Здоровье учащихся имеет решающее значение для достижения оптимально здорового общества: они – родители поколения ближайшего будущего.
В период обучения в школе определяется дальнейший жизненный путь школьников, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
В последнее время возросла учебная нагрузка, возросла поступающая информация. Все это обязывает быть высокотребовательными к состоянию здоровья учащихся.
Цель программы: создание единого валеологического пространства для формирования (воспитания) личности, гармонично развитой физически и психически, в условиях образовательного учреждения.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Для получения статистических данных о здоровье учащихся была изучена экологическая обстановка в микрорайоне школы № 12, проведён мониторинг заболеваний за последние три года, исследованы проблемы социального и нравственного характера. Данные исследований свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз.
Задачи программы:
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
В связи с вышеизложенным, сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и родителями, основной предпосылкой создания данной Программы.
Особенность программы «Здоровое поколение» заключается в том, что реализация ее должна быть организована как во время уроков, так и во внеурочное время с проведением восстановительных мероприятий в привычных условиях пребывания ребенка.
Данная программа является модифицированной, где реализуется комплексная форма организации содержания и педагогической деятельности, т.е. реализация здоровьесберегающих технологий осуществляется в комплексе.
Для достижения этих целей необходима совместная, согласованная работа администрации, учителей, медицинских работников школы, родителей, детей, заинтересованных структур вне школы.
В связи с этим вырисовывается следующая
При такой организации валеологической службы в школе будут созданы все условия, при которых образовательный процесс прибавит здоровья учащимся.
Гармоничные условия окружающей среды, правильно построенная работа пищеблока, соблюдение гигиенических норм и требований, благожелательный психологический климат, грамотно организованный учебный процесс, общая атмосфера заботы о своем здоровье и здоровье окружающих – вот основные составляющие Программы «Здоровье».
Содержание данной программы адаптировано к возрастным особенностям учащихся образовательного учреждения, т.к. на каждом этапе развития ребенка стоят свои определенные задачи. Принцип непрерывности позволяет нам плавно осуществлять переход к новым способам взаимодействия с обучающимися.
Программа рассчитана на обучающихся с 1-11 класс и на каждой ступени образования выстраиваются свои приоритеты профилактической, коррекционной, просветительской работы.
Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
- организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
- организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
- выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
- внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
- создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
- приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Срок реализации программы – постоянный с учетом изменения социальных, педагогических, профессиональных потребностей всех субъектов образования.
Комплексно-целевая программа «Здоровое поколение»
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. – 272 с.
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Л. В. Гаврючина — Москва, Сфера, 2010 г.– 160 с.
- Медработник Дошкольного образовательного учреждения, №2, 2010: — Москва, Сфера, 2010 г.– 128 с.
- Алексеева К.И. Работа школы N 521 по программе "Образование и здоровье" / К. И. Алексеева //Завуч. – 2005. – N 8. – C. 121-123.
- Белова С. Сохранение здоровья детей в образовательном процессе: экспертная оценка / С. Белова: экспертная оценка //Учитель. – 2005. – N 3. – C. 57-58.
- Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. – 2005. – N 3. – С. 52-78.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. – 2005. – N 11. – C. 75-78.
- Кулаковский О.А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни / О. А. Кулаковский //Образование в современной школе. – 2005. – N 5. – С. 34-41.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е. П. Митина //Начальная школа.. – 2006. – N 6. – C. 56-57.