Урок русского языка по теме "Чередование звуков в корне, которое видно на письме"

Разделы: Начальная школа


Тип: урок открытия нового знания

Цель: проверить усвоение орфограммы; практически работать с историческими чередованиями/

Задачи урока:раскрыть понятие, последовательно излагать мысли; практически работать с историческими чередованиями; развитие восприятия устной речи; развитие эмоциональной сферы через результаты деятельности; воспитание письменной культуры; умение работать в коллективе; умение рефлексировать/

Формируемые УУД: (Приложение 4)

Этап урока,  время

Цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) 1) актуализируются требования к ученикам  со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).
Эмоциональный настрой – знакомство «Солнышко»: (Приложение 1)
– Предлагаю начать урок с теплого приветствия. Солнышко нам улыбается и дарит тепло.
 
– Я хочу, чтобы мы поделились своим теплом с соседом  слева и справа. Рукопожатие с одноклассником слева и справа
– Улыбнемся друг другу и поприветствуем наших гостей. Приветствуют гостей.
– Нам надо сегодня успешно поработать.
– Готовы?
Проверка готовности всех учеников.
Самопроверка готовности к уроку.
– Откройте тетради и запишите число. Записывают число.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.) 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксированиеучащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
1) Работа с предложением:
Б.жит Ваня  на речку.
Запишите предложение в тетрадь с комментированием.
2) Подберите родственные слова к слову «бежит».
На доске появляется запись:
 бежит (бег, бегун);
–  выделите корень.
– Что заметили в корнях родственных слов?
(в корне родственных слов происходит чередование буквы, которую мы видим).
 

Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму.

– Какие вопросы у вас возникли?

Фиксирование вопросов на доске

Формулируют вопросы
– Кто сформулирует тему урока? Чему будем учиться? Ученики формулируют  тему урока.
– Проверим наши предположения, прочитаем тему урока в учебнике с.139. Открывают учебник, читают тему урока.
– Все ли слова темы вам понятны?
– У кого возникли дополнительные  вопросы? (дописать на доске)
Формулируют новые вопросы
– Какие цели на урок вы себе поставите? Начните со слов «я хочу узнать…» Формулируют цели работы на уроке
3. Выявление места и причины затруднения (8 мин.) 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотносить свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.
На доске появляются слова:

РУКА
РЕКА
МОЛОКО

 

Читают слова

– Что объединяет эти слова? (Слова – названия предметов, в нач. форме) Высказывают предположения
– Подберите родственные слова – названия признаков, выделите корень и обсудите в паре.
– Озвучьте результат обсуждения, что подобрали? Результат фиксируется на доске.
Высказывают и обсуждают в паре
Сравним наш результат с тем, что придумал Миша по учебнику Читают учебник, делают вывод.
– Вы заметили, какие звуки чередуются в каждой паре? Назовите их (звуки фиксируются на доске) Называют чередующиеся звуки
4. Первичное закрепление во внешней речи (3 мин.) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного
класса задач с их проговариванием во внешней речи:
–  фронтально;
– индивидуально.
– Сравним чередующиеся звуки Проговаривают чередующиеся звуки
– Вернемся к нашей теме. Читают тему урока
– Почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? (Обозначается разными буквами) Ответы учеников (выслушиваем разные версии)
– С чьим высказыванием вы согласитесь и почему? Аргументируют  свой выбор
Динамическая пауза (Приложение 2)  
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (15 мин.) 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий
на новый способ действия.
2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.
3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление
и исправление допущенных ошибок, создать ситуацию успеха.
Работа с упражнением 103. Читают задание упражнения.
– Прочитайте задание, и определите сколько в нем требований.
– Отметьте эти требования карандашом.


Отмечают требования.
– Озвучьте  требования в упражнении. Ответы учеников
– Опираясь на данные требования, определите цель работы с упражнением, т.е. чему будем учиться (находить чередование) и что повторим (понятия:  родственные слова, корень). Формулируют цель работы.
– Определим порядок работы, с чего начнем?
– Все ли требования будет легко выполнить или в чем-то есть трудности? (индивидуальная помощь в затруднении)
– Начнем работать по намеченному плану:
Ответы учеников
1. Прочитай

– Что читать? Читаем!

 

Читают самостоятельно, второй раз читает 1 ученик.

2. Выпиши

– Какие слова надо выписать уточните?
– В каких слова чередуются звуки [к] и [ч,]? (у реки – речная)

– Есть ли во второй строке родственные слова? Почему?

 

Вычитывают задание.
Ответы учеников, правильный записывается в тетрадь, 1 у доски.

Ответы учеников

3. Подбери

– Что подобрать, уточните?
– Запишите полученную пару слов, выделите корень, отметьте чередующиеся согласные.
– Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его, верно ли подобрано родственное слово.

 

Вычитывают задание
Записывают

Взаимопроверка

4. Выпиши

– Что нужно выписать, уточним?
– Выполняйте!
– Сколько форм слова ручей вы нашли?

 

Вычитывание задания
Ответы учеников и коррекция своей работы в случае ошибки

– Подведем итог работы с упражнением: чему хотели научиться, и чему научились, работая с упражнением? Проговаривание целей  и достигнутых результатов.
Заполняют таблицу, самооценивание.
Предлагаю оценить свою работу с упражнением:
Перед вами лежат таблицы, необходимо рядом с каждым пунктом поставить 1 балл – если понял, выполнил; 0 баллов – если не выполнил или допустил ошибку (Приложение 3)
  1. Я смог прочитать текст – 1б.
    Текст прочитал, но не понял – 0 б.
  2. Правильно нашел слова с чередованием – 1б.
    Не нашел слова – 0б.
  3. Подобрал однокоренное слово – 1б.
    Не подобрал – 0б.
  4. Правильно выписал формы слова – 1б.
    Допустил ошибки – 0б.
  5. Я доволен своей работой на уроке – 1б.
    Не доволен – 0б.

Общий итог баллов это и есть оценка за работу с упражнением.

Считают общий балл, ставят себе отметку за работу с упражнением.
6. Включение в систему знаний и повторение (3 мин.) 1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового
способа действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого
для обеспечения содержательной непрерывности.
С.140 (читаем внизу)
– В корне могут чередоваться и другие звуки! Например [х] и [ш].
Работа с упражнением 104:
– читаем задание
– выделяем требования
Читают

 

Читают
Выделяют

– Первые два требования  выполним, а третье требование будет домашним заданием. Открывают обратный словарь, среди слов с основой на букву – Х находят такие, от которых можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Слова «ОРЕШЕК» и «ГОРОШЕК» необходимо записать на доске, обратив внимание детей на орфограмму. Устно проговаривают.
7. Итог урока (2 мин.) 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, степени соответствия результатов деятельности
на уроке и поставленной цели.
2) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
3) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей
деятельности.
4) Организовать запись домашнего задания.
Подведем итог урока:
– Вернемся к теме урока
– Вспомним, какие цели ставили в начале урока

Читают тему.
Смотрят записи на доске, перечитывают
Рефлексия работы на уроке
– Все ли цели нами достигнуты
– Что  поняли, чему научились
– На чем предстоит еще поработать?
– Кому легко и комфортно было работать на уроке
Саморефлексия.
Какое упражнение в теме урока мы не успели рассмотреть?
Где вы с ним поработаете?
Поиск упражнения
Запишем домашнее задание: С.141 Упр.104 Записывают задание в дневник
Спасибо за работу на уроке!