Введение:
Актуальность проблемы:
Как показывает практика, дети с речевыми нарушениями испытывают трудности, связанные с ориентировкой в окружающем их пространстве, а также в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Я считаю, что систематическое (1 раз в неделю) проведение занятий, направленных на формирование предложно-падежных форм в рамках изучаемой лексической темы позволит совершенствовать состояние грамматического строя речи.
Цели:
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.
- Формировать навыки ориентировки по простейшей схеме, плану. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.
- Расширить понимание простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Продолжительность: учебный год (сентябрь – май)
Занятия с детьми проводится раз в неделю в игровой форме с предметами или картинками в рамках изучения лексической темы.
Содержание:
Специальная работа по формированию предложно - падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения, обучения грамоте, развития связной речи.
В работе над предложно-падежными конструкциями можно выделить две ступени:
1. Наблюдение над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове.
2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.
На первой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги делим на группы по сходству или противоположности лексического значения.
Работа с предлогами проводится последовательно в процессе изучения разных лексических тем. Добиваться введения предлога в пассивный словарь и активизации употребления предлогов можно с помощью различных предметов: пластмассовых стакана,
блюдца и ложки (лексическая тема “Посуда”) а также игрушки из “Киндер-сюрприза” и кубика (лексическая тема “Игрушки”). Логопед выполняет различные действия с
предметами и одновременно показывает ребёнку соответствующее графическое изображение предлога - маленькую карточку с символическим изображением положения предмета. Во время выполнения задания внимание ребёнка постоянно привлекается к слову предлогу. Отмечается важность этого маленького (короткого) слова.
Затем ребенку предъявляются предметные картинки, карточки с графическим изображением конкретного предлога (по усмотрению логопеда) и схема-модель предложения. Проводится ряд занятий на закрепление в речи предложных конструкций. Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов.
В схему-модель предложения подставляются картинки предметов. Вместо короткой черточки – маленькую карточку с графическим изображением предлога.
Составляется и анализируется предложение. Например: “Мяч лежит на ковре.” “Конфета (ложка, книга) упала на ковёр.” “Девочка (мама) села на стул.”
Продолжается работа с деформированным предложением: “Стул упал на папу.” “Ковер упал на конфету.”. Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительными и глаголами в форме множественного числа.
После того как ребёнок достаточно легко научился составлять предложения с предлогами, для закрепления ему предлагается универсальная карточка. Универсальность карточки в том, что по ней можно составить предложение с любым предлогом. По краям карточки находятся изображения знакомых предметов, в середине – две полоски. Длинная полоска – это слово-действие, короткая полоска – маленькое слово (предлог).
В течение двух, трёх занятий с одной группой предлогов приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для выработки понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).
Логопедическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи
Тема: Секреты предлогов. (Лексическая тема: “Насекомые”.)
Цель: Формирование навыка употребления предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать словарь по теме: “Насекомые”.
- Расширить глагольный словарь по теме.
- Обеспечить усвоение слов с увеличительными оттенками.
- Расширить понимание значения предлогов и активизировать их использование в речи. Совершенствовать навык согласование числительных с существительными.
- Сформировать навык составления предложений с заданным предлогом по схеме.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к насекомым.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: диск Е. Железновой “Десять мышат” для физминутки “Паучок”, презентация “Секреты предлогов”.
- Раздаточный материал: картинки насекомых, универсальные карточки с предлогами в конвертах.
Ход занятия
Орг. момент:
Л.:
В хорошую погоду зовёт к себе
Нас матушка природа.
Там старые знакомые давно скучают, ждут.
Я издали их слышу, они меня зовут,
Как будто вертолётики, над тем лужком кружат,
И встрече со мной рады, стрекочут и жужжат
Стрекозки и кузнечики, жучки и паучки,
Причудливые бабочки, ворчливые сверчки...
Что ж это за знакомые?
Д.: Конечно ж, насекомые. (заходят в группу и встают вокруг доски).
1.“Кто что делает”. Обогащение глагольного словаря по теме.
Л.: Наши насекомые собрались все вместе и решили похвалиться, кто что умеет делать. Угадайте, кто это.
- Я умею стрекотать, ловко прыгать и хорошо прятаться в зелёной траве.
- Я умею ползать и плету самые прочные сети.
- Я умею жужжать и жалить, собираю нектар, опыляю растения, а из нектара делаю мед. И т.д.
Л.:
Как-то летом на лужайке
Очень умный майский жук
Основал для насекомых академию наук.
Академия открыта от зари и до зари,
Насекомые лесные изучают буквари.
А-акула, Б-берёза, В-ворона, Г-гроза.
Шмель и муха не жужжите, успокойся стрекоза.
Учат азбуку букашки, чтобы грамотными стать,
Потому что очень мало только ползать и летать.
(В это время дети занимают свои места за столами).
2.“Насекомые великаны”. Употребление слов с увеличительными оттенками.
Л.: В нашей академии не насекомые, а великаны.
- Не паук, а ... (паучище).
- Не жук, а ... (жучище).
- Не комар, а ... (комарище).
- Не шмель, а ...(шмелище).
3.“Исправь ошибку”. Усвоение предлогов и словаря по теме.
Л.: Лунтик (лунная пчела) прислал нам письмо, в котором он написал, каких насекомых он видел среди цветов. Но, по-моему, он допустил ошибки. Попробуйте их исправить.
- Рядом с цветком огромный жучок. (огромный жучище)
- Возле пенька маленький червячище. (маленький червячок)
- Под кустом мелкий тараканище. (мелкий тараканчик)
- Около ветки громадный комарик. (громадный комарище)
- Под листом малюсенький комарище. (малюсенький комарик)
- Возле муравейника небольшой муравьище. (небольшой муравьишка)
4.“Сколько насекомых на цветке?” Согласование числительных с существительными. Развитие логического мышления и внимания.
Л.: Лунтик не умеет считать, не знает цифр и поэтому не смог назвать сколько и каких насекомых он видел среди цветов. У каждого ребенка - предметная картинка с изображением какого-либо насекомого.
Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета и задает вопрос: Сколько насекомых было на цветке, сколько под цветком, сколько летало над цветком?
Ребёнок должен составить предложение: “На цветке сидело 3 чёрных муравья”. Или: “Под цветком было 5 зелёных кузнечиков”.
Физкультминутка: (под музыку из диска Е. Железновой “Десять мышат”)
Л.: А сейчас мы немного отдохнем вместе с нашим веселым паучком.
Паучок.
Одна из ручек – веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены. Вторая ручка – паучок, который “гуляет по ветке”.
Паучок ходил по ветке, Паучок бегает по предплечью, А за ним ходили детки. А затем по плечу другой руки. Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, Выполняем стряхивающие движения.
Паучков на землю смыл. Хлопаем ладонями по коленям. Солнце стало пригревать, Ладони прижаты боковыми сторонами друг к другу. Пальцы растопырены, качаем руками. Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять по ветке. Паучки ползают по телу.
5.“Четвертый лишний”:
Л.: А ещё в письме Лунтик спрашивает кто лишний и почему.
- Сорока, ласточка, жук, ворона.
- Пчела, муравей, бабочка, стрекоза.
- Комар, муха, таракан, пчела.
(Дети отвечают полным ответом, используя сложноподчинённое предложение с союзом “потому что”.)
6. Назвать количество слогов в словах.
Л.: Каких лишних насекомых вы запомнили? Посадите каждое насекомое на свой цветок, так, чтобы цифра на цветке совпадала с количеством слогов в названии насекомого.
(Д.: Я посажу жука на цветок с цифрой 1, потому что в слове жук один слог.)
7. Усвоение предлогов под, из-под.
Л.: Ребята, послушайте, что произошло на нашей поляне. Солнышко зашло за тучку, стал накрапывать дождик, и все насекомые попрятались кто куда.
Кто где сидит (спрятался)? (под цветком, под берёзой).
Откуда выпрыгнет, вылетит, выползет? (из-под цветка, из-под мухомора, из-под берёзы).
8. “Сложные вопросы”
Л.: Лунтику снова ему нужна ваша помощь. В этот раз он задаёт сложные вопросы.
- Где должен был сидеть кузнечик, если он спрыгнул с травинки? (на травинке)
- Где должна была находиться стрекоза, если она вылетела из-под ветки? (под веткой)
- Где должна была прятаться божья коровка, если она вылетела из-за березы? (за березой) И т.д.
9. Работа с универсальными карточками. Составление предложений с заданным предлогом.
Л.: Составьте предложения с предлогом по своей карточке.
(У детей на столах конверты с универсальными карточками, картинками и символами предлогов.)
Итог:
Л.: Лунтик благодарит вас. Вы ответили на все его вопросы, выполнили все задания. Молодцы.
Л.: Мы знаем, что есть насекомые вредные для человека и полезные. И мы ошибочно порой предполагаем, что без вредных насекомых можно обойтись. Но это заблуждение. Без насекомых погибают птицы, т.к. все в природе взаимосвязано.
Все, все,
Все на свете
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Все, все
Все на свете
На свете нужны!
И это все дети запомнить должны!
Я думаю, что после наших занятий насекомые станут вашими лучшими друзьями. В память о нашем занятии я хочу подарить вам этих насекомых (набор игрушек).
Библиография:
1. Ильякова Н.Е. “Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет”, Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2007
2. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. Учебно-практическое пособие. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
3. Смирнова Л.Н. “Логопедия в детском саду”, Москва: Мозаика – Синтез, 2006
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста” Москва: Айрис-пресс, 2008
5. Яцель О.С. “Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительных группах” Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2007