Цели:
- выявить уровень речевой и познавательной готовности к школьному обучению детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;
- доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности;
- выполнять задания с математическим и речевым содержанием, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь;
- формировать способность к целостному смысловому высказыванию, развивать речевое творчество и выразительность речи детей.
Образовательные (обучающие) задачи:
- закреплять числовой ряд в пределах 10-ти, соотнесение числа и цифры;
- продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10-ти с опорой на числовой ряд, без пересчета предметов;
- закреплять умение детей образовывать и употреблять родственные слова;
- закреплять умение использовать в речи сложноподчиненные союзы “чтобы” и “потому что”;
- закреплять понятия о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях;
- уточнять знания детей по звукобуквенному анализу слова;
- уточнить знания детей по предложению, его структуре;
- закреплять умение детей составлять рассказ-описание с опорой на картинный план;
- закреплять знания о последовательности дней недели.
Коррекционно-развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, слуховое и зрительное внимание и память, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать словесно-логическое мышление на основе понимания речи;
- развивать речь;
- развивать словообразовательные функции;
- обогащать словарь;
- развивать чувство языка;
- развивать фонетический слух;
- развивать компоненты речевой деятельности (развитие фонетических процессов, речевого дыхания, просодической стороны речи, основ звукового анализа).
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно и коллективно;
- воспитывать интерес к математическим и логопедическим занятиям.
Задачи физминутки:
- развивать общую и мелкую моторику, пластику, воображение.
Оборудование:
- ноутбук, запись видео послания от “директора школы”, видеообращение от Красной Шапочки,
- план-схема для пространственной ориентировки,
- “дерево родственных слов”,
- картинки с родственными словами,
- схема для составления сложноподчиненных предложений с союзами “чтобы” и “потому что”,
- раздаточный материал для чтения слогов, слов, предложения,
- пеналы с ручками и карандашами (по количеству детей),
- раздаточный материал с планом описания медведя,
- карточки с примерами,
- кукла Буратино с конвертом заданий для разминки,
- куклы бибабо – лесные звери.
Ход викторины
Звенит колокольчик. Дети готовы к началу деятельности.
Приветствие.
Дефектолог:
Друзья, сегодня мы пришли
На наш веселый праздник!
Мы вам улыбку принесли,
Чтоб улыбались день вы каждый.
Вводная часть
А) Логопед:
- Все мы знаем, что вы на пороге школы, очень интересного и важного события. Все мы были вместе с вами целых три года! Вы многому научились, где-то было сложно, и некоторые, даже огорчались, но было интересно и радостно! Вы пойдете в школу, а в школе самый главный человек – это директор! У нас есть послание от директора школы, давайте его внимательно послушаем!
На ноутбуке включается видеопослание “директора школы” для будущих учеников с добрыми напутствиями.
Б) Эмблема викторины.
- Нам нужна эмблема для викторины. Кто помнит, как называется наша группа? (Обращение к родителям).
Эмблемой викторины становится добрый Волшебник. (Ставится на видное место)
В) Девиз викторины:
Мы – ребята – дошколята,
Не боимся мы преград.
Любим весело играть,
Дружно, честно побеждать!
Основная часть
1. Викторина начинается с “Занимательной разминки”
Театральная ширма. Появляется кукла Буратино и ворчит:
- Эта Мальвина строит из себя умную. Еще и учит постоянно. Видите ли, я ничего, ничего не умею. Подумаешь, красивая, да умная нашлась!
Дефектолог: Здравствуй, Буратино.
Б.: Ой, здравствуйте, а куда я попал?
Д.: К ребятам, будущим первоклассникам на викторину.
Б.: Как здорово! Вы-то мне и нужны! Дело в том, что Мальвина не отпускает меня гулять и заставляет учить уроки. А тут еще она мне задала целую “кучу” хитрых вопросов! Если не отвечу – гулять не пойду.
Д.: Мы тебе поможем, где твои вопросы?
Б.: Здесь, в домике. (показывает на домик, дефектолог забирает из домика вопросы)
Вопросы викторины:
- Сколько ушей у двух ежей?
- Сколько хвостов у четырех котов?
- Сколько лап у медведя, а медвежонка?
- Сколько орехов в пустом стакане?
- На какое дерево садится ворона после дождя?
- Какой сегодня день недели, если завтра будет среда? А если вчера была суббота?
2. Задания логопеда:
А) “Дерево родственных слов”.
- Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
- Ребята, мы знаем, что семейки есть не только у людей, но и у слов. Давайте поможем слову ДОМ завести свою семейку. Для этого ответьте на вопросы:
- Назовите ДОМ ласково. (Домик)
- Домик, но ещё меньше как называется? (Домишко)
- Огромный ДОМ? (Домище)
- Тапочки для дома. Значит они какие? (Домашние)
- А теперь слово ЛЕС тоже хочет завести свою семейку.
- Человек, который охраняет лес? (Лесник)
- Зверь живёт в лесу, значит он какой? (Лесной)
- Сказочный лесной герой. (Лесовичок).
Молодцы ребята!
Б) - Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили-
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.
Мы с вами тоже можем работать со сложными и длинными словами.
Давайте “бросим” на ладошки и другие сложные слова.
ПЫЛЕСОС МЯСОРУБКА ОВОЩЕРЕЗКА
В) - Мы не только можем “бросить” на ладошки сложные слова, но и объяснить, почему эти слова так называются и для чего эти предметы нам нужны.
А помогут нам в этом профессор и весёлый мальчик. (Таблица на доске, а каждому на стол раздаточный материал)
(ПРОФЕССОР с табличкой ПОТОМУ ЧТО, а ВЕСЁЛЫЙ МАЛЬЧИК - ЧТОБЫ)
3. Задание дефектолога:
“Считарики”:
Театральная ширма, кукла Собака. Суетливо вбегает Пес, запыхаясь произносит под нос различные числа.
Д.: Ты кто?
С.: Я – Пес по кличке Считарик, я очень люблю числа, жить без них н могу! А вы знаете числа, умеете считать?
Д.:
Да, умеем, хочешь проверь нас.
Вслух сейчас считать я буду,
От ноля до десяти.
Цифру я одну забуду,
Вы попробуйте найти!
Считарик считает от ноля до десяти, пропуская число (3-4раза).
С.: Молодцы! Я побежал дальше – догонять свои числа.
Дефектолог: Как хорошо уметь считать, не надо к маме приставать…
4. Логопед перенимает слова дефектолога:
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти пожалуйста, прочти!
- Ой, а кто это к нам летит? Да это же ФЕЯ ФОНЕТИКА!
(Раздать всем детям печатные листы и пеналы )
ФЕЯ: Ребята, а вы читать умеете? А значение слов объяснить можете? Я вам принесла задания. Справитесь вы с ними?
- Читать будем столбиками, покажите пальчиком, что значит столбик.
Дети читают слоги столбиками и слова – словарная работа.
Звуки, я заметила,
Везде и всюду есть:
В РУКЕ их только четверо,
Зато в КАРМАНЕ – шесть.
Я шесть их слышу в РАДУГЕ
И, если сосчитать,
То сразу сами скажете,
Что их в АРБУЗЕ – пять!
Давайте выполним следующее задание ФЕИ-ФОНЕТИКИ – звуко-слоговой анализ слова ЛАМА.
1) звуки обозначили,
2) слоги определили .Правило! Сколько в слове гласных…
3) В какой букве живёт каждый звук?
- Так значит, из чего состоит слово? (Из звуков, из букв, из слогов).
Последнее задание от ФЕИ.
Ребята, а что такое предложение?
(- Это когда слова дружат друг с другом…)
А какие три правила предложения мы знаем?
(Предложение начинаем писать с заглавной буквы…)
Прочтём предложение и составим его схему: У мамы кот.
Физкультминутка “Этюды-перевоплощения”
- Наши ребята не только умеют учиться, но они умеют весело играть и у них очень развито воображение. Вообще – они у нас артисты. Сейчас, дорогие гости, мы вам покажем этюды – перевоплощения.
Мы птицы. Полетели как лебеди, взмахивая руками плавно.
Высиживают птенцов – приседают, оглядываясь по сторонам.
Чистят пёрышки – делают повороты туловищем.
Укладываются в гнёздышко спать – ложатся на пол.
Клюют зёрнышки и пьют воду.
5. Задание дефектолога на пространственную ориентировку.
Обращение Красной Шапочки (видеообращение по ноутбуку):
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу.
Иду я к своей бабушке
И пирожки несу.
Заблудилась я немножко,
Подскажите, где дорожка.
Как мне бабушку найти,
Как мне к домику пройти.
Мама карту мне дала,
Я ее не поняла.
Помогите мне ребята.
Как пройти по этой карте?
Задание на пространственное ориентирование по схеме. Дети по очереди выходят на ковер и выполняют пошагово задания по пространственной ориентировке.
6. Задание дефектолога: “Решение примеров без наглядной опоры”
Дефектолог:
Я сегодня в лес ходила,
Встретила зверят там.
Привела их в гости к нам.
Надо малышам помочь.
Логопед: В чем же помощь им нужна?
(Появляются куклы-бибабо: волк, заяц, лиса, ежик.)
Волк: Мы зверята – малыши,
Заблудились мы в глуши.
Домик свой найти не можем,
Ждем, ну кто же нам поможет.
Заяц: Мамы дали нам подсказки
Номер дома как найти.
Надо нам решить примеры,
Чтоб скорей домой прийти.
Лиса: В детский сад мы не ходили,
Цифры, числа не учили.
Как же это нам решить,
Номер дома получить.
Ёжик: Я свой домик не найду,
И останусь я в лесу … (Плачет)
Дефектолог: Ёжик, миленький не плачь.
Смогут дети вам помочь (Обращается к детям)
Вы примеры им решите,
И ответы получите.
Дети решают примеры.
На фланелеграфе стоят макеты домиков, каждый под своим номером. Решив примеры, дети подводят зверей к домику с соответствующим номером.
7. Задание логопеда: Составление описательного рассказа про медведя.
(За ширмой стук)
Л.: К нам кто-то ещё идёт ребята!
(Появляется медведь – кукла бибабо)
Раздать детям план-описание про медведя.
М.: “Здравствуйте ребята. Я пришёл к вам из самого леса за помощью. Все мои лесные соседи думают, что я злой. А я хороший и добрый. Помогите мне им это объяснить.”
Л.: Давайте мы расскажем лесным соседям медведя, какой он хороший и, что бояться его не надо.
Работа с планом-описанием в виде диалога.
Окончание викторины.
- Вот и конец нашей викторины! Ребята все молодцы и умнички!
Родителям:
Благодарны также вам,
Что пришли сегодня к нам
Вам понравилась игра,
Мы хотим услышать – Да!
Детям:
Мы сегодня поиграли,
Настроенье всем подняли.
Попрощаться нам пора,
До свидания друзья!