Урок Мужества

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тема: Дети и Великая Отечественная война

Цели:

  • расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;
  • воспитание чувства гордости за народ-победитель, сопереживания, сострадания тем, кто пережил войну;
  • обучение сотрудничеству в группах, развитие  исследовательских навыков;

Оборудование: медиапроектор, компьютер (презентация, записи песен и музыки), колонки.

Ход мероприятия

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг.
Садились в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

С. Шипачёв. «22 июня 1941 года»

1 ведущий: (На фоне песни “Вставай, страна огромная...») Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война.

Слайд №1

2 ведущий.1941 год. Война – это 4 года, это 1418 бессонных дней и ночей, это 26 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. 4 года длилась эта страшная, жестокая война. Она унесла миллионы людских жизней: жены потеряли мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей остались сиротами. В этом году исполнится 68 лет Великой Победе. Память о ней должен сохранить каждый россиянин, как взрослый, так и ребенок. Ведь это наша история, наша жизнь.    

Слайд №2 – Слайд  №3

1 ведущий. В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.  

Слайд №4

2 ведущий. Война отучила этих детей плакать. Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи.  Чтение стихотворения К.М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…»  

Слайд №5 – Слайд №7

1 ведущий: В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды. Привычной пищей была картошка, ее варили и запекали в углях. Ее, чищенную ели только весной, потому что кусочек картофеля с глазком надо было посадить.

Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

2 ведущий. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.

Слайд №  8

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Блокадный хлеб со слезой пополам.
Кто ел его, о нем не забывает.

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.  

Слайд №9

1 ведущий. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря  1941 г.

Бабушка 25 января  1942 г.

Лена умерла 17 марта  1942 г.

Дядя Вася 13 апреля 1942 г.

Дядя Леша умер 10 мая 1942 г.

Мама – 13 мая 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня.

Ее увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. Медицинская сестра рассказала, что Таня умерла у неё на руках, в страшных муках от перенесённого голода, недетских испытаний, крайней дистрофии.

2 ведущий. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом в его дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее.

II. Дети в произведениях о Великой Отечественной войне

1 ведущий. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Можно спросить: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или шестнадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?» Многое!!!

2 ведущий. Поэту Анатолию Жигулину было 12 лет, когда они с братом Славой (10 лет) не смогли втиснуться в переполненный автобус, перевозивший детей из Чертовицкого санатория. У самого Воронежа в автобус попала бомба. Жигулину – отцу сообщили, что его сыновья погибли. Но ребята шли лесными дорогами, которые обстреливались немецкими самолётами. Они увидели, как немцы расстреляли нашего лётчика, спускавшегося на парашюте со сбитого самолёта. Вернувшись в освобождённый Воронеж, Жигулины написали на листе обгорелого чёрного железа: «Мама! Мы живы! Наш адрес – Студенческая улица, дом 32, квартира 8. Толя и Слава».

1 ведущий. Трагедия войны, дети, хлебнувшие горя, любовь к Родине – всё это нашло отражение в творчестве поэта Жигулина – «участника большого огня».

Чтение наизусть стихотворений подготовленными учениками.

«Больше многих других потрясений…»

Больше многих других потрясений,
Что отпущены щедрой судьбой,
Помню солнечный день предвесенний
Помню  город разрушенный мой.
Бело-розовый, зыбкий от снега,
От кирпичных разрубленных стен,-
Он теснился до самого неба,
Словно в белом тумане летел.
Незнакомый, притихший, суровый –
Словно призрачный, дымный погост…
А вдали золотился сосновый,
Наведённый сапёрами мост.
На ступенях знакомого спуска –
Ах, как сердце забилось тогда!-
Вот и домик на улице узкой…
Но была за углом – пустота…
Только виделись дальние дали –
Необычно, просторно, светло.
Только чёрные птицы летали
И позёмкой с обрыва мело.
Тополей обгорелые руки.
Обнажённый пролёт этажа…
В первый раз содрогнулась от муки
Защищённая детством душа.

О поле боя, поле боя!...

Воронеж. Мне двенадцать лет.
И солнце светится рябое
На змейках пулемётных лент…
Там был один окоп оплывший.
И в нём откинувшись,
Стоял, как памятник, – застывший,
Погибший осенью солдат.
Худой, остриженный, белесый…
И прямо в середину лба
Осколком чёрного железа
Его отметила судьба.
Песок по брустверу ссыпался.
Былинки ёжились, шурша.
Сжимали скрюченные пальцы
Чуть поржавевший ППШ…

«Важнее медали»

Я мальчишкой вытаскивал мины
Из тяжёлой весенней земли
А вдали розовели руины.
И подснежники рядом цвели.
Три взрывателя в каждой «кастрюле»
Три чеки, три стальных проводка.
И стальные – как шарики – пули.
Чуть приплюснуты, сжаты бока.
Надо в землю спокойно вглядеться,
Каждый стебель проверить не раз.
Вот и мина. Куда же ей деться
От моих настороженных глаз.
Как легко я тогда рисковал!
Нынче вспомнишь – и сердце сожмётся.
Я стальные коробки вскрывал,
И сияло на шариках солнце.
Был я в метре от вечного сна.
И цветы наклонялись прощально.
Но была моя жизнь изначально
Для чего-то другого нужна.

Если я не участник войны,
Это, граждане, вовсе не значит
Что страдания мне не больны,
От которых и взрослый заплачет.
Я участник большого огня,
Когда стены родные пылали,
«Мессершмиты» стреляли в меня,
Злые «юнкерсы» бомбы бросали.
Я родился в тридцатом году.
И годами для фронта не вышел.
Но хлебнул фронтовую беду
Среди белых воронежских вишен.
Я частенько в больницах лежу
Крепко голову пуля задела.
Я о мёрзлых распадках пишу.
Впрочем это особое дело…
Не смущайте вопросом меня,
Почему мне медали не дали.
Я участник большого огня.
Это может важнее медали.

IV. Дети и война.

Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Б. Полевого, Б. Васильева, Б. Лавренёва, В. Богомолова и многих других писателей имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить её в своих сердцах.

Учитель: Какие повести, рассказы, стихотворения о войне вы читали?

Учитель: Свои размышления о герое произведения о Великой Отечественной войне, о детях на войне сегодня представят ученики 6 класса  по повести В.О. Богомолова «Иван».

Ученик. В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.    

Слайды №4-5

Учитель: Давайте представим картину, нарисованную автором в начале повести. Землянка, в ней товарищ старший лейтенант; ему доложили, что задержан мальчик.  

Ученик: «…У самых дверей я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати… Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи …Грязная рубашка до бёдер и узкие короткие порты… Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более 10-11 лет...»

Слайд №6

Учитель: В народе говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». Первое впечатление порой бывает очень важным. Какое же впечатление оставила у вас первая встреча с мальчиком? Как он держится? Прочитайте выборочно отрывки из повести.

Слайды №7-9

Ученики: Мальчик очень замёрз, но он не хнычет, держится с достоинством.

Слайд №10

Учитель: Почему «никак не верилось» старшему лейтенанту Гальцеву и бойцам из охранения, «что маленький Бондарев с того берега»? Как сам мальчик объясняет, почему он оказался не в Диковке, где с лодкой ждал Катасоныч, а здесь.

Рассказ ученика: Берег, на котором находились сёла Диковка и Сосновка, где были немцы, и противоположный берег, на котором закрепилась наша дивизия, разделял Днепр.Накануне Гальцев получил инструкцию, в которой говорилось, если температура воды ниже +15, то переправа вплавь исключительно трудна, а через широкие реки просто невозможна для здоровых мужчин. Как мы знаем, на дворе был октябрь, а температура воды была +5. Поэтому и терялся в догадках старший лейтенант Гальцев: как же оказался мальчик на этом берегу.

Учитель: Как сам мальчик объясняет, почему он оказался не в Диковке, где с лодкой ждал Катасоныч, а здесь.

Ученик (выборочное чтение): «В Диковке немцев – к берегу не подойдёшь-, сказал мальчик, виновато улыбаясь.– Я плыл от Сосновки…»

Учитель: Как вы считаете, можно ли считать подвигом то, что сделал Иван?А что такое подвиг? Давайте посмотрим, что говорится в словаре Ожегова о подвиге.

Слайд №11

«Подвиг – героический, самоотверженный поступок.» (словарь Ожегова).

Ученики: Мальчик мог погибнуть, но он не побоялся плыть. И мы знаем, что пришлось ему плыть 3 км. Ему необходимо было доплыть, потому что он ходил в разведку, и у него были ценные сведения о немцах. Он выполняет «взрослое» дело, но ведь по сути он ещё со всем ребёнок.

Учитель: Вспомним эпизоды, в которых он просто мальчишка, ваш ровесник

Слайд №12

грызёт леденцы, читает журналы

мечтает о ноже, играет в землянке

Учитель: Писатель Андрей Жариков говорил: «Мы никогда не привлекали несовершеннолетних для выполнения боевых задач. Не разрешали брать ребят на фронт и строго наказывали командиров, которые нарушали этот запрет, а если уж оказывался парнишка в полку, то оберегали его, по возможности устраивали подальше от опасности». А Ивана взрослые оберегали?  

Слайды №13-15

Рассказ ученика. Его уговаривали поехать учиться в суворовское училище. Сам командир убеждал его: и по-хорошему, и грозился. И Гальцев, и Холин, и Катасоныч заботятся о нём. Они очень тщательно готовят отправку Ивана в тыл врага во второй раз: если мальчика заметят, то Гальцев с Холиным должны отвлечь внимание немцев и любой ценой прикрыть отход мальчика к лодке, а батареи с берега огнём должны ошеломить противника, чтобы дать Ивану возможность уйти.

Учитель: Почему же Иван не слушает взрослых? Как вы понимаете слова «Ненависть ему душу жгла» 

Слайд №16

Рассказ ученика: Иван Бондарев (Буслаев) из Гомеля, но перед войной жил с родителями на заставе где-то в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестрёнка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Родственников у него нет. Одна мать, но где она сейчас – неизвестно. Он и в партизанах был, и в Тростянце – лагере смерти. И вот он разведчик. Он не слушает взрослых, потому что хочет мстить. Ивану столько пришлось пережить, что теперь в душе его лютая ненависть к фашистам.

Учитель: «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», – говорит Иван. Как вы понимаете эти слова?

Слайды №17-18

Ученик: Иван приносит большую пользу. «Он один даёт больше, чем ваша разведка», – говорит Холин.

Учитель: Иван имеет награды: медаль «За отвагу», Орден Отечественной войны.

Справка. В указах Президиума Верховного Совета СССР об их (детей) награждении никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени, отчеству. Не было никаких скидок на возраст, награды давались именно за заслуги.

Слайд №19

Учитель: Ребята, взрослые, понимая,  что смерть на войне ходит рядом, оберегают как могут Ивана, пытаются отправить его учиться, но, к сожалению, не могут его убедить. И Иван снова отправляется в тыл врага на разведку. Чем закончилась вторая отправка Ивана в тыл врага на разведку? Как вы думаете, почему автор не сам рассказывает о смерти Ивана, а предпочитает, чтобы об этом сказала сухая официальная бумага. Что мы узнаём о последних днях и часах юного разведчика?

Ученик: «…Иван с задания вернулся, его вновь пытались отправить в училище. Он было согласился, утром должны были оформить документы, а ночью он ушёл... Ненависть в нём не перекипела», – объясняют в разведгруппе.

Учитель: Расскажите о ваших мыслях и чувствах при чтении последних страниц повести. О последних днях и часах юного разведчика мы узнаём из сухой официальной бумаги, которую Гальцев находит в фашистском архиве. Как вы думаете, почему автор не сам рассказывает о смерти Ивана, а предпочитает, чтобы об этом сказала сухая официальная бумага. (Ответы учащихся, с опорой на текст повести).

Учитель: Да, ребята, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Слова «война и дети» вынесены в название нашего урока. Хотя они поставлены рядом, должны ли они сочетаться?

V. Дети-герои Великой Отечественной войны

1 ведущий. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны  шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.

«Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали, 
Как на войне».

Учитель: Каких детей героев войны вы знаете?  

Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и сегодня давайте вспомним имена и узнаем историю таких «маленьких» героев как: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Володя Казначеев.

Выступления учащихся.

Слайды №23-44

Учитель: Трудно было завоевать победу. Много наших воинов погибло на полях сражений. Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда население всей Земли будет молчать тридцать лет!

Мы вспомним их всех минутой молчания.