Особенности восприятия внутрисемейных отношений детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией

Разделы: Логопедия


Семейное воспитание занимает одно из важных мест в процессе формирования и развития личности человека. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый социальный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Социальная ситуация определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным (Выгодский Л. С.).

Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка или его социальное бытие. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Существенна не сама по себе ситуация, взятая в её абсолютных показателях, а то, как ребенок переживает эту ситуацию. В одной и той же семье, в одной семейной ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, потому что одна и та же ситуация неодинаково переживается различными детьми.

Ребенок является частью социальной ситуации, отношение ребенка к среде дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка; т.е. к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка и не сводится к изучению внешней обстановки его жизни.

Воспитательная значимость семьи резко возрастает при формировании личности детей с отклонениями в развитии, что определяет актуальность изучения этого вопроса в дефектологии. От семьи зависит то, насколько адекватным будет взаимодействие ребенка с социальной средой.

В литературе описаны семьи детей с особыми потребностями (Власова Н.А., Корсунская Б.Д., Выготская Г.А., Мастюкова Е.М., Солнцева Л.И. и др.). В большинстве работ рассматриваются проблемы обучения и воспитания в семье детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, задержкой психического развития, детей, имеющих неврологическую патологию (Камсюк Л.Г., Мартынов В.Л., Мастюкова Е.М., Выготская, Г.Л., ВенгерА.А., ЛеонгартЭ.В., МосковкинаА.Т. и др.)

До настоящего времени вопросы восприятия внутрисемейных отношений детьми с речевой патологией остаются недостаточно изученными.

Для исследования была использована модифицированная методика Рене Жиля “Методика исследования межличностных отношений ребенка”. Исследование проводилось на базе дошкольного отделения ГБОУ прогимназия №1709 г. Москвы, ГБОУ детский сад комбинированного вида №1879 г. Москвы. Всего было обследовано 60 детей. Для анализа в экспериментальную группу было выбрано 35 человек. В нее вошли воспитанники детских садов без патологии слуха и зрения, имеющие заключение медико-психолого- педагогической комиссии о наличии у них речевой патологии. Контрольную группу составили воспитанники детского сада без нарушения речи.

Наблюдение за поведением детей и родителей, беседы с педагогами и родителями выявили трудности в общении со взрослыми и сверстниками у детей с речевой патологией, которые проявились в полярности реакций: агрессивности этих детей или, наоборот, замкнутости и отгороженности.

Экспериментальное психологическое исследование подтвердило общие характеристики для обеих групп и наличие особенностей поведения детей с нарушениями речи, специфику восприятия внутрисемейных отношений по сравнению с контрольной группой:

1. В ситуации выбора между отцом, матерью, братьями, сестрами и другими членами семьи дети контрольной группы предпочитали мать и отца. Дети с нарушениями речи в данной ситуации отдавали предпочтение братьям, сестрам и другим родственникам.

2. Дети контрольной группы определяли своих родителей как семейную чету в большей степени, чем дети с нарушениями речи.

3. В ситуации выбора между родителями как семейной четой и братьями, сестрами наибольшее количество детей контрольной группы предпочитало родителей. В экспериментальной группе дети больше выбирали братьев и сестер.

4. В ситуациях выбора между родителями и бабушкой, дедушкой дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) предпочитали родителей.

5. В эмоционально положительных ситуациях, например, ситуация отдыха, дети контрольной группы чаще выбирали братьев и сестер, и, напротив, дети с нарушениями речи больше предпочитали родителей.

6. В ситуациях доверия обе группы выбирали мать, затем – отца.

7. В ситуациях фрустрации у детей контрольной группы чаще проявлялся нейтральный, индифферентный тип реакции на фрустрацию. Реакция на фрустрацию у детей с речевой патологией проявлялась в виде агрессии (активно-агрессивный тип реакции на фрустрацию). Наибольшую агрессию дети с нарушениями речи проявили в ситуации фрустрации матерью и отцом.

8. Дети контрольной группы не проявили агрессии на самого себя. В экспериментальной группе при фрустрации родителями часть девочек с речевой патологией проявляли агрессию на себя.

Результаты анализа особенностей восприятия внутрисемейных отношений детьми с нарушениями речи позволили определить направления коррекционной работы, в основу которой положены модели помощи семье, предложенные А.А.Бодалевым, В.В.Столиным:

1. Своевременная диагностика восприятия внутрисемейных отношений детьми с нарушениями речи.

2. Информирование родителей об особенностях восприятия внутрисемейных отношений детьми с речевой патологией и повышение их педагогической компетентности (ролевые тренинги, обучение общению с ребенком, совместные занятия с родителями и с детьми, группы обсуждения (для родителей)).

Данные результатов исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Истинные внутрисемейные отношения не тождественны восприятию этих отношений детьми.

2. У детей с нарушениями речи имеются особенности восприятия внутрисемейных отношений: нецелостное, неинтегративное восприятие родителей как семейной четы, отсутствие привязанностей к определенному члену семьи, предпочтение брата, сестры (при их наличии) родителям. В контрольной группе подобной тенденции не выявляется.

3. Амбивалентное поведение у детей с нарушениями речи проявляется в диссоциации потребностей и реакций.

4. У детей с нарушениями речи, испытывающих объективные трудности общения в коллективе сверстников, отмечается стремление к уединению.

5. Существует специфика восприятия внутрисемейных отношений, характерная для мальчиков и девочек с речевой патологией.

6. Для мальчиков с речевой патологией более характерно амбивалентное поведение по отношению к матери.

7. Для девочек с речевой патологией характерно амбивалентное поведение по отношению к отцу. Девочки с речевой патологией более агрессивны, чем мальчики.

8. Отношение детей к родителям меняется в зависимости от характеристик ситуаций (ситуация фрустрации, ситуация отдыха, ситуация доверия).

Полученные в результате исследования данные будут способствовать повышению эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.