы можем сказать, что уже хорошо умеем измерять отрезки? (Нет) Что нам нужно сделать? (Потренироваться). Отправляемся на поле Тренировок.
Задание №5. Возьмите лист пробного действия и при помощи инструмента измерьте длины отрезков.
Задание №6. Теперь поработаем в парах-с.1 №4. Кто выполнил задание правильно? Поставьте на маршрутном листе на поле Тренировок знак “+”. У кого были ошибки? Поставьте “!”. Вы поняли причину ошибки, исправили ее? Вы тоже справились с заданием, поставьте знак “+”.
Физминутка для глаз
7 этап. Самостоятельная работа
Вы очень хорошо поработали. Что нужно сделать теперь? (Выполнить самостоятельную работу). Для чего? (Чтобы проверить себя)
У нас на пути речка Самостоятельная. Сможем ее переплыть? (Да)
Задание №6. Карточка № 4. У вас на карточке начерчена геометрическая фигура. Используя новые знания, измерьте длины сторон данной фигуры.
8 этап. Включение в систему знаний и повторение
Задание № 7. На следующих уроках вам понадобятся знания, которые вы открыли сегодня. Я предлагаю вам попробовать начертить отрезок 7 см.
- Вы смогли применить новое знание при выполнении другого задания? (Да). Поставьте знак “+”.
9 этап. Рефлексия
Вопросы классу: Какую цель вы ставили на уроке? (Научиться измерять отрезки). Вы достигли поставленной цели? (Да). Докажите. (Выполнили сам. работу) Мы шли за новыми знаниями. А что же изображено на карте в конце нашего пути? (Солнышко). Почему именно солнышко? (Ученье – свет). Чего не хватает солнышку? (Лучиков). Давайте подарим солнышку своё настроение. Для этого вам нужно оценить свою работу на уроке. Посмотрите, сколько у вас на маршрутных листах + и ! Кто про себя может сказать: “У меня сегодня все получилось, я молодец!” нарисует улыбку. Кто про себя может сказать: “У меня не сразу все получилось, были трудности, ошибки, но я справился с работой”, нарисует прямую линию. Посмотрите, какое красивое солнышко! Вы сегодня очень хорошо поработали.