Цели урока:
- Образовательные:
- закрепить умения находить причастия и деепричастия в речи по словообразовательным, морфологическим признакам и категориальному значению;
- сформировать умения определять границы причастных и деепричастных оборотов, ставить знаки препинания;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
- обогащать словарный запас учащихся.
- Развивающие:
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять полученные знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения индивидуальной и парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к книге;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля,
- воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Оборудование: карточки для парной работы, толковые словари, мультимедийное оборудование.
__________ – корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно неся драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бэкон.
Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с высказывания Ф. Бэкона. Посмотрите внимательно на записанное предложение, выскажите ваши предположения, о чём сегодня будет наше занятие?
Дети: О причастных и деепричастных оборотах, о знаках препинания при них, об употреблении оборотов.
Учитель: Почему вы так решили?
Дети: В предложении есть причастный оборот и деепричастный оборот.
Учитель: Вы всё правильно сказали. Запишите тему урока: «Употребление причастий и деепричастий в речи».
Учитель: Прежде чем мы будем формулировать цели урока, я прошу вас снова обратиться к высказыванию Бэкона. Восстановите пропущенное слово. Что философ мог назвать «кораблями мысли»?
Дети: Книги, ведь они раздвигают границы времени, связывают поколения, учат добру.
Учитель: Сформулируйте цели урока.
Дети: Закрепить умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, узнать об особенностях употребления причастий и деепричастий; поговорить о книгах.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Стеллаж – немец. язык
Стеллажный
Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов.
Задание: придумайте предложение со словарным словом, включив в него причастный или деепричастный оборот.
Дети:
Книга, лежащая на стеллаже, упала.
Вытирая пыль со стеллажа, девочка упала.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об употреблении причастий и деепричастий в речи. Хотя причастия и деепричастия – это разные формы глагола, некоторые ученые даже утверждают, что это разные части речи. Как вы полагаете, почему мы их объединили в рамках одного урока? Я предлагаю ответить на этот вопрос, работая в группах по четыре человека. Ваша задача: понять, что общего между причастием и деепричастием, выбрав один из путей работы. Первый путь – без подсказки, сложный, но согласитесь, самый интересный и путь с подсказкой, который не позволяет вам совершить ошибку.
Что общего между причастиями и деепричастиями? | Что общего между причастиями и деепричастиями? |
/ без подсказки / | / с подсказкой / |
1. Как раскрывается в причастиях и
деепричастиях общее значение действия? 2. От слов какой части речи всегда образуются причастия и деепричастия? 3. Могут ли они иметь при себе зависимые слова? 4. В каких стилях речи употребляются чаще всего? |
Учитель: Что мы повторили, выполняя это задание?
Дети: Вспомнили, что такое причастие и деепричастие, узнали, что их объединяет.
Учитель: У причастий и деепричастий есть удивительная способность – иметь при себе зависимые слова и образовывать с ними единое целое – оборот. Помните ли вы о правилах постановки знаков препинания при оборотах? Следующий вид работы позволит вам еще раз вспомнить эту тему.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Человек, не читающий книг, удивительно скучен. (Е. Вильмонт)
[ – , | ~ | , = ] .
Читай, книгочей, не жалея очей. (Пословица)
[ = , обр. , | – . – | ] .
Люди, переставая читать, перестают мыслить. (Д. Дидро)
[ – , | – . – | , = ] .
Читая авторов, хорошо пишущих , привыкаешь хорошо говорить. (Вольтер)
[ | – . – | , | ~ | , = ]
Учитель: Что мы вспомнили, выполняя задание?
Дети: Постановку знаков препинания при оборотах, закрепили умения чертить схемы.
Учитель: Что объединяет все эти высказывания?
Дети: Это размышления о роли книг в нашей жизни.
Учитель: Какое утверждение вам больше всего запомнилось и почему? Что означает книга для вас?
Дети: Помощник, учитель.
Учитель: Послушайте стихотворение А. Жиляева и ответьте, каково отношение автора к книгам?
ОСЛОЖНЕННОЕ СПИСЫВАНИЕ
В м…ей кв…ртире собра(н, нн)ы миры.
Они ст…ят на ст…(л, лл)ажах и полках.
Они ст…ят застывши до п…ры
Но быть открытыми ж…лания полны.Я каждый мир любовно обв…жу
М…чтающим в него пр…никнуть взглядом.
И каждый раз в…дыхая ух…жу
Заворожё(н, нн)ый милым книжным рядом.(Арсений Александрович Жиляеев)
Сформулируйте задание.
Дети: Списать, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Задание: подготовьте выразительное чтение стихотворения. Предложите возможные заглавия.
Авторский вариант: «Домашняя библиотека». Как поэт образно называет книги? Согласны ли вы с этим утверждением? Каково отношение автора к книгам?
Задание: графически выделите причастный и деепричастный обороты.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (на доске)
Определите, сколько в стихотворении причастий и деепричастий.
Дети: Четыре причастия: собраны, открытыми, мечтающим, завороженный. Два деепричастия: застывши, вздыхая.
Учитель: Какова роль причастных и деепричастных оборотов в тексте?
Дети: Они уточняют характер действия.
Учитель: Причастия и деепричастия, действительно, делают нашу речь более яркой и выразительной. Но нужно быть внимательным, чтобы не допустить ошибок в употреблении оборотов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.
Задание: выберите верное продолжение предложений.
1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.
2. Переводя текст,
А) возьми словарь.
Б) мне понадобится словарь.
3. На краю стола лежала книга,
А) освещающая солнцем.
Б) освещаемая солнцем.
4. Размышляя о смысле жизни,
А) любимые герои Л.Н.Толстого идут непростыми
путями.
Б) сердца читателей раскрыты для любимых героев
Л.Н.Толстого.
Код ответов.
1 – Б
2 – А
3 – Б
4 – А
Учитель: Как можно избежать ошибок при употреблении причастных и деепричастных оборотов?
Дети: Больше читать, учиться правильной речи у мастеров слова.
Учитель: Употребление причастных и деепричастных оборотов – это признак литературной речи. Но можно ли без них обойтись, будет ли наше высказывание выразительным? Давайте найдем ответ на этот вопрос.
РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ
Часы _________________________– лучшие часы. Они возвышают
человека __________________. Поэтому постоянное общение с
книгой даёт человеку возможность глубже понять
мир, уверенней действовать в нём _______________________.
_______________ мы делаемся богаче ещё на одну жизнь –
на жизнь писателя _______________________.
Учитель: Прочитайте текст. Понятен ли вам его смысл?
Дети: Не всегда, но можно догадаться, о чём он. Хотя в целом высказывание невыразительное.
Учитель: Сформулируйте задание.
Дети: Восстановить пропущенные причастные и деепричастные обороты.
Учитель: Задание очень сложное, если возникнут трудности, вы можете воспользоваться подсказкой, на которой написан авторский вариант. Правда, конструкции даны не в том порядке, в котором пропущены в тексте. Будьте внимательны.
Подсказка.
её создавшего
принимая правильные решения
проведённые над книгой
читая книгу
обогащая его сердце и разум
Восстановленный текст:
Часы, проведённые над книгой, – лучшие часы. Они
возвышают человека, обогащая его сердце и
разум. Поэтому постоянное общение с книгой
даёт человеку возможность глубже понять мир,
уверенней действовать в нём , принимая
правильные решения.
Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну
жизнь – на жизнь писателя, её создавшего.
Учитель: Прочитайте текст. Сравните с авторским вариантом. Кто работал самостоятельно, без подсказки? Зачитайте ваши тексты. О чём заставили они вас задуматься?
Подведём итоги урока.
Закончите высказывания:
- Я узнал_________
- Мне было интересно________
- Я хотел бы поспорить____________
- Мне пригодится _____________
- Я не согласен__________________
Домашнее задание: предлагается на выбор
1. Задание по учебнику.
2. Сочинение по теме «В моей квартире собраны
миры….».