Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р]. Тема: "За сокровищем на остров Русалок"

Разделы: Логопедия


Цель: закреплять навыки правильного произношения звука [р] в связной речи.

Задачи.

Образовательные:

  • уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
  • закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и предложениях;
  • совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;
  • упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;
  • совершенствовать навыки слогового и звукового анализа и синтеза;
  • совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляторную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать умение понимать обращённую речь;
  • развивать ориентировку в пространстве;
  • развивать зрительный гнозис и зрительное восприятие;
  • развивать психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: салфетки, костюм почтальона, письмо в конверте, карта путешествий, рисунок комнаты с разбросанными предметами, нарисованные фигурки русалок, предметные картинки (жираф, носорог, кенгуру, верблюд, зебра, крокодил, рыба, арбалет, дрова, остров, сокровища, тень), силуэтные изображения животных (жираф, носорог, крокодил, кенгуру, верблюд, зебра), карандаш, схемы звукового анализа слов, мяч, маленькие игрушки (корабль, пират, сундук), шкатулка.

Предварительная словарная работа: штурвал, корма, киль, палуба, каюта, штурман, трос, арбалет, подзорная труба, морской узел, риф, мель, орхидея, шторм, фауна. Работа с компасом.

Ход занятия

I. Организационное начало занятия

Логопед (Далее Л): Здравствуй! Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [р].

(Стук в дверь, входит почтальон и передаёт логопеду письмо).

Л: Спасибо! (Почтальону). Странно… Что же это за конверт? И кто написал письмо? Давай прочитаем его и узнаем, что там написано.

Дорогой друг!

Высылаю тебе карту Острова Русалок, на котором находится клад.

Я с удовольствием отправился бы с тобой, но стал стар и слаб.

Отправляйся немедля в путь и разыщи его!

Твой друг-пират Роджер.

II. Основная часть

Л: Что же нам делать? Если в письме говорится об острове, то нам нужен корабль. Давай его построим. А помогут нам в этом твои губы и язык.

1. Артикуляционная гимнастика

  • В первую очередь возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение “Заборчик”).
  • Приступим к строительству. Нам понадобятся доски узкие (Упражнение “Иголочка”) и широкие (Упражнение “Лопаточка”).
  • Поставим на палубу штурвал и проверим его работу (Круговые движения языком влево-вправо и наоборот).
  • Теперь необходимо покрасить корабль: палубу, корму, борта, каюту капитана (Упражнение “Маляр”).
  • Поставим парус (Упражнение “Парус”. Рот открыт. Широкий кончик языка удерживается за верхними зубами.).
  • Посмотрим под киль или проверим всё ли в порядке в каюте капитана (Упражнение “Грибок”).
  • Забьём последние гвозди (Упражнение “Лошадка”).
  • Пошлём попутный ветер в паруса (Упражнение на направленный выдох).

2. Автоматизация звука в словах. Упражнение “Найди и назови”

Л: Корабль построен (Логопед выставляет игрушку кораблик). Теперь нужно взять с собой необходимые вещи. Будем брать только те предметы, в названиях которых есть звук [р].

(Логопед выставляет рисунок комнаты с разбросанными предметами. Ребёнок (далее Р) рассматривает его и называет предметы по заданию педагога.)

Предметы на рисунке: подзорная труба, кружка, сыр, пирог, топор, арбалет, трос, карта, ручка, перо, куртка, рукавицы, кукуруза, арбуз, гармошка, корзина, мороженое.

3. Автоматизация звука в чистоговорках

Л: Всё необходимое мы взяли. Каким будет наше путешествие по морям?

Р: Морским.

Л: Чтобы отправится в путь, нужно правильно произнести чистоговорки:

Ра-ра-ра – мы построили корабль.

Ор-ор-ор – взяли мы с собой топор.

Тра-тра-тра – дуют сильные ветра.

Ра-ра-ра – там огромная гора.

Ар-ар-ар – над горою вьётся пар.

Ры-ры-ры – доберёмся до горы.

Ра-ра-ра – будет сильная жара.

Ры-ры-ры – не испугаемся жары.

Тра-тра-тра – встало солнышко с утра.

Ра-ра-ра – отправляться в путь пора.

(Чистоговорки проговариваются стоя. Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом)

4. Ориентировка в пространстве. Упражнение “Возьми правильный курс”.

Л: Чтобы не столкнуться со скалами и рифами, не сесть на мель, нам нужно идти правильным курсом. Я как твой штурман буду тебе говорить курс. Сначала давай вспомним, где север, юг, запад и восток.

(На карте сверху компас с направлением, зона моря поделена на клетки)

Л: 1 морской узел на восток, 4 морских узла на север, 2 морских узла на восток, 2 на север, 2 морских узла на восток, 1 на юг, 1 морской узел на восток.

(Ребёнок по клеткам ведёт корабль в нужном направлении, в соответствии со словесными инструкциями логопеда)

Л: Мы стойко прошли все испытания. А вот и остров и первая русалка.

(Логопед выставляет на карту фигурку русалки)

5. Слоговой анализ и синтез. Упражнение “Составь слово из слогов”.

Л: Эта русалка составляет книгу о фауне острова, но не может справиться.

На острове живут животные, но слоги в их названиях перепутались. Мы должны ей помочь. Внимательно слушай и постарайся отгадать название животного. А подсказкой тебе послужат их силуэтные изображения.

(Логопед произносит слоги, ребёнок на слух составляет названия животных.)

дил-кро-ко блюд-вер ру-кен-гу ра-зеб, со-но-рог, раф-жи.

(По мере отгадывания названий, логопед выкладывает предметные картинки животных).

Л: Молодец! Русалка очень благодарна тебе за помощь, она пропускает нас дальше.

6. Звуковой анализ. Упражнение “Подбери бусы”.

Л: На пути у нас вторая русалка. Она тоже просит у нас помощи. Скоро на Острове Русалок будет праздник. К празднику она приготовила именные бусы для всех зверей из ракушек (красные, зелёные, синие ракушки), но бусы перепутались. Давай внимательно рассмотрим бусы. На что они похожи?

Р: На схему звукового анализа слова.

Л: Правильно. Нужно соотнести предметную картинку с изображением животного и подходящую схему звукового анализа.

Л: Молодец! Путешествуем дальше.

7. Образование относительных имён прилагательных. Упражнение “Скажи какой”.

Л: Вот мы добрались до озера. Нас встречает ещё одна красавица-русалка. Она просит помочь ей образовать слова-признаки.

(Упражнение выполняется стоя. Логопед и ребёнок перебрасывают мяч.)

Корабль, на котором плавают пираты – пиратский корабль

Штурвал на корабле – корабельный штурвал

Путь по морю – морской путь

Проход в пещере – пещерный проход

Браслет из изумрудов – изумрудный браслет

Рыбки, живущие в море – морские рыбки

Ветер, который дует с севера – северный ветер

Пират, у которого есть борода – бородатый пират

Ветер во время шторма – штормовой ветер

Бусы из кораллов – коралловые бусы

Вершина горы – горная вершина

8. Построение предложений. Упражнение “Правда или ложь”

Л: Вот мы и добрались до заветной пещеры. Но вход в пещеру заколдован русалками и чтобы в неё войти, необходимо справиться ещё с одним заданием. Я буду говорить тебе предложения. Ты внимательно смотри на карту и отвечай, правда это или нет. Свой ответ-предложение начинай со слов “да” или “нет”.

Л: На острове растут красные помидоры?

Р: Нет, на острове не растут красные помидоры.

Л: На острове есть озеро и ручей?

Р: Да, на острове есть озеро и ручей.

(Далее аналогично).

На острове есть высокая гора?

На острове растут тропические растения?

На острове бывает суровый мороз?

На острове пасутся коровы?

На острове цветут орхидеи?

На острове живут крокодилы и верблюды?

На острове живут моржи?

9. Развитие мелкой моторики рук. Упражнение “Добывание огня”

Л: Закрой глаза. Представь, мы зашли в пещеру, тут темно. Фонарик мы с тобой не взяли. Что же делать, ведь ничего не видно. Сокровище в темноте нам не найти. Что можно сделать, чтобы в пещере стало светло?

(Ребёнок предлагает свои варианты ответа)

Л: Молодец! А давай добудем огонь трением. Я дам тебе в руки палочку, а ты кати её между ладонями.

(Логопед вкладывает в руки ребёнка карандаш. Ребёнок выполняет упражнение в разном темпе. Логопед следит за тем, чтобы карандаш “катился” от основания ладони до кончиков пальцев.)

Л: Умница! Ты прекрасно справился (-лась) с заданием! А вот и сундук!

10. Звуковой анализ и синтез. Упражнение “Расшифруй слово”

(Ребёнок открывает глаза, перед ним шкатулка (“сундук”). На столе лежат картинки: рыба, арбалет, дрова, остров, сокровища, тень.)

Л: Сундук заперт, чтобы открыть его, нужно выполнить последнее задание-ребус. По первым звукам слов, отгадать зашифрованное слово-ключ.

(Ребёнок отгадывает слово “радость”. Логопед открывает сундук, в котором радость от путешествия и шоколадная медаль).

Л: Молодец!

III. Подведение итогов.

- Что запомнилось?

- Что понравилось?

- Какой звук учились произносить?