Проект урока по теме "Лексическое значение слова". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-игра.

Цель урока: учить проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение слова, определять принадлежность слова к группам однозначных и многозначных слов, определять  прямое и переносное значение слова,  сферу употребления в зависимости  от стилистической окраски слова.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • развитие учебной мотивации на основе познавательной деятельности;
    • развитие умения сотрудничать в парах.
  • Метапредметные:
    • формировать умение проводить логические операции сравнения, анализа, аналогии;
    • развивать навыки самостоятельной работы с учебником, со словарями.
  • Предметные:
    • подбирать к словам синонимы, антонимы;
    • пользоваться различными видами лексических словарей;
    • определять лексическое значение многозначных и однозначных слов.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап мотивации (формирование эмоционального настроя на урок)
– Добрый день, ребята!
На столах у вас по три смайлика. Выберите тот, который соответствует вашему настроению.
– Как много улыбок засветилось. Спасибо!
– А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Выбирают смайлик,  демонстрируя своё настроение.
Методический комментарий. Создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся, психологическая поддержка каждому ребёнку, нацеливание на учебное сотрудничество.
II. Этап актуализации и пробного учебного действия
– Ребята, хотели бы вы начать наш урок с игры?
– Тогда попробуем! Игра называется «Знаю – не знаю».
– Сейчас я буду произносить фразу «Я знаю, что…» И буду называть то, что я знаю. Если вам это тоже известно, то вы поднимаете свою сигнальную карточку зеленой стороной вверх, если нет, то красной. Если вы подняли зелёную карточку, то ваша задача – конкретизировать, что же именно вы знаете.
– Начнём!
– Да. Очень бы хотелось. Мы любим играть.
1. Я знаю, как определить лексическое значение слова. Дети поднимают зелёные сигнальные карточки. Один из учеников объясняет, как определить лексическое значение слова.

Определить лексическое значение слова – это значит сказать, что слово обозначает.

2. Я знаю, что означает слово диалог. Дети поднимают зелёные сигнальные карточки. Один ученик даёт определение.

Диалог – разговор между двумя или несколькими людьми.

3.Я знаю, что такое синонимы. Синонимы – это слова, близкие по значению.
4. Я могу привести примеры синонимов. Дети приводят примеры синонимов:

Зной – жара; тропинка – дорожка; метель – пурга – буран; алфавит – азбука и др.

5. Я знаю, что такое антонимы. Антонимы – это слова, противоположные по значению.
6. Я могу привести пример антонимов. Дети приводят примеры антонимов:

Ранний – поздний; горячий – холодный; высокий – низкий; белый – чёрный и др.

Методический комментарий. Лингвистическая игра побуждает детей к активной мыслительной деятельности. Дети выражают свои мысли, аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения; формулируют выводы по результатам наблюдения.
III. Постановка проблемы, открытие нового
Ученик выразительно читает стихотворение (оно на слайде)

Зеленый и таинственный средь моря остров спит.
Быть может, там воинственный
Ошибок мир лежит?
А может, мы с веселыми
Там встретимся Глаголами?
Или найдем внимательных,
Послушных прилагательных?
Страница перевернута, и перейден рубеж.
Ах, сколько ожиданий, волнений и надежд!
Там за бортом направо уже видна земля,
И до земли остался лишь поворот руля...

 
– Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие на необычный остров за кладом. Посмотрите на слайд. Как этот остров называется? – Остров под названием «СЛОВО»
– Какой раздел науки о языке изучает слово, его значение? – Слово и его значение изучает раздел «Лексика»
– Мы совершаем морское путешествие. Пока мы находимся в пути, займёмся делом: разгадаем маленький кроссворд. Благополучно доберёмся до острова в том случае, если верно назовём слова по их лексическому значению.

По горизонтали:

  1. Плавучий знак, устанавливаемый  для обозначения опасностей на пути следования судов.
  2. Крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море.

По вертикали:

  1. Корабельное воинское звание военнослужащих в морском флоте.
  2. Специальное приспособление в виде узкой лопаты для приведения малых судов.
  3. Пловец со специальным снаряжением под водой.

– Молодцы! Мы справились с заданием и причалили к берегу. А на берегу разбросаны камни, а на них… посмотрите, написаны слова. Что это за слова? Интересно, для чего они нам нужны? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам надо вспомнить, что они означают.

 
На слайде – иллюстрация камней и на них надписи.

– Давайте прочитаем эти надписи

Дети читают надписи:

Веревка
Карта
Подзорная труба
Улыбка

– Какой звук обозначает буква «б» в слове «улыбка»? – Буква «б» обозначает звук [п].
– Можете ли вы объяснить значения этих слов? Возможные ответы учащихся:
Карта – лист бумаги с какими-то обозначениями.
Подзорная труба – труба для подсматривания за кем-либо.
– Итак, мы увидели, что не всегда у нас получается точно определять значения слов.
– Кстати, найдите корень в слове «подзорная». Назовите однокоренные слова.
– Однокоренные слова: зоркий, зоркость.
– Как вы думаете, чему нам с вами сегодня нужно научиться? – Нам надо научиться правильно определять значения слов.
– А где мы можем найти значение слов, если самостоятельно затрудняемся определить значение того или иного слова? – Мы можем найти значение слов в словаре.
– А какие словари вы знаете? – Мы знаем словари орфографический, словарь синонимов, толковый.
– Верно. Словарей очень много. У нас на книжной выставке вы видите лишь некоторые из них. Давайте назовём их. Какие словари вы увидели? – На нашей книжной выставке представлены следующие словари: Толковый словарь С. И. Ожегова, Словарь иностранных слов Е. С. Зеновича, Этимологический словарь М. Фасмера, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля и др.
– В каком из этих словарей мы можем узнать лексическое значение слова? – Лексическое значение слова мы можем узнать в Толковом словаре С. И. Ожегова
На слайде появляются определения слов.

Верёвка – общее название свитой или спущенной в несколько прядей толстой нити.
Карта – географическая карта земного шара, на которой обозначены все страны мира.
Подзорная труба – зрительная труба для рассматривания удаленных объектов одним глазом.
Улыбка – мимика лица, губ или глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая привет, удовольствие или иронию, насмешку.

Дети имеют возможность проверить себя по эталону
– Что же мы сейчас определили у данных слов? – У данных слов мы определили лексическое значение.
– Как вы думаете, а зачем мы поместили на слайд слова: верёвка, карта, подзорная труба, улыбка? Что это за слова такие? – Это те вещи, которые нам понадобятся в пути.
– А почему же на одном из камней написано «улыбка»? – Только с хорошим настроением и улыбкой наше путешествие удастся.
– Откройте свои тетради. Запишите тему урока. Дети открывают тетради, делают записи.
– Ранее, в начальной школе, вы уже немного касались этой темы, говорили о слове и его значении. Давайте еще раз повторим. Что же такое лексическое значение слова? Как его определить? Попробуйте найти в своём учебнике материал, касающийся темы нашего урока. Дети, пользуясь содержанием учебника и алфавитным указателем, находят нужный материал и зачитывают его (п. 64)
– Какие понятия для вас оказались новыми? – Новыми для нас оказались понятия «однозначные слова», «многозначные слова»
– Я помогу вам познакомиться с этими понятиями.
– Теперь у нас есть все самое необходимое для путешествия, и мы можем двигаться дальше, чтобы узнать нечто интересное.
 
– Мы попадаем на тропинку, которая идет в лес. Смотрите, какая вокруг красота! Какие великолепные полянки по краям тропинки! Прочитайте, что на них написано (читают со слайда) Поляна однозначных слов. Поляна многозначных слов.
– Посмотрите, что изображено на поляне однозначных слов? – Вальдшнеп, изморось
– Какой словарик мы откроем в учебнике, чтобы узнать, что означают эти слова? – Мы откроем толковый словарик в конце учебника.
– Прочитайте значения этих слов. Читают определения данных слов
– Теперь попробуйте сами сделать вывод: какие слова называются однозначными? – Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (бакен, жюри, жёрнов, айсберг, прилагательное).
– Приведите примеры.
– Посмотрите на вторую поляну. Что там написано?
– Мышка, иголки, колокольчик.
– А что означают эти слова? Дети высказывают свои мнения.
– Ваши мнения разделились. Но вы все правы. Эти слова имеют по несколько значений. Как вы думаете, как можно назвать такие слова? Почему? – Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными (кнопка, игла, кисть)
– Молодцы! Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились? – Мы познакомились с однозначными и многозначными словами.
– Для того, чтобы нам пройти дальше, вам нужно выполнить задание. Составьте два предложения, в каждом из которых многозначное слово используется в разном значении, и запишите в тетради с красной строки. Можете использовать слова со слайда, а можете вспомнить какие-то другие многозначные слова. Ученики составляют предложения письменно в тетради, а потом зачитывают их:
– У моего подъезда рос колокольчик. Ваня позвонил в колокольчик.
– Пора двигаться вперед. Вот мы попали в дремучий лес. Посмотрите сколько здесь разных деревьев: березы, сосны, дубы, осины. Кто знает, как называется такой лес, в котором собраны такие разные деревья? – Смешанный лес
– Верно. Наш смешанный лес называется «Лес синонимов». А какие слова называются синонимами? – Слова, близкие по смыслу.
– Вот мы с вами в этом смешанном лесу. А вы ничего необычного не замечаете? – На деревьях написаны слова.
– Прочитайте эти слова. Красный, врач, близко, губы, жалость, алый, уста, доктор, недалеко.
– Попробуйте найти здесь пары слов-синонимов. Назовите их. Красный – алый
Врач – доктор
Близко – недалеко
Губы – уста
– Объясните орфограмму в слове «врач» – Это существительное в ед. ч. мужского рода.
– Объясните орфограмму в слове «близко» – Проверяемые согласные в корне слова. Проверочное слово – «близок»
– Запишите эти пары в своих тетрадях.  
– В речи мы очень часто встречаем слова-синонимы. А для чего они используются в художественных произведениях? – Поэты и писатели используют их для того, чтобы сделать речь более яркой, выразительной, эмоциональной, насыщенной.
– Какое слово из последней пары нейтрально, а какое – эмоционально окрашено? – Слово «губы» – нейтрально, а «уста» – эмоционально окрашено.
– Назовите однокоренные к слову «уста» – Однокоренное слово – «устный»
– Обратите внимание! В слове «устный» корень -уст-, а мы часто делаем ошибку, «теряя»  букву «т»  
– Теперь обратите внимание на раздаточный материал у вас на партах. У каждого из вас есть два стихотворения. Ваша задача – выделить в них слова-синонимы.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

«Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как надоели мне они!»  –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

 
– Прочитайте вслух. Чем интересно второе стихотворение с точки зрения пунктуации? – Это предложение с прямой речью. (Говорят об оформлении прямой речи)
– Теперь поработайте в парах, выделите слова-синонимы. Ответы:

Зябнет – дрожит;
Стынет – мёрзнет;
Бураны, вьюги, метели;
Канитель, шум, толкотня

– Какие из этих слов используются в разговорной речи? – В разговорной речи используются такие слова: канитель, толкотня…
– А какие используются в художественной литературе? – Зябнет, стынет…– эти слова эмоционально окрашены
– Молодцы, вы выполнили все задания на этом отрезке пути. Но нам нужно двигаться дальше.  
Методический комментарий. Дети осуществляют поиск и выделение нужной информации; синтез как составление целого из частей; выдвигают гипотезы и их обосновывают; самостоятельное создают способы решения проблемы поискового характера; аргументируют своё мнение и позицию; учитывают разные мнения.
IV. Физкультминутка
Ребята, а покажите, как зябнет осинка? Как она дрожит на ветру?
А представьте, что вам холодно, что вы мёрзнете на морозе. Как вы это изобразите?
Вы – буран, вьюга или метель. Каковы будут ваши действия?
А как мороз угрюмый ворчит? Покажите это.
Дети на своё усмотрение показывают соответствующие движения
V. Этап включения в систему знаний и повторения
– Смотрите, какая тропинка: она наверняка приведет нас к кладу. Но что такое?! Нам преграждает дорогу огромный булыжник. Для того, чтобы его передвинуть, нам нужно правильно записать слово, которое мы на нем видим.  
– Что мы увидели? Прочитайте это слово. К…н…тель
– О! Это слово нам уже встречалось.  
– Запишите это слово у себя в тетради, пропустив безударные гласные.  
– Поставьте ударение. Какие гласные нам нужно проверить? – Нам нужно проверить первую и вторую гласные.
– В каком словаре? – В орфографическом словаре.
– А что означает это слово? Варианты ответов.
– В каком словаре мы можем значение этого слова? – Значение этого слова мы можем узнать в толковом словаре.
– Найдите в толковом словаре учебника значение этого слова. Ученики читают.
– Обратите внимание! В толковом словаре можно найти различную информацию о слове. Что вы можете сказать об этом слове? Мы узнали:
– лексическое значение слова;
– это слово многозначное;
– морфологические свойства: это существительное, женского рода, употребляется только  в ед. ч.
– Найдите это слово в стихотворении – «Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители…»
– В каком значении употреблено это слово в стихотворении? – Оно употреблено в переносном значении; в значении «досадная потеря времени»
– Это слово пришло из французского языка, а в русском языке стало употребляться в переносном значении: процесс изготовления тонкой золотой или серебряной проволоки для вышивания был утомительным и однообразным. О прямом и переносном значении слова мы будем скоро говорить.  
– А это слово вы  слышали от родителей? Ответы учеников:
– Вы долго собираетесь в школу. Как укажет на это ваша мама, употребив однокоренной глагол? – Мама скажет: «Ну что ты канителишься?»
– А почему это однокоренные слова? – Канитель – канителишься: имеют один корень, в котором  заключено основное лексическое значение
– А знаете ли вы, что есть словари,  из которых мы можем узнать историю происхождения слова? Ответы учеников
– Эти словари называются этимологическими.
Запишем: В этимологическом словаре мы можем узнать происхождение слова «канитель»: оно пришло к нам из французского языка.
Делают запись в тетрадь
– Это предложение простое или сложное? – Сложное: в нём две грамматические основы (называют их)
– Всё! Мы выполнили сложное задание и можем пройти дальше! Ура! Мы с вами на последнем отрезке пути!  
– Сейчас я прочитаю вам загадки, в которых мы встретимся с антонимами. Отгадайте их. Скажу вам, что антонимы густо населяют остров под названием «Слово»!  
1. Я – антоним к слову «зной»; я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада. А зовут меня…
Прохлада
2. Я – антоним слову «смех» не от счастья и утех,
А бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обид и неудач. Догадались? Это…
Плач
3. Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я – для отдыха, для сна. Называюсь …
Тишина
– Есть также словарь антонимов. Познакомимся с ним. (Учитель показывает словарь и приводит примеры)  
– Итак, назовите ещё один антоним:

Не бываю без начала, близкий родственник причала.
Делу всякому венец. Называюсь я…

 

Конец

Методический комментарий. Применяются полученные знания в разных ситуациях с опорой на знания детей, приобретённые ранее. Дети осуществляют поиск нужной информации, воспринимают информацию на слух, проявляют интерес к новому материалу, формируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью.
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
– Да, наше путешествие подходит к концу. Верно выполнив все задания, мы добрались до нашего клада. Посмотрите, что там? Как называется предмет, в котором находится наш клад?

Сундук
– Найдите в словаре учебника это слово и расскажите мне о нём. Дают лексическое значение, говорят, что это слово мужского рода, пришло из тюркского языка.
– Тюркские языки — семья родственных языков,  широко распространённых в Азии и Восточной Европе.  
– Есть ещё один замечательный словарь. И называется он – «Толковый словарь живого великорусского языка».Автор его – Владимир Иванович Даль.

Жил в XIX веке Владимир Иванович Даль – русский писатель, врач по образованию.
Всю свою жизнь посвятил собиранию пословиц и поговорок, а также слов, которые употреблялись русским народом в различных городах и селениях. К этому словарю каждый интеллигентный человек должен обращаться! В нем–история нашего языка, история нашего великого народа. Давайте заглянем в этот словарь и посмотрим, какое определение слову «сундук» даётся ?

Демонстрируется портрет В.И. Даля.
– Обратите внимание, какое интересное толкование слову сундук даёт В.И. Даль! – Сундук – укладка с крышкою на навесках, обычно с замком.
– Давайте посмотрим, что же в нашем сундуке. – Тут лежит письмо.

Дети читают письмо:

Когда, изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова.
И понимать, что есть у них значенья
“Вода, огонь, старик, олень, трава”.
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.

– Теперь вы знаете, что «буквы созданы не зря»: из них складываются слова, а каждое слово несёт определённое лексическое значение.  
– С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? – Многозначные, однозначные, прямое и переносное значение слова.
– Молодцы! Мы преодолели все трудности и побывали на таком прекрасном острове под названием «Слово»  
– Что же нового узнали вы, пропутешествовав по острову с таким названием? Несколько учеников отвечают:
– о многозначных и однозначных словах;
– о тюркском языке;
– о происхождении слова «канитель»…
– Что вам понравилось на острове «Слово»? – Мне понравилось работать в паре.
– А мне понравилось отгадывать загадки.
– А я сделал для себя вывод, что изучать  языки очень интересно.
– Вспомните сегодняшний урок и продолжите предложения:

На этом уроке я узнал больше, чем…
Мне показалось занимательным…
Дома я расскажу родителям о…

Несколько учеников продолжают предложения
Методический комментарий.  Такое подведение итогов позволяет учащимся вспомнить наиболее яркие и содержательные моменты  урока. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.
VII. Домашнее задание
Выполнить упр. 102. Нужно записать слова,  которые вы часто слышите от родителей, а значения их не понимаете.  Объяснить их значение с помощью словаря. Записывают домашнее задание
VIII. Оценивание
Выставление отметок