Урок по обучению грамоте. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Этапы урока Ход урока
1. Прочитать название урока О г Б р У а Ч м Е о Н т И е Е (обучение грамоте)
2. Тема урока Сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками (ф) и (ф*) и буквой Ф (эф).
3. Знакомство со звуками (ф), (ф*) Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (Слова называет учитель)

Портфель, флаг, телефон, светофор, конфета.

Какой он? (Согласный)

4. Звуковая зарядка. Эти звуки мы можем слышать и в повседневной жизни, давайте их произнесем.

Как фыркает ежик? (Фр-Фр-Фр)

Как шипит(фыркает) кот? (ф-ф-ф)

Как пыхтит каша? (Пф-Пф-Пф)

Назовите слова, в которых есть новые звуки.

5. Различие звуков (ф) и (ф*) по твердости и мягкости.

Игра.

Что вы заметили, когда называли слова с новыми звуками?

(ф) - твердый (ф*) - мягкий

Если в слове (ф) - тв., встают мальчики

Если в слове (ф*) - мягк., встают девочки

(ф) - фабрика (ф*) - фикус

фокус ферма

фартук фиалка

Итак, в чем же отличие звуков? (В твердости и мягкости)

6. Схема слов. Составить схемы слов, сколько в них букв, звуков, слогов?

Дать характеристику нового звука и назвать его место в слове.

а) фиалка 6 б., 6 зв., 3 слога.

(ф) – стоит первым, согласный, мягкий.

Почему 3 слога? (Сколько в слове гласных букв столько и слогов)

б) фартук 6 б., 6 зв., 2 слога.

Как в этом слове звучит новый звук и где он стоит?

(ф*) – стоит первым, согласный, твердый.

Итак, какие это звуки (ф) и (ф*)? (Согласные)

Чем отличаются? (твердостью и мягкостью)

А почему (ф) и (ф*) – согласные, а не гласные? (Встречают во рту преграду, когда мы их произносим).

Стихи-правила. Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать. И колыбельке ребенка качать.
А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть. Но не хочется им петь.
7. Прочитать слово по первым звукам названий предметов.(картинки появляются на экране) Продолжаем работу с новыми звуками.

Слон         Ослик

Ворона    Филин

Енот         Облако

Тигр          Рак (Светофор)

Посмотрите внимательно на картинки и скажите какая картинка лишняя? Почему? (Облако - неживая природа)

Где в слове-отгадке стоит новый звук, дать его характеристику. (ф) - стоит первым, согласный, твердый.

Для чего нужен светофор? Кто помнит стихотворение про светофор?

Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный цвет - проезда нет,
Желтый - будь готов к пути,
А зеленый цвет - кати!

8. Прочитать в азбуке рассказ о светофоре. О чем говорится в рассказе?

Что указывал светофор водителю?

9. Физкультминутка. Учитель показывает цвета светофора:
На красный - дети сидят,
На желтый – встают,
На зеленый – бегут на месте.
10. Определение у новых звуков звонкости, глухости, а также парности с другими звуками. Продолжаем знакомится со звуками (ф) и (ф*)

Послушайте внимательно слова:

Веня Феня

Какой звук стоит в словах первым?

Созвучны ли эти звуки?

Значит, какие это звуки? (Парные)

А какие это еще звуки? (Согласные, мягкие, но бывают и твердыми)

Произнесите их еще раз, что заметили? (ф) - глухой, а (в) - звонкий.

Какие еще парные звуки вы знаете? (б-п, д-т, ж-ш, з-с, г-к)

Итак давайте дадим характеристику звукам:

(ф*) - согл., мягк., глух., парный.

(в*) - согл., мягк., звонк., парный.

Игра. Хлопают в ладоши мальчики, если услышат в слове (в*),

девочки – если (ф*)

Ветка Федя

Вишня Филин

Свитер Зефир

11. В отгадке найти, где в слове стоит новый звук и дать его характеристику. Игра “Доскажи словечко”

Мама вяжет длинный шарф,
Потому что сын -… (Жираф)

Где стоит новый звук? (В конце слова)

Из меня посуду тонкую
Нежную и звонкую
Обжигают с древних пор,
Называюсь я -… (Фарфор)

Где стоит новый звук? (В начале и в середине слова)

Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются,
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари,
Глаза ночные - … (Фонари)

Где в слове стоит новый звук? (В начале)

А как новый звук произносится во всех отгадках? (Твердо)

Произнесем: жираф, фарфор, фонари.

Дадим характеристику:

(ф) - согл., тверд., глух., парн.

Загадка. Днем спит, ночью летает
Прохожих пугает. (Филин)

Где в слове стоит новый звук? Как произносится?

Дадим характеристику:

(ф*) - согл., мягк., глух., парн.

12. На заметку. А какая птица похожа на филина? (Сова)

Сова и филин – это хищные птицы, которые едят мелких грызунов: мышей, а филин есть даже ежей. Филин более крупных размеров и у него на ушках бывают кисточки.

Различие их в том, что сова охотится днем. Хотя ночью видит также хорошо. Как и днем, а филин охотится как правило ночью. Так как филинов осталось на земле очень мало. Их занесли в Красную книгу. Поэтому их надо беречь!

Стихи про филина. (Можно раздать на кануне детям) Давайте вспомним стихи про филина:

Филин серый, филин старый, а глаза горят как фары.
Только ночью страшен филин, а при свете он бессилен.
Филин в чаще “ух!”, да “ух!”. У зайчишки замер дух.
Бедный заинька не спал, под кустом всю ночь дрожал.
Филин ухнул на опушке, разбегайтесь все зверушки.
Ведь ему фонарь не нужен. Чтоб найти полночный ужин.

Какие слова с новыми звуками вы услышали в стихах? Произнесем слова фонарь, фары.

Дадим характеристику этим звукам:

(ф) - согл., тверд., глух., парн.

13. Рождение буквы “эф”.

Прочитать с доски (экрана)

Вспомните, что мы произносим: звуки, а пишем: буквы.

Дупло. Под ним листок пришпилен:
“До ночи не будить!” и подпись - … (Филин)

Какой первый звук в слове филин?

Дать характеристику:

(ф*) - согл., мягк., глух., парн.

А вот теперь посмотрите на доску и вы увидите, что на письме звуки (ф) и (ф*) обозначаются буквой “эф” - Ф.

14. Прочитать стихи с доски (экрана). Давайте прочитаем, на что похожа буква “эф”.

Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил уроки.

Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву “эф”.

Всем известно без подсказки,
Буква “эф”, как ключ от сказки,
Никогда его у нас не отнимет Карабас!
Назовите слова, где написана буква “эф”.

15. Буква потерялась. (Слова на доске или экране) Какую букву нужно добавить, чтобы прочитать слова? (“эф”)

…лаг, шар…, …лот.

Скороговорка.(на экране или доске)

Прочтите.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.

В каких словах есть буква “эф”?
Ребята, а что на каждом корабле? (Флаг)

А у кораблей нашего государства какой флаг? (Белый-синий-красный)

Зарядка для пальцев.

Помашем руками, пусть наши ладошки станут флажками.

- Я в руке флажок держу и ребятам им машу!

16. Составить новые слова, добавив по букве. (Слова на доске или экране) Сколько букв в слове “флот”?

Используя эти буквы (Ф, Л, О, Т) образуйте новые слова.

Пена…(л), метр…(о), спор…(т), шар…(ф).

17. Игра в лото. (Карточки на партах) Сложить слоги так. Чтобы получились слова. (1 чел. на доске)

Фор-ма, фар-тук, фла-кон, фи-кус, фла-жок, шар-фы.

18. Превращения слов (слова на доске или экране) Заменить в словах буквы так, чтобы изменился смысл слова:

фОрма(е,и) фИкус(о)

19. Составить слова из данного слова. (Слово на доске или экране). Фабрика (фара, факир, бирка, бак, брак, бар, раб, рак, краб, арка, икра, фа)

В каких составленных словах есть новый звук? (Фара, факир)

Дать характеристику:

(ф) - согл., глух., тверд., парн.

20. Составить предложение из слов. (Слова на доске или экране) Только что мы составляли слова из слова, а теперь из нескольких слов составим предложение.

фольги, Федя, делал, фонарики, из.

Какое получилось предложение? (Федя из фольги делал фонарики.)

Прочитайте слова с буквой “эф”.

- Сколько слов в предложении?

- Что такое предложение?

- Как связаны слова в предложении?

- Что выражает предложение?

21. Итог урока. С чем познакомились на уроке?

Что вы узнали о новых звуках?

Чем он обозначается на письме?

Какие правила повторили?

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Отличие гласных от согласных.

Что такое предложение и что она выражает.

Что вспомнили?

Правила дорожного движения.

Что относится к живой и неживой природе.

Вспомнили цвет флага нашего государства.

Вспомнили о филине и сове, узнали их сходство и различие.

22. Заключение. (Буквы на доске или экране) Сложить слово, в котором буквы рассыпались. Что же нас ожидает впереди?

Е Е Е А П Р М Н (Перемена!)