Модуль по географии. Тема: "География отраслей Мирового хозяйства"

Разделы: География


Цели модуля.

Образовательная.

Учащиеся должны усвоить состав и основные черты размещения обрабатывающей промышленности; мирового растениеводства и животноводства; сухопутного, водного и воздушного транспорта мира; состав и основные черты географии всемирных экономических отношений.

Раскрыть ключевые слова темы: старая отрасль, новая отрасль, новейшая отрасль, мировой энергетический кризис, нетрадиционный источник энергии, мировой сырьевой кризис, “великая горнодобывающая держава”, товарное и потребительское сельское хозяйство, агробизнес, “зеленая революция”, мировая транспортная система, региональная транспортная система, мировой порт, всемирные экономические отношения, открытая экономика, свободная экономическая зона, прямые инвестиции.

Продолжить формирование умений использовать знание о фактах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещения отраслей мирового хозяйства. Применять при нахождении нужной информации текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение.

Воспитательная. Воспитание культуры бережного отношения работы с учебником, картой. Воспитание нравственности, способности сопереживать.

Экологическое, эстетическое восприятие природы и бережное отношение к ней.

Развивающая.

Развитие познавательного интереса учащихся к изучению данной темы, развитие творческой, мыслительной деятельности на основе анализа теста, карт. Формирование дальнейшего успеха усвоения теоретических знаний и умение владеть ими.

Оборудование: учебник, карты-схемы, атлас, политическая карта мира.

Схема. Приложение 1

Пояснительная записка

Модуль по теме “География отраслей Мирового хозяйства” отражает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению. Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей индивидуального темпа учебной деятельности обучаем ого. При построении модуля по данной теме соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение знаний, обобщение, систематизация. Учебный материал группируется по блокам, то есть в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы.

1 блок – вводная часть, предусматривает МПС и ВПС – это история, биология, экономика, физическая и экономическая география. Учащиеся заранее знакомятся с вопросами, на которые находят ответы и готовятся к семинару.

2 блок – самостоятельная работа, которая представлена в форме практической работы, где ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы по данной темы.

3 блок – информационный, где обучающиеся самостоятельно добывают необходимую информацию, используя текст учебника по вопросу - Международные экономические отношения.

В 1, 2, 3 блоках присутствует элемент затруднения, преодоление которого способствует активизация мыслительной деятельности, требуется необходимый минимум знаний для начала поиска ответа.

4 блок – итоговый, где дидактический материал представлен в виде теста (такую форму закрепления обучающиеся выбирают сами, это связано с проведением ЕГЭ в нашей стране). Принцип дифференциации и связанный с тестовыми заданиями. В предлагаемых дидактических материалах тесты сгруппированы в зависимости от категории сложности: “Вспомним”, “Подумаем” и “Сравним”. Тестовые задания в основном выдержаны в традиционной форме.

При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.

Блок 1. Семинар

Введение по теме: Ведущие отрасли Мирового хозяйства.

1. Подготовительный этап включает:

- повторение раннего изучения материала,

- самостоятельно ведут поиск ответов по вопросам вводной части.

С вопросами обучающиеся знакомятся заранее.

2. Вопросы для повторения

  1. История развития промышленных революций.
  2. Типы экономических систем.
  3. Структурные особенности экономики России.
  4. Экономические реформы России.
  5. В чем особенности доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономики.
  6. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства.
  7. Размещение природных зон, природные богатства и виды хозяйственной деятельности.
  8. Происхождение культурных растений.

3. Опережающие вопросы

  1. Отраслевой состав старых, новых и новейших отраслей, их воздействие на географию мировой промышленности.
  2. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру ведущих отраслей Мирового хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах.
  3. Два этапа развития мировой топливно-энергетической промышленности.
  4. Что включает товарное и потребительское сельское хозяйство.
  5. Понятие “зеленая революция”. Какие компоненты включает, положительные и отрицательные стороны “зеленой революции”, привести примеры по странам.
  6. Докажите примерами, что транспорт является основой географического разделения труда.
  7. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, и окружающая среда. Отрицательные последствия хозяйственной деятельности. Поту решения этой проблемы.

4. Повторить понятия за 9 класс:

- реформа,

- либерализация экономики,

- территориально-производственный комплекс,

- обрабатывающая, добывающая промышленность,

- грузооборот,

- топливно-энергетический баланс,

- экспорт, импорт.

Раскрыть новые понятия:

- старая, новая, новейшая отрасль,

- мировой энергетический кризис,

- мировой сырьевой бизнес,

- товарное и потребительское сельское хозяйство,

- агробизнес,

- “зеленая революция”,

- мировая транспортная система,

- контейнеризация,

- аквакультура.

5. Литература для подготовки к семинару

  1. Дронов В.П., Ром В.Я. География населения и хозяйства России. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Данилов А.А., Косуля Л.Г. История России. 9 класс. §49, стр.308-313.
  3. Душина И.В. География материков. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013 (п.10).
  4. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М.: Дрофа, 2009, стр. 102-103.
  5. Липсиц И.В. Экономика. (§34).
  6. Максаковкий В.П. Геогафия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014, стр. 123-125.
  7. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Блок 2. Практическая работа

С использованием текста, атласа, карт-схем, статистических данных обучающиеся самостоятельно выполняют задания, отвечают на вопросы.

География промышленности

По картам-схемам № 23-27 стр. 126-128; № 28, 29 стр. 136; а также используя карты в атласе и текст учебника – стр. 122–140; статистические таблиц № 4, 5, 6.

Выполните задания и ответьте на вопросы:

  1. Выделите “10” стран мира по добыче нефти, природного газа, угля.
  2. Определите главные международные грузопотоки нефти и нефтепродуктов; природного газа; угля.
  3. Перечислите традиционные и нетрадиционные источники энергии. Привести примеры стран – лидеров по размерам выработки электроэнергии.
  4. Что такое мировой сырьевой кризис.
  5. Выделите восемь “великих горнодобывающих держав”. Найдите эти страны на политической карте мира.
  6. Выделите девять стран мира по добыче железной руды и главные международные грузопотоки железной руды.
  7. Выделите десять ведущих стран мира по выплавке стали.
  8. Назовите типы ориентации географии мировой черной металлургии.
  9. Почему в последние два – три десятилетия в США, Западной Европе и Японии развитие цветной и черной металлургии замедлилось, а в развивающихся странах эта отрасль стала быстро расти.
  10. Какие произошли сдвиги в отраслевой и территориальной структуре мирового машиностроения.
  11. По тексту учебника выделите мировые регионы машиностроения, химической промышленности, текстильной промышленности.
  12. Укажите отрасли международной специализации северного и южного лесного пояса. Приведите примеры по странам.

География сельского хозяйства и рыболовства.

Используя текст учебника (стр. 140-150), карты-схемы, таблицы (30 в Приложениях), диаграммы (стр. 144-146), заполните схему.

1. Растениеводство. (Cхема. Приложение 2)

2. Животноводство

Краткая характеристика ведущих отраслей: крупного рогатого скота, свиноводства, овцеводства.

3. Рыболовство

А) Укажите десять рыболовецких держав мира.

Б) Что такое “аквакультура”, “марикультура”.

4. Транспорт

Используя карту в атласе, текст учебника, карты-схемы, фотоиллюстрации на странице 156-157, таблицу № 32 в Приложении, заполните таблицы:

Сухопутный транспорт
автомобильный железнодорожный трубопроводный
Протяженность
     
Примеры по странам
     

 

Водный транспорт
морской Внутренний водный
Главные страны по размерам морского торгового флота Мировые порты Международные морские каналы и морские проливы Судоходные реки, имеющие большую пропускную способность Ведущие страны по грузообороту внутренних водных путей мира
         

 

Воздушный (авиационный) транспорт
Регионы, который выделяются в мире по размерам авиаперевозок
 

Блок 3. Информационный

Учащиеся самостоятельно добывают по разным источникам информацию по следующим вопросам:

1. Общая характеристика Всемирных экономических отношений.

2. Раскрыть формы ВЭО:

а) мировая торговля,

б) финансово-кредитные отношения,

в) международное производственное сотрудничество,

г) научно-техническое сотрудничество,

д) международный туризм.

Блок 4. Обобщающий

Обобщить, закрепить знания обучающихся по данному модулю. Учащимся предлагается тестовый материал.