Этапы урока | Ход урока |
1. Прочитать название урока | О г Б р У а Ч м Е о Н т И е Е (обучение грамоте) |
2. Тема урока | Сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками (ф) и (ф*) и буквой Ф (эф). |
3. Знакомство со звуками (ф), (ф*) | Какой одинаковый звук есть во всех этих
словах? (Слова называет учитель) Портфель, флаг, телефон, светофор, конфета. Какой он? (Согласный) |
4. Звуковая зарядка. | Эти звуки мы можем слышать и в
повседневной жизни, давайте их произнесем. Как фыркает ежик? (Фр-Фр-Фр) Как шипит(фыркает) кот? (ф-ф-ф) Как пыхтит каша? (Пф-Пф-Пф) Назовите слова, в которых есть новые звуки. |
5. Различие звуков (ф) и (ф*) по твердости и
мягкости. Игра. |
Что вы заметили, когда называли слова с
новыми звуками? (ф) - твердый (ф*) - мягкий Если в слове (ф) - тв., встают мальчики Если в слове (ф*) - мягк., встают девочки (ф) - фабрика (ф*) - фикус фокус ферма фартук фиалка Итак, в чем же отличие звуков? (В твердости и мягкости) |
6. Схема слов. | Составить схемы слов, сколько в них
букв, звуков, слогов? Дать характеристику нового звука и назвать его место в слове. а) фиалка 6 б., 6 зв., 3 слога. (ф) – стоит первым, согласный, мягкий. Почему 3 слога? (Сколько в слове гласных букв столько и слогов) б) фартук 6 б., 6 зв., 2 слога. Как в этом слове звучит новый звук и где он стоит? (ф*) – стоит первым, согласный, твердый. Итак, какие это звуки (ф) и (ф*)? (Согласные) Чем отличаются? (твердостью и мягкостью) А почему (ф) и (ф*) – согласные, а не гласные? (Встречают во рту преграду, когда мы их произносим). |
Стихи-правила. | Гласные тянутся в песенке звонкой,
могут заплакать и закричать. В темном лесу звать и аукать. И колыбельке ребенка качать. А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть. Даже фыркать и скрипеть. Но не хочется им петь. |
7. Прочитать слово по первым звукам названий предметов.(картинки появляются на экране) | Продолжаем работу с новыми звуками. Слон Ослик Ворона Филин Енот Облако Тигр Рак (Светофор) Посмотрите внимательно на картинки и скажите какая картинка лишняя? Почему? (Облако - неживая природа) Где в слове-отгадке стоит новый звук, дать его характеристику. (ф) - стоит первым, согласный, твердый. Для чего нужен светофор? Кто помнит стихотворение про светофор? Три цвета есть у светофора. |
8. Прочитать в азбуке рассказ о светофоре. | О чем говорится в рассказе? Что указывал светофор водителю? |
9. Физкультминутка. | Учитель показывает цвета светофора: На красный - дети сидят, На желтый – встают, На зеленый – бегут на месте. |
10. Определение у новых звуков звонкости, глухости, а также парности с другими звуками. | Продолжаем знакомится со звуками (ф) и
(ф*) Послушайте внимательно слова: Веня Феня Какой звук стоит в словах первым? Созвучны ли эти звуки? Значит, какие это звуки? (Парные) А какие это еще звуки? (Согласные, мягкие, но бывают и твердыми) Произнесите их еще раз, что заметили? (ф) - глухой, а (в) - звонкий. Какие еще парные звуки вы знаете? (б-п, д-т, ж-ш, з-с, г-к) Итак давайте дадим характеристику звукам: (ф*) - согл., мягк., глух., парный. (в*) - согл., мягк., звонк., парный. |
Игра. | Хлопают в ладоши мальчики, если услышат
в слове (в*), девочки – если (ф*) Ветка Федя Вишня Филин Свитер Зефир |
11. В отгадке найти, где в слове стоит новый звук и дать его характеристику. | Игра “Доскажи словечко” Мама вяжет
длинный шарф, Где стоит новый звук? (В конце слова) Из меня посуду тонкую Где стоит новый звук? (В начале и в середине слова) Весь день стоят на улице, Где в слове стоит новый звук? (В начале) А как новый звук произносится во всех отгадках? (Твердо) Произнесем: жираф, фарфор, фонари. Дадим характеристику: (ф) - согл., тверд., глух., парн. |
Загадка. | Днем спит, ночью летает Прохожих пугает. (Филин) Где в слове стоит новый звук? Как произносится? Дадим характеристику: (ф*) - согл., мягк., глух., парн. |
12. На заметку. | А какая птица похожа на филина? (Сова) Сова и филин – это хищные птицы, которые едят мелких грызунов: мышей, а филин есть даже ежей. Филин более крупных размеров и у него на ушках бывают кисточки. Различие их в том, что сова охотится днем. Хотя ночью видит также хорошо. Как и днем, а филин охотится как правило ночью. Так как филинов осталось на земле очень мало. Их занесли в Красную книгу. Поэтому их надо беречь! |
Стихи про филина. (Можно раздать на кануне детям) | Давайте вспомним стихи про филина: Филин
серый, филин старый, а глаза горят как фары. |
Какие слова с новыми звуками вы услышали в стихах? | Произнесем слова фонарь, фары. Дадим характеристику этим звукам: (ф) - согл., тверд., глух., парн. |
13. Рождение буквы “эф”. Прочитать с доски (экрана) |
Вспомните, что мы произносим: звуки, а
пишем: буквы. Дупло. Под ним листок пришпилен: Какой первый звук в слове филин? Дать характеристику: (ф*) - согл., мягк., глух., парн. А вот теперь посмотрите на доску и вы увидите, что на письме звуки (ф) и (ф*) обозначаются буквой “эф” - Ф. |
14. Прочитать стихи с доски (экрана). | Давайте прочитаем, на что похожа буква
“эф”. Федя ходит руки в боки, Филин, в книжку залетев, Всем известно без подсказки, |
15. Буква потерялась. (Слова на доске или экране) | Какую букву нужно добавить, чтобы
прочитать слова? (“эф”) …лаг, шар…, …лот. Скороговорка.(на экране или доске) Прочтите. В каких словах есть буква “эф”? А у кораблей нашего государства какой флаг? (Белый-синий-красный) Зарядка для пальцев. Помашем руками, пусть наши ладошки станут флажками. - Я в руке флажок держу и ребятам им машу! |
16. Составить новые слова, добавив по букве. (Слова на доске или экране) | Сколько букв в слове “флот”? Используя эти буквы (Ф, Л, О, Т) образуйте новые слова. Пена…(л), метр…(о), спор…(т), шар…(ф). |
17. Игра в лото. (Карточки на партах) | Сложить слоги так. Чтобы получились
слова. (1 чел. на доске) Фор-ма, фар-тук, фла-кон, фи-кус, фла-жок, шар-фы. |
18. Превращения слов (слова на доске или экране) | Заменить в словах буквы так, чтобы
изменился смысл слова: фОрма(е,и) фИкус(о) |
19. Составить слова из данного слова. (Слово на доске или экране). | Фабрика (фара, факир, бирка, бак, брак,
бар, раб, рак, краб, арка, икра, фа) В каких составленных словах есть новый звук? (Фара, факир) Дать характеристику: (ф) - согл., глух., тверд., парн. |
20. Составить предложение из слов. (Слова на доске или экране) | Только что мы составляли слова из слова,
а теперь из нескольких слов составим
предложение. фольги, Федя, делал, фонарики, из. Какое получилось предложение? (Федя из фольги делал фонарики.) Прочитайте слова с буквой “эф”. - Сколько слов в предложении? - Что такое предложение? - Как связаны слова в предложении? - Что выражает предложение? |
21. Итог урока. | С чем познакомились на уроке? Что вы узнали о новых звуках? Чем он обозначается на письме? Какие правила повторили? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Отличие гласных от согласных. Что такое предложение и что она выражает. Что вспомнили? Правила дорожного движения. Что относится к живой и неживой природе. Вспомнили цвет флага нашего государства. Вспомнили о филине и сове, узнали их сходство и различие. |
22. Заключение. (Буквы на доске или экране) | Сложить слово, в котором буквы
рассыпались. Что же нас ожидает впереди? Е Е Е А П Р М Н (Перемена!) |
Урок по обучению грамоте. 1-й класс
- Шатилова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 1