Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-игра.
Цель урока: учить проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение слова, определять принадлежность слова к группам однозначных и многозначных слов, определять прямое и переносное значение слова, сферу употребления в зависимости от стилистической окраски слова.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- развитие учебной мотивации на основе познавательной деятельности;
- развитие умения сотрудничать в парах.
- Метапредметные:
- формировать умение проводить логические операции сравнения, анализа, аналогии;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, со словарями.
- Предметные:
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- определять лексическое значение многозначных и однозначных слов.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Этап мотивации (формирование эмоционального настроя на урок) | |
– Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика. Выберите тот, который соответствует вашему настроению. – Как много улыбок засветилось. Спасибо! – А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! |
Выбирают смайлик, демонстрируя своё настроение. |
Методический комментарий. Создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся, психологическая поддержка каждому ребёнку, нацеливание на учебное сотрудничество. | |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия | |
– Ребята, хотели бы вы начать наш урок с
игры? – Тогда попробуем! Игра называется «Знаю – не знаю». – Сейчас я буду произносить фразу «Я знаю, что…» И буду называть то, что я знаю. Если вам это тоже известно, то вы поднимаете свою сигнальную карточку зеленой стороной вверх, если нет, то красной. Если вы подняли зелёную карточку, то ваша задача – конкретизировать, что же именно вы знаете. – Начнём! |
– Да. Очень бы хотелось. Мы любим играть. |
1. Я знаю, как определить лексическое значение слова. | Дети поднимают зелёные сигнальные
карточки. Один из учеников объясняет, как
определить лексическое значение слова. Определить лексическое значение слова – это значит сказать, что слово обозначает. |
2. Я знаю, что означает слово диалог. | Дети поднимают зелёные сигнальные
карточки. Один ученик даёт определение. Диалог – разговор между двумя или несколькими людьми. |
3.Я знаю, что такое синонимы. | Синонимы – это слова, близкие по значению. |
4. Я могу привести примеры синонимов. | Дети приводят примеры синонимов: Зной – жара; тропинка – дорожка; метель – пурга – буран; алфавит – азбука и др. |
5. Я знаю, что такое антонимы. | Антонимы – это слова, противоположные по значению. |
6. Я могу привести пример антонимов. | Дети приводят примеры антонимов: Ранний – поздний; горячий – холодный; высокий – низкий; белый – чёрный и др. |
Методический комментарий. Лингвистическая игра побуждает детей к активной мыслительной деятельности. Дети выражают свои мысли, аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения; формулируют выводы по результатам наблюдения. | |
III. Постановка проблемы, открытие нового | |
Ученик
выразительно читает стихотворение (оно на
слайде)
|
|
– Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие на необычный остров за кладом. Посмотрите на слайд. Как этот остров называется? | – Остров под названием «СЛОВО» |
– Какой раздел науки о языке изучает слово, его значение? | – Слово и его значение изучает раздел «Лексика» |
– Мы совершаем морское путешествие.
Пока мы находимся в пути, займёмся делом:
разгадаем маленький кроссворд. Благополучно
доберёмся до острова в том случае, если верно
назовём слова по их лексическому значению. По горизонтали:
По вертикали:
– Молодцы! Мы справились с заданием и причалили к берегу. А на берегу разбросаны камни, а на них… посмотрите, написаны слова. Что это за слова? Интересно, для чего они нам нужны? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам надо вспомнить, что они означают. |
|
На слайде – иллюстрация камней и на
них надписи. – Давайте прочитаем эти надписи |
Дети читают надписи: Веревка |
– Какой звук обозначает буква «б» в слове «улыбка»? | – Буква «б» обозначает звук [п]. |
– Можете ли вы объяснить значения этих слов? | Возможные ответы учащихся: Карта – лист бумаги с какими-то обозначениями. Подзорная труба – труба для подсматривания за кем-либо. |
– Итак, мы увидели, что не всегда у нас
получается точно определять значения слов. – Кстати, найдите корень в слове «подзорная». Назовите однокоренные слова. |
– Однокоренные слова: зоркий, зоркость. |
– Как вы думаете, чему нам с вами сегодня нужно научиться? | – Нам надо научиться правильно определять значения слов. |
– А где мы можем найти значение слов, если самостоятельно затрудняемся определить значение того или иного слова? | – Мы можем найти значение слов в словаре. |
– А какие словари вы знаете? | – Мы знаем словари орфографический, словарь синонимов, толковый. |
– Верно. Словарей очень много. У нас на книжной выставке вы видите лишь некоторые из них. Давайте назовём их. Какие словари вы увидели? | – На нашей книжной выставке представлены следующие словари: Толковый словарь С. И. Ожегова, Словарь иностранных слов Е. С. Зеновича, Этимологический словарь М. Фасмера, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля и др. |
– В каком из этих словарей мы можем узнать лексическое значение слова? | – Лексическое значение слова мы можем узнать в Толковом словаре С. И. Ожегова |
На слайде появляются определения
слов. Верёвка – общее название свитой или
спущенной в несколько
прядей толстой нити. |
Дети имеют возможность проверить себя по эталону |
– Что же мы сейчас определили у данных слов? | – У данных слов мы определили лексическое значение. |
– Как вы думаете, а зачем мы поместили на слайд слова: верёвка, карта, подзорная труба, улыбка? Что это за слова такие? | – Это те вещи, которые нам понадобятся в пути. |
– А почему же на одном из камней написано «улыбка»? | – Только с хорошим настроением и улыбкой наше путешествие удастся. |
– Откройте свои тетради. Запишите тему урока. | Дети открывают тетради, делают записи. |
– Ранее, в начальной школе, вы уже немного касались этой темы, говорили о слове и его значении. Давайте еще раз повторим. Что же такое лексическое значение слова? Как его определить? Попробуйте найти в своём учебнике материал, касающийся темы нашего урока. | Дети, пользуясь содержанием учебника и алфавитным указателем, находят нужный материал и зачитывают его (п. 64) |
– Какие понятия для вас оказались новыми? | – Новыми для нас оказались понятия «однозначные слова», «многозначные слова» |
– Я помогу вам познакомиться с этими
понятиями. – Теперь у нас есть все самое необходимое для путешествия, и мы можем двигаться дальше, чтобы узнать нечто интересное. |
|
– Мы попадаем на тропинку, которая идет в лес. Смотрите, какая вокруг красота! Какие великолепные полянки по краям тропинки! Прочитайте, что на них написано (читают со слайда) | Поляна однозначных слов. Поляна многозначных слов. |
– Посмотрите, что изображено на поляне однозначных слов? | – Вальдшнеп, изморось |
– Какой словарик мы откроем в учебнике, чтобы узнать, что означают эти слова? | – Мы откроем толковый словарик в конце учебника. |
– Прочитайте значения этих слов. | Читают определения данных слов |
– Теперь попробуйте сами сделать вывод: какие слова называются однозначными? | – Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (бакен, жюри, жёрнов, айсберг, прилагательное). |
– Приведите примеры. – Посмотрите на вторую поляну. Что там написано? |
– Мышка, иголки, колокольчик. |
– А что означают эти слова? | Дети высказывают свои мнения. |
– Ваши мнения разделились. Но вы все правы. Эти слова имеют по несколько значений. Как вы думаете, как можно назвать такие слова? Почему? | – Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными (кнопка, игла, кисть) |
– Молодцы! Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились? | – Мы познакомились с однозначными и многозначными словами. |
– Для того, чтобы нам пройти дальше, вам нужно выполнить задание. Составьте два предложения, в каждом из которых многозначное слово используется в разном значении, и запишите в тетради с красной строки. Можете использовать слова со слайда, а можете вспомнить какие-то другие многозначные слова. | Ученики составляют предложения
письменно в тетради, а потом зачитывают их: – У моего подъезда рос колокольчик. Ваня позвонил в колокольчик. |
– Пора двигаться вперед. Вот мы попали в дремучий лес. Посмотрите сколько здесь разных деревьев: березы, сосны, дубы, осины. Кто знает, как называется такой лес, в котором собраны такие разные деревья? | – Смешанный лес |
– Верно. Наш смешанный лес называется «Лес синонимов». А какие слова называются синонимами? | – Слова, близкие по смыслу. |
– Вот мы с вами в этом смешанном лесу. А вы ничего необычного не замечаете? | – На деревьях написаны слова. |
– Прочитайте эти слова. | Красный, врач, близко, губы, жалость, алый, уста, доктор, недалеко. |
– Попробуйте найти здесь пары слов-синонимов. Назовите их. | Красный – алый Врач – доктор Близко – недалеко Губы – уста |
– Объясните орфограмму в слове «врач» | – Это существительное в ед. ч. мужского рода. |
– Объясните орфограмму в слове «близко» | – Проверяемые согласные в корне слова. Проверочное слово – «близок» |
– Запишите эти пары в своих тетрадях. | |
– В речи мы очень часто встречаем слова-синонимы. А для чего они используются в художественных произведениях? | – Поэты и писатели используют их для того, чтобы сделать речь более яркой, выразительной, эмоциональной, насыщенной. |
– Какое слово из последней пары нейтрально, а какое – эмоционально окрашено? | – Слово «губы» – нейтрально, а «уста» – эмоционально окрашено. |
– Назовите однокоренные к слову «уста» | – Однокоренное слово – «устный» |
– Обратите внимание! В слове «устный» корень -уст-, а мы часто делаем ошибку, «теряя» букву «т» | |
– Теперь обратите внимание на
раздаточный материал у вас на партах. У каждого
из вас есть два стихотворения. Ваша задача –
выделить в них слова-синонимы.
|
|
– Прочитайте вслух. Чем интересно второе стихотворение с точки зрения пунктуации? | – Это предложение с прямой речью. (Говорят об оформлении прямой речи) |
– Теперь поработайте в парах, выделите слова-синонимы. | Ответы: Зябнет – дрожит; |
– Какие из этих слов используются в разговорной речи? | – В разговорной речи используются такие слова: канитель, толкотня… |
– А какие используются в художественной литературе? | – Зябнет, стынет…– эти слова эмоционально окрашены |
– Молодцы, вы выполнили все задания на этом отрезке пути. Но нам нужно двигаться дальше. | |
Методический комментарий. Дети осуществляют поиск и выделение нужной информации; синтез как составление целого из частей; выдвигают гипотезы и их обосновывают; самостоятельное создают способы решения проблемы поискового характера; аргументируют своё мнение и позицию; учитывают разные мнения. | |
IV. Физкультминутка | |
– Ребята, а покажите, как
зябнет осинка? Как она дрожит на ветру? А представьте, что вам холодно, что вы мёрзнете на морозе. Как вы это изобразите? Вы – буран, вьюга или метель. Каковы будут ваши действия? А как мороз угрюмый ворчит? Покажите это. |
Дети на своё усмотрение показывают соответствующие движения |
V. Этап включения в систему знаний и повторения | |
– Смотрите, какая тропинка: она наверняка приведет нас к кладу. Но что такое?! Нам преграждает дорогу огромный булыжник. Для того, чтобы его передвинуть, нам нужно правильно записать слово, которое мы на нем видим. | |
– Что мы увидели? Прочитайте это слово. | К…н…тель |
– О! Это слово нам уже встречалось. | |
– Запишите это слово у себя в тетради, пропустив безударные гласные. | |
– Поставьте ударение. Какие гласные нам нужно проверить? | – Нам нужно проверить первую и вторую гласные. |
– В каком словаре? | – В орфографическом словаре. |
– А что означает это слово? | Варианты ответов. |
– В каком словаре мы можем значение этого слова? | – Значение этого слова мы можем узнать в толковом словаре. |
– Найдите в толковом словаре учебника значение этого слова. | Ученики читают. |
– Обратите внимание! В толковом словаре можно найти различную информацию о слове. Что вы можете сказать об этом слове? | Мы узнали: – лексическое значение слова; – это слово многозначное; – морфологические свойства: это существительное, женского рода, употребляется только в ед. ч. |
– Найдите это слово в стихотворении | – «Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители…» |
– В каком значении употреблено это слово в стихотворении? | – Оно употреблено в переносном значении; в значении «досадная потеря времени» |
– Это слово пришло из французского языка, а в русском языке стало употребляться в переносном значении: процесс изготовления тонкой золотой или серебряной проволоки для вышивания был утомительным и однообразным. О прямом и переносном значении слова мы будем скоро говорить. | |
– А это слово вы слышали от родителей? | Ответы учеников: |
– Вы долго собираетесь в школу. Как укажет на это ваша мама, употребив однокоренной глагол? | – Мама скажет: «Ну что ты канителишься?» |
– А почему это однокоренные слова? | – Канитель – канителишься: имеют один корень, в котором заключено основное лексическое значение |
– А знаете ли вы, что есть словари, из которых мы можем узнать историю происхождения слова? | Ответы учеников |
– Эти словари называются
этимологическими. Запишем: В этимологическом словаре мы можем узнать происхождение слова «канитель»: оно пришло к нам из французского языка. |
Делают запись в тетрадь |
– Это предложение простое или сложное? | – Сложное: в нём две грамматические основы (называют их) |
– Всё! Мы выполнили сложное задание и можем пройти дальше! Ура! Мы с вами на последнем отрезке пути! | |
– Сейчас я прочитаю вам загадки, в которых мы встретимся с антонимами. Отгадайте их. Скажу вам, что антонимы густо населяют остров под названием «Слово»! | |
1. Я – антоним к слову «зной»; я в реке, в
тени густой И в бутылках лимонада. А зовут меня… |
Прохлада |
2. Я – антоним слову «смех» не от счастья
и утех, А бываю поневоле от несчастья и от боли, От обид и неудач. Догадались? Это… |
Плач |
3. Я – антоним шума, стука, без меня вам
ночью мука, Я – для отдыха, для сна. Называюсь … |
Тишина |
– Есть также словарь антонимов. Познакомимся с ним. (Учитель показывает словарь и приводит примеры) | |
– Итак, назовите ещё один антоним: Не
бываю без начала, близкий родственник причала. |
Конец |
Методический комментарий. Применяются полученные знания в разных ситуациях с опорой на знания детей, приобретённые ранее. Дети осуществляют поиск нужной информации, воспринимают информацию на слух, проявляют интерес к новому материалу, формируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью. | |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | |
– Да, наше путешествие подходит к концу. Верно выполнив все задания, мы добрались до нашего клада. Посмотрите, что там? Как называется предмет, в котором находится наш клад? | – Сундук |
– Найдите в словаре учебника это слово и расскажите мне о нём. | Дают лексическое значение, говорят, что это слово мужского рода, пришло из тюркского языка. |
– Тюркские языки — семья родственных языков, широко распространённых в Азии и Восточной Европе. | |
– Есть ещё один замечательный словарь.
И называется он – «Толковый словарь живого
великорусского языка».Автор его – Владимир
Иванович Даль. Жил в XIX веке Владимир Иванович
Даль – русский писатель, врач по образованию. |
Демонстрируется портрет В.И. Даля. |
– Обратите внимание, какое интересное толкование слову сундук даёт В.И. Даль! | – Сундук – укладка с крышкою на навесках, обычно с замком. |
– Давайте посмотрим, что же в нашем сундуке. | – Тут лежит письмо. Дети читают письмо: Когда, изведав трудности учения, |
– Теперь вы знаете, что «буквы созданы не зря»: из них складываются слова, а каждое слово несёт определённое лексическое значение. | |
– С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? | – Многозначные, однозначные, прямое и переносное значение слова. |
– Молодцы! Мы преодолели все трудности и побывали на таком прекрасном острове под названием «Слово» | |
– Что же нового узнали вы, пропутешествовав по острову с таким названием? | Несколько учеников отвечают: – о многозначных и однозначных словах; – о тюркском языке; – о происхождении слова «канитель»… |
– Что вам понравилось на острове «Слово»? | – Мне понравилось работать в паре. – А мне понравилось отгадывать загадки. – А я сделал для себя вывод, что изучать языки очень интересно. |
– Вспомните сегодняшний урок и
продолжите предложения:
|
Несколько учеников продолжают предложения |
Методический комментарий. Такое подведение итогов позволяет учащимся вспомнить наиболее яркие и содержательные моменты урока. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | |
VII. Домашнее задание | |
Выполнить упр. 102. Нужно записать слова, которые вы часто слышите от родителей, а значения их не понимаете. Объяснить их значение с помощью словаря. | Записывают домашнее задание |
VIII. Оценивание | |
Выставление отметок |