Тип: урок открытия нового знания
Цель: проверить усвоение орфограммы; практически работать с историческими чередованиями/
Задачи урока:раскрыть понятие, последовательно излагать мысли; практически работать с историческими чередованиями; развитие восприятия устной речи; развитие эмоциональной сферы через результаты деятельности; воспитание письменной культуры; умение работать в коллективе; умение рефлексировать/
Формируемые УУД: (Приложение 4)
Этап урока, время |
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) | 1) актуализируются требования к
ученикам со стороны учебной деятельности
(«надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»). |
Эмоциональный настрой – знакомство
«Солнышко»: (Приложение 1) – Предлагаю начать урок с теплого приветствия. Солнышко нам улыбается и дарит тепло. |
|
– Я хочу, чтобы мы поделились своим теплом с соседом слева и справа. | Рукопожатие с одноклассником слева и справа | ||
– Улыбнемся друг другу и поприветствуем наших гостей. | Приветствуют гостей. | ||
– Нам надо сегодня успешно поработать. – Готовы? Проверка готовности всех учеников. |
Самопроверка готовности к уроку. | ||
– Откройте тетради и запишите число. | Записывают число. | ||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.) | 1) актуализацию изученных
способов действий, достаточных для построения
нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксированиеучащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. |
1) Работа с предложением: Б.жит Ваня на речку. – Запишите предложение в тетрадь с комментированием. 2) Подберите родственные слова к слову «бежит». На доске появляется запись: бежит (бег, бегун); – выделите корень. – Что заметили в корнях родственных слов? (в корне родственных слов происходит чередование буквы, которую мы видим). |
Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму. |
– Какие вопросы у вас возникли? Фиксирование вопросов на доске |
Формулируют вопросы | ||
– Кто сформулирует тему урока? Чему будем учиться? | Ученики формулируют тему урока. | ||
– Проверим наши предположения, прочитаем тему урока в учебнике с.139. | Открывают учебник, читают тему урока. | ||
– Все ли слова темы вам понятны? – У кого возникли дополнительные вопросы? (дописать на доске) |
Формулируют новые вопросы | ||
– Какие цели на урок вы себе поставите? Начните со слов «я хочу узнать…» | Формулируют цели работы на уроке | ||
3. Выявление места и причины затруднения (8 мин.) | 1) восстанавливают выполненные
операции и фиксируют (вербально и знаково) место
– шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносить свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения. |
На доске появляются слова: РУКА |
Читают слова |
– Что объединяет эти слова? (Слова – названия предметов, в нач. форме) | Высказывают предположения | ||
– Подберите родственные слова –
названия признаков, выделите корень и обсудите в
паре. – Озвучьте результат обсуждения, что подобрали? Результат фиксируется на доске. |
Высказывают и обсуждают в паре | ||
– Сравним наш результат с тем, что придумал Миша по учебнику | Читают учебник, делают вывод. | ||
– Вы заметили, какие звуки чередуются в каждой паре? Назовите их (звуки фиксируются на доске) | Называют чередующиеся звуки | ||
4. Первичное закрепление во внешней речи (3 мин.) | Организовать усвоение детьми
нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: – фронтально; – индивидуально. |
– Сравним чередующиеся звуки | Проговаривают чередующиеся звуки |
– Вернемся к нашей теме. | Читают тему урока | ||
– Почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? (Обозначается разными буквами) | Ответы учеников (выслушиваем разные версии) | ||
– С чьим высказыванием вы согласитесь и почему? | Аргументируют свой выбор | ||
Динамическая пауза (Приложение 2) | |||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (15 мин.) | 1) Организовать самостоятельное
выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок, создать ситуацию успеха. |
Работа с упражнением 103. | Читают задание упражнения. |
– Прочитайте задание, и определите
сколько в нем требований. – Отметьте эти требования карандашом. |
Отмечают требования. |
||
– Озвучьте требования в упражнении. | Ответы учеников | ||
– Опираясь на данные требования, определите цель работы с упражнением, т.е. чему будем учиться (находить чередование) и что повторим (понятия: родственные слова, корень). | Формулируют цель работы. | ||
– Определим порядок работы, с чего
начнем? – Все ли требования будет легко выполнить или в чем-то есть трудности? (индивидуальная помощь в затруднении) – Начнем работать по намеченному плану: |
Ответы учеников | ||
1. Прочитай – Что читать? Читаем! |
Читают самостоятельно, второй раз читает 1 ученик. |
||
2. Выпиши – Какие слова надо
выписать уточните? – Есть ли во второй строке родственные слова? Почему? |
Вычитывают задание. Ответы учеников |
||
3. Подбери – Что подобрать,
уточните? |
Вычитывают задание |
||
4. Выпиши – Что нужно
выписать, уточним? |
Вычитывание задания |
||
– Подведем итог работы с упражнением: чему хотели научиться, и чему научились, работая с упражнением? | Проговаривание целей и достигнутых
результатов. Заполняют таблицу, самооценивание. |
||
Предлагаю оценить свою работу с
упражнением: Перед вами лежат таблицы, необходимо рядом с каждым пунктом поставить 1 балл – если понял, выполнил; 0 баллов – если не выполнил или допустил ошибку (Приложение 3)
Общий итог баллов это и есть оценка за работу с упражнением. |
Считают общий балл, ставят себе отметку за работу с упражнением. | ||
6. Включение в систему знаний и повторение (3 мин.) | 1) Организовать выявление типов
заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
С.140 (читаем внизу) – В корне могут чередоваться и другие звуки! Например [х] и [ш]. Работа с упражнением 104: – читаем задание – выделяем требования |
Читают
Читают |
– Первые два требования выполним, а третье требование будет домашним заданием. | Открывают обратный словарь, среди слов с основой на букву – Х находят такие, от которых можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением. | ||
Слова «ОРЕШЕК» и «ГОРОШЕК» необходимо записать на доске, обратив внимание детей на орфограмму. | Устно проговаривают. | ||
7. Итог урока (2 мин.) | 1) Организовать фиксацию нового
содержания, изученного на уроке, степени
соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 2) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 3) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 4) Организовать запись домашнего задания. |
Подведем итог урока: – Вернемся к теме урока – Вспомним, какие цели ставили в начале урока |
Читают тему. Смотрят записи на доске, перечитывают Рефлексия работы на уроке |
– Все ли цели нами достигнуты – Что поняли, чему научились – На чем предстоит еще поработать? – Кому легко и комфортно было работать на уроке |
Саморефлексия. | ||
– Какое упражнение в теме
урока мы не успели рассмотреть? – Где вы с ним поработаете? |
Поиск упражнения | ||
Запишем домашнее задание: С.141 Упр.104 | Записывают задание в дневник | ||
Спасибо за работу на уроке! |