Проект "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Приложение 1

Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Познакомить с разными состояниями воды, с опытами с водой и снегом с целью развития интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и экспериментирований. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

аспорт проекта

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (с 10. 01. по 24. 01).
Участники: дети второй младшей «Б» группы «Непоседы», воспитатель, родители воспитанников.

Цель проекта.

Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта. Формировать представление о зиме.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
  • Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. и предлагать детям передавать это в рисунках.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей)
  • Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними видами спорта. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки)
  • Формировать исследовательский и познавательный интерес входе экспериментирования с водой и льдом.
  • Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.
  • Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных зимних играх, опытах и забавах (лепке поделок из снега, украшении снежных построек)

Интеграция образовательных областей:

Познание (формирование целостной картины мира, продуктивная (конструктивная) и исследовательская деятельность, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация, физическая культура, безопасность.

Интеграция видов деятельности:

Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Формы работы:

  • ООД
  • НОД
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Речевые игры
  • Наблюдения в природе
  • Труд в природе
  • Экспериментальная деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Музыкально – ритмические движения
  • Развлечение

Ожидаемые результаты

Дети

  • Сформированы элементарные представления о зиме
  • Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Усиление ресурсного обеспечения группы.
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Родители

  • Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
  • Привлекают детей к совместному труду в природе

Этапы проекта

I этап – информационно-технологический

  1. Изучение методической литературы.
  2. Постановка цели, задач.
  3. Выбор форм работы с родителями.
  4. Выбор основных мероприятий.
  5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
  6. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.
  7. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
  8. Диагностика у детей знаний о зиме
Знания зимних видах спорта Знания о безопасном поведении зимой исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. бережное отношение к природе умение замечать красоту зимней природы представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц).

9%

21%

32%

23%

29%

12%

II этап – подготовительный

  1. Подбор пособий для работы с детьми.
  2. Подбор художественной литературы, наглядного материала, материалов для экспериментирования.
  3. Создание развивающей среды.
  4. Изготовление дидактических игр.
  5. Выпуск экологической листовки «Помоги пернатым».
  6. Задания для родителей – изготовление кормушек, зимних поделок из природного и бросового материала, лепка поделок из снега, украшение снежных построек.

III этап – практический

  1. Экскурсии по территории детского сада, с целью проведения наблюдений за зимними природными явлениями (снег, сугробы, иней на деревьях, птицы).
  2. Работа с иллюстрациями по теме «Зима»
  3. Чтение художественной литературы, беседы по теме «Зима», заучивание стихотворений.
  4. Выставка поделок родителей “Волшебница Зимушка – Зима”.
  5. Лепка поделок из снега, украшение снежных построек.
  6. Совместные мероприятия с родителями и детьми.
  7. «Лаборатория Незнайки» – экспериментирование со снегом и льдом.
  8. Прогулки на свежем воздухе: катание на санках, с горки, обыгрывание снежных построек.
  9. Вывешивание кормушек.
  10. Помогаем перезимовать птицам и деревьям: прикрываем снегом кусты и деревья, кормим птичек.
  11. Художественно-творческая деятельность на зимнюю тематику (рисование, лепка)
  12. Консультации: "Чем помочь птицам зимой", «Кормушки из бросового материала»
  13. Развлечение в зале: «В гости к зиме». Инсценировка сказки «Следы зверей»

IV этап – заключительный

Определение результата практической деятельности с детьми

  1. Развлечение на улице «Зимушка – Зима»
  2. Диагностика у детей знаний о зиме.
Знания зимних видах спорта Знания о безопасном поведении зимой исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. бережное отношение к природе умение замечать красоту зимней природы представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц).

9-45%

21-53%

32-76%

23-44%

29-56%

12- 59%

Содержание работы

Зима

Игровая деятельность

Игры-манипуляции с фигурками диких животных
Театральная игра «Зимовье зверей», «Теремок»
С/Р игры: «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес»

Коммуникативная деятельность

Беседы

«Приметы зимы»
«У кого какая шубка»
«Во что любят играть зимой»
«Что мы знаем о зимующих птицах»
«Как вести себя на улице зимой»
«Какая людям одежда нужна зимой»

Словесно-речевые игры: «На чем катаются дети?»

Д/И: «Что зимой бывает? », «Кто за сугробом?», «Одень куклу на прогулку», «Собери снеговика», «Оденем Машу на прогулку», «Сложи картинку о зиме», «Когда это бывает»

Пальчиковые игры: «Зима», «Ручки греем»

Игра-массаж «Одеваемся теплее»

Дыхательные упражнения: «Пузырь», «Подуй на снежинку»

Художественное творчество: Рассматривание репродукций картин с изображением зимних явлений, развлечений.

Познавательно-исследовательская деятельность

Игры со снегом: «Следы», «Украсим участок фигурами», «Раскрасим снег»
Игры с водой: «Заморозим», «Разогреем»,
«Цветные льдинки»

Двигательная деятельность

П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Снег кружится», «На лесной лужайке», «Мишка косолапый по лесу гулял», «Заморожу»
Занятие по физической культуре "Зимние развлечения"
Игры и упражнения со снегом во время проведения прогулок
Катание на санках.

Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника, зимними постройками

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, подкормка птиц

Чтение художественной литературы

М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол
«Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик? », потешки: «Как по снегу по метели…», Суриков «Зима»

Музыкально-художественная деятельность

Слушание Чайковский «Зима»
Пение «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи
Слушание «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

Музыкально-ритмические движения «Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки», «Зимняя пляска», «Танец снежинок», импровизация движений животных.

Продуктивная деятельность

Рисование «Снег идет», «Одежда для Незнайки»
Лепка «Снеговик», «Семечки и зёрнышки для птичек»

Тематические занятия: «В зимнем лесу», «Мы со спортом зимним дружим»

Развлечения: «Зимушка – Зима», «В гости к зиме». Инсценировка сказки «Следы зверей»

Вывод:

Данный проект позволил в условиях образовательного процесса расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, лесных животных в зимнее время, исследовать разные состояния воды и снега.
У детей сформировались положительные отношения к изучаемому материалу, желание активно познавать.
Наличие конкретных знаний и представлений.
Наличие определённых умений и навыков преимущественно в художественно – эстетической деятельности.
Наличие исследовательских умений в ходе экспериментирования.
Развитие коммуникативных навыков: памяти, слухового внимания.
Представлений о безопасном поведении во время прогулок.
Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми. Полностью справился со своей задачей и может быть рекомендован для использования в других группах детского сада

Результаты реализации проекта:

  • Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года о здоровом образе жизни.
  • Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом
  • Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности).
  • Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Продукт проектной деятельности:

  • Поделки, сделанные совместно с родителями «Зимушка-зима»
  • Оформлены с помощью родителей альбомы: «Гигиена детей», «Зимние забавы», «Азбука здоровья», «Стихи и загадки о зиме», «Животные зимой», «Зимующие птицы»
  • Изготовлены дидактические игры для группы с помощью родителей «Времена года», «Подуй на снежинку», «Когда это бывает? », «Собери снеговика»
  • Макет зимнего леса с лесными жителями
  • Кормушки, сделанные родителями, для кормления птиц
  • Консультация для родителей: «Во что поиграть с детьми на улице зимой», «Игры и забавы зимой», «Помогите птицам зимой»

Работа на будущее

  • Вести активную работу по экологическому воспитанию
  • Использовать различные формы работы, интеграцию образовательных областей
  • Использовать современные педагогические технологии
  • Распространять и обобщать опыт