Употребление причастий и деепричастий в речи. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить умения находить причастия и деепричастия в речи по словообразовательным, морфологическим признакам и категориальному значению;
    • сформировать умения определять границы причастных и деепричастных оборотов, ставить знаки препинания;
    • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
    • обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивающие:
    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умение применять полученные  знания;
    • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
    • формирование логических умений;
    • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
    • развитие умения индивидуальной и парной работы.
  • Воспитательные:
    • воспитание интереса и уважения к книге;
    • воспитание ценностного отношения к слову;
    • воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля,
    • воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. 

Оборудование: карточки для парной работы,  толковые словари, мультимедийное оборудование.

__________ – корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно неся драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Учитель:  Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с высказывания Ф. Бэкона. Посмотрите внимательно на записанное предложение, выскажите ваши предположения, о чём сегодня будет наше занятие?

Дети: О причастных и деепричастных оборотах, о знаках препинания при них, об употреблении оборотов.

Учитель: Почему вы так решили?

Дети: В предложении есть причастный оборот и деепричастный оборот.

Учитель: Вы всё правильно сказали. Запишите тему урока: «Употребление причастий и деепричастий в речи».

Учитель: Прежде чем мы будем формулировать цели урока, я прошу вас снова обратиться к высказыванию Бэкона. Восстановите пропущенное слово. Что философ мог назвать «кораблями мысли»?

Дети: Книги, ведь они раздвигают границы времени, связывают поколения, учат добру.

Учитель: Сформулируйте цели урока.

Дети: Закрепить умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, узнать об особенностях употребления причастий и деепричастий; поговорить о книгах.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Стеллаж – немец. язык
Стеллажный
Стеллаж
– ряд полок в несколько ярусов.

Задание: придумайте предложение со словарным словом, включив в него причастный или деепричастный оборот.

Дети:

Книга, лежащая на стеллаже, упала.
Вытирая пыль со стеллажа, девочка упала.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об употреблении причастий и деепричастий в речи. Хотя причастия и деепричастия – это разные формы глагола, некоторые ученые даже утверждают, что это разные части речи. Как вы полагаете, почему мы их объединили в рамках одного урока? Я предлагаю ответить на этот вопрос, работая в группах по четыре человека. Ваша задача: понять, что общего между причастием и деепричастием, выбрав один из путей работы. Первый путь – без подсказки, сложный, но согласитесь, самый интересный и путь с подсказкой, который не позволяет вам совершить ошибку.

Что общего между причастиями и деепричастиями? Что общего между причастиями и деепричастиями?
/ без подсказки /  / с подсказкой /
  1. Как раскрывается в причастиях и деепричастиях общее значение действия?
2. От слов какой части речи всегда образуются причастия и деепричастия?
3. Могут ли они иметь при себе зависимые слова?
4. В каких стилях речи употребляются чаще всего?

Учитель: Что мы повторили, выполняя это задание?

Дети: Вспомнили, что такое причастие и деепричастие, узнали, что их объединяет.

Учитель: У причастий и деепричастий есть удивительная способность – иметь при себе зависимые слова и образовывать с ними единое целое – оборот. Помните ли вы о правилах постановки знаков препинания при оборотах? Следующий вид работы позволит вам еще раз вспомнить эту тему.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Человек, не читающий книг,  удивительно скучен. (Е. Вильмонт)

[ – , | ~ | , = ] .

Читай, книгочей, не жалея очей. (Пословица)

[ = , обр. , | – . – | ] .

Люди,  переставая читать,  перестают мыслить.  (Д. Дидро)

[ – , | – . – | , = ] .

Читая авторов,  хорошо пишущих , привыкаешь хорошо говорить.  (Вольтер)

[ | – . – | , | ~ | , = ]

Учитель: Что мы вспомнили, выполняя задание?

Дети: Постановку знаков препинания при оборотах, закрепили умения чертить схемы.

Учитель: Что объединяет все эти высказывания?

Дети: Это размышления о роли книг в нашей жизни.

Учитель: Какое утверждение вам больше всего запомнилось и почему? Что означает книга для вас?

Дети: Помощник, учитель.

Учитель: Послушайте стихотворение А. Жиляева и ответьте, каково отношение автора к книгам?

ОСЛОЖНЕННОЕ СПИСЫВАНИЕ

В м…ей кв…ртире собра(н, нн)ы миры.
Они ст…ят на ст…(л, лл)ажах и полках.
Они ст…ят застывши до п…ры
Но быть открытыми ж…лания полны.

Я каждый мир любовно обв…жу
М…чтающим в него пр…никнуть взглядом.
И каждый раз в…дыхая ух…жу
Заворожё(н, нн)ый милым книжным рядом.

(Арсений Александрович Жиляеев)

Сформулируйте задание.

Дети: Списать, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Задание: подготовьте выразительное чтение стихотворения. Предложите возможные заглавия.

Авторский вариант: «Домашняя библиотека». Как поэт образно называет книги? Согласны ли вы с этим утверждением? Каково отношение автора к книгам?

Задание: графически выделите причастный и деепричастный обороты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (на доске)

Определите, сколько в стихотворении причастий и деепричастий.

Дети: Четыре причастия: собраны, открытыми, мечтающим, завороженный. Два деепричастия: застывши, вздыхая.

Учитель: Какова роль причастных и деепричастных оборотов в тексте?

Дети: Они уточняют характер действия.

Учитель: Причастия и деепричастия, действительно, делают нашу речь более яркой и выразительной. Но нужно быть внимательным, чтобы не допустить ошибок в употреблении оборотов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.

Задание: выберите верное продолжение предложений.

1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.

2. Переводя текст,
А) возьми словарь.
Б) мне понадобится словарь.

3. На краю стола лежала книга,
А) освещающая солнцем.
Б) освещаемая солнцем.

4. Размышляя о смысле жизни,
А) любимые герои Л.Н.Толстого идут непростыми путями.
Б) сердца читателей раскрыты для любимых героев Л.Н.Толстого.

Код ответов.

1 – Б
2 – А
3 – Б
4 – А

Учитель: Как можно избежать ошибок при употреблении причастных и деепричастных оборотов?

Дети: Больше читать, учиться правильной речи у мастеров слова.

Учитель: Употребление причастных и деепричастных оборотов – это признак литературной речи. Но можно ли без них обойтись, будет ли наше высказывание  выразительным? Давайте найдем ответ на этот вопрос.

РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ

Часы _________________________– лучшие часы. Они возвышают человека __________________. Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём _______________________.
_______________ мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя _______________________.

Учитель: Прочитайте текст. Понятен ли вам его смысл?

Дети: Не всегда, но можно догадаться, о чём он. Хотя в целом высказывание невыразительное.

Учитель: Сформулируйте задание.

Дети: Восстановить пропущенные причастные и деепричастные обороты.

Учитель: Задание очень сложное, если возникнут трудности, вы можете воспользоваться подсказкой, на которой написан авторский вариант.  Правда, конструкции даны не в том порядке, в котором пропущены в тексте. Будьте внимательны.

Подсказка.

её создавшего
принимая правильные решения
проведённые над книгой
читая книгу
обогащая его сердце и разум

Восстановленный текст:

Часы, проведённые над книгой, – лучшие часы. Они возвышают человека, обогащая его сердце и разум.  Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём , принимая правильные решения.
Читая книгу,   мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя, её создавшего.

Учитель: Прочитайте текст. Сравните с авторским вариантом. Кто работал самостоятельно, без подсказки? Зачитайте ваши тексты. О чём заставили они вас задуматься?

Подведём итоги урока.

Закончите высказывания:

  • Я узнал_________
  • Мне было интересно________
  • Я хотел бы поспорить____________
  • Мне пригодится _____________
  • Я не согласен__________________

Домашнее задание: предлагается на выбор

1. Задание по учебнику.
2. Сочинение по теме «В моей квартире собраны миры….».

Приложение 1