Цели модуля.
Образовательная.
Учащиеся должны усвоить состав и основные черты размещения обрабатывающей промышленности; мирового растениеводства и животноводства; сухопутного, водного и воздушного транспорта мира; состав и основные черты географии всемирных экономических отношений.
Раскрыть ключевые слова темы: старая отрасль, новая отрасль, новейшая отрасль, мировой энергетический кризис, нетрадиционный источник энергии, мировой сырьевой кризис, “великая горнодобывающая держава”, товарное и потребительское сельское хозяйство, агробизнес, “зеленая революция”, мировая транспортная система, региональная транспортная система, мировой порт, всемирные экономические отношения, открытая экономика, свободная экономическая зона, прямые инвестиции.
Продолжить формирование умений использовать знание о фактах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещения отраслей мирового хозяйства. Применять при нахождении нужной информации текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение.
Воспитательная. Воспитание культуры бережного отношения работы с учебником, картой. Воспитание нравственности, способности сопереживать.
Экологическое, эстетическое восприятие природы и бережное отношение к ней.
Развивающая.
Развитие познавательного интереса учащихся к изучению данной темы, развитие творческой, мыслительной деятельности на основе анализа теста, карт. Формирование дальнейшего успеха усвоения теоретических знаний и умение владеть ими.
Оборудование: учебник, карты-схемы, атлас, политическая карта мира.
Схема. Приложение 1
Пояснительная записка
Модуль по теме “География отраслей Мирового хозяйства” отражает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению. Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей индивидуального темпа учебной деятельности обучаем ого. При построении модуля по данной теме соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение знаний, обобщение, систематизация. Учебный материал группируется по блокам, то есть в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы.
1 блок – вводная часть, предусматривает МПС и ВПС – это история, биология, экономика, физическая и экономическая география. Учащиеся заранее знакомятся с вопросами, на которые находят ответы и готовятся к семинару.
2 блок – самостоятельная работа, которая представлена в форме практической работы, где ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы по данной темы.
3 блок – информационный, где обучающиеся самостоятельно добывают необходимую информацию, используя текст учебника по вопросу - Международные экономические отношения.
В 1, 2, 3 блоках присутствует элемент затруднения, преодоление которого способствует активизация мыслительной деятельности, требуется необходимый минимум знаний для начала поиска ответа.
4 блок – итоговый, где дидактический материал представлен в виде теста (такую форму закрепления обучающиеся выбирают сами, это связано с проведением ЕГЭ в нашей стране). Принцип дифференциации и связанный с тестовыми заданиями. В предлагаемых дидактических материалах тесты сгруппированы в зависимости от категории сложности: “Вспомним”, “Подумаем” и “Сравним”. Тестовые задания в основном выдержаны в традиционной форме.
При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.
Блок 1. Семинар
Введение по теме: Ведущие отрасли Мирового хозяйства.
1. Подготовительный этап включает:
- повторение раннего изучения материала,
- самостоятельно ведут поиск ответов по вопросам вводной части.
С вопросами обучающиеся знакомятся заранее.
2. Вопросы для повторения
- История развития промышленных революций.
- Типы экономических систем.
- Структурные особенности экономики России.
- Экономические реформы России.
- В чем особенности доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономики.
- Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства.
- Размещение природных зон, природные богатства и виды хозяйственной деятельности.
- Происхождение культурных растений.
3. Опережающие вопросы
- Отраслевой состав старых, новых и новейших отраслей, их воздействие на географию мировой промышленности.
- Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру ведущих отраслей Мирового хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах.
- Два этапа развития мировой топливно-энергетической промышленности.
- Что включает товарное и потребительское сельское хозяйство.
- Понятие “зеленая революция”. Какие компоненты включает, положительные и отрицательные стороны “зеленой революции”, привести примеры по странам.
- Докажите примерами, что транспорт является основой географического разделения труда.
- Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, и окружающая среда. Отрицательные последствия хозяйственной деятельности. Поту решения этой проблемы.
4. Повторить понятия за 9 класс:
- реформа,
- либерализация экономики,
- территориально-производственный комплекс,
- обрабатывающая, добывающая промышленность,
- грузооборот,
- топливно-энергетический баланс,
- экспорт, импорт.
Раскрыть новые понятия:
- старая, новая, новейшая отрасль,
- мировой энергетический кризис,
- мировой сырьевой бизнес,
- товарное и потребительское сельское хозяйство,
- агробизнес,
- “зеленая революция”,
- мировая транспортная система,
- контейнеризация,
- аквакультура.
5. Литература для подготовки к семинару
- Дронов В.П., Ром В.Я. География населения и хозяйства России. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.
- Данилов А.А., Косуля Л.Г. История России. 9 класс. §49, стр.308-313.
- Душина И.В. География материков. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013 (п.10).
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М.: Дрофа, 2009, стр. 102-103.
- Липсиц И.В. Экономика. (§34).
- Максаковкий В.П. Геогафия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014, стр. 123-125.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Блок 2. Практическая работа
С использованием текста, атласа, карт-схем, статистических данных обучающиеся самостоятельно выполняют задания, отвечают на вопросы.
География промышленности
По картам-схемам № 23-27 стр. 126-128; № 28, 29 стр. 136; а также используя карты в атласе и текст учебника – стр. 122–140; статистические таблиц № 4, 5, 6.
Выполните задания и ответьте на вопросы:
- Выделите “10” стран мира по добыче нефти, природного газа, угля.
- Определите главные международные грузопотоки нефти и нефтепродуктов; природного газа; угля.
- Перечислите традиционные и нетрадиционные источники энергии. Привести примеры стран – лидеров по размерам выработки электроэнергии.
- Что такое мировой сырьевой кризис.
- Выделите восемь “великих горнодобывающих держав”. Найдите эти страны на политической карте мира.
- Выделите девять стран мира по добыче железной руды и главные международные грузопотоки железной руды.
- Выделите десять ведущих стран мира по выплавке стали.
- Назовите типы ориентации географии мировой черной металлургии.
- Почему в последние два – три десятилетия в США, Западной Европе и Японии развитие цветной и черной металлургии замедлилось, а в развивающихся странах эта отрасль стала быстро расти.
- Какие произошли сдвиги в отраслевой и территориальной структуре мирового машиностроения.
- По тексту учебника выделите мировые регионы машиностроения, химической промышленности, текстильной промышленности.
- Укажите отрасли международной специализации северного и южного лесного пояса. Приведите примеры по странам.
География сельского хозяйства и рыболовства.
Используя текст учебника (стр. 140-150), карты-схемы, таблицы (30 в Приложениях), диаграммы (стр. 144-146), заполните схему.
1. Растениеводство. (Cхема. Приложение 2)
2. Животноводство
Краткая характеристика ведущих отраслей: крупного рогатого скота, свиноводства, овцеводства.
3. Рыболовство
А) Укажите десять рыболовецких держав мира.
Б) Что такое “аквакультура”, “марикультура”.
4. Транспорт
Используя карту в атласе, текст учебника, карты-схемы, фотоиллюстрации на странице 156-157, таблицу № 32 в Приложении, заполните таблицы:
Сухопутный транспорт | ||
автомобильный | железнодорожный | трубопроводный |
Протяженность | ||
Примеры по странам | ||
Водный транспорт | ||||
морской | Внутренний водный | |||
Главные страны по размерам морского торгового флота | Мировые порты | Международные морские каналы и морские проливы | Судоходные реки, имеющие большую пропускную способность | Ведущие страны по грузообороту внутренних водных путей мира |
Воздушный (авиационный) транспорт |
Регионы, который выделяются в мире по размерам авиаперевозок |
Блок 3. Информационный
Учащиеся самостоятельно добывают по разным источникам информацию по следующим вопросам:
1. Общая характеристика Всемирных экономических отношений.
2. Раскрыть формы ВЭО:
а) мировая торговля,
б) финансово-кредитные отношения,
в) международное производственное сотрудничество,
г) научно-техническое сотрудничество,
д) международный туризм.
Блок 4. Обобщающий
Обобщить, закрепить знания обучающихся по данному модулю. Учащимся предлагается тестовый материал.