Технология модульного обучения - это одна из систем организации учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие ребенка, позволяет сократить учебный курс дисциплин без ущерба для полноты изложения и глубины материала.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Именно оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется главная ее суть – ориентировочная основа деятельности.
При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т.е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует.
В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому ученику видеть уровень усвоения знаний.
Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с определенной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и определенной помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах - индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.
Какова же система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение?
Прежде всего, необходимо разработать модульную программу, состоящую из комплексной дидактической цели и отдельных модулей, от качества которых зависит эффективность обучения.
Чтобы составить модульную программу или отдельный модуль, учителю прежде всего необходимо разработать этапы модуля:
1. Выделить стержневые (главные) идеи курса.
2. Формируется комплексная дидактическая цель, которая имеет два уровня:
а) уровень усвоения учебного содержания учеником;
б) использование учебного содержания в практике, а также для изучения учебного материала в будущем.
3. Выделение интегрирующих дидактических целей.
4. Формируются модули ,которые в совокупности и обеспечивают достижение комплексной дидактической цели.
Преимущества модульного обучения
1. Каждый работает самостоятельно в удобном ему темпе.
2. Есть возможность получить консультацию у учителя, помощь у товарища.
3. Значительно глубже осознать содержание ,все время себя контролировать.
4. Каждый ученик включается в активную познавательную деятельность.
Чем интересна модульная технология?
1. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику (подходишь, сразу видно, понял ученик тему или нет).
2. Создается условие для развития сильных учащихся (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях).
3. Дифференциация в обучении (самостоятельная работа на уроке).
Сердцевина модульного обучения-учебный модуль, который включает: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью, которая содержит объем изучаемого содержания и уровень его усвоения, а также ученик получает от учителя советы, как рационально действовать.
2. Изменяется форма общения учителя с учащимися (индивидуальное общение управляемого и управляющего).
3. Ученик работает максимум времени самостоятельно.
4. Школьник учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.
Изучив внимательно теорию модульного обучения, можно сформулировать главную цель - это содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Научные идеи модульного обучения
1. На деятельностном принципе. Только тогда учебное содержание осознано усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения.
3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль.
4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Последовательность построения самого модуля
1. Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели.
2. Затем дается задание для входного контроля, цель которого-установить готовность учащихся к работе.
3. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и усвоения знаний и умений.
4. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля-резюме, обобщающий ход выполнения заданий.
5. Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.
6. Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки при их построении.
Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя. Рассмотрим особенности заданий в модульном обучении: 1 - задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; 2 - дифференциация по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; 3 - проблемность и ориентация на поиск проблем и их решений; 4 - отражает механизм усвоения знаний; 5 - вкючает повторение изученного (составление таблиц, схем, сравнительных характеристик и т.д.); 6 - интегрируются целью модуля.
Я разработала в 10 классе и внедрила в учебный процесс модуль по теме “География отраслей Мирового хозяйства”. По программе на эту тему отводится 4 часа, этого времени недостаточно изучить такую тему. Таким образом, модульная технология позволяет сократить учебный материал без ущерба для полноты изложения и глубины материала.
Учебный материал сгруппировала по блокам, в которых все учебные элементы взаимосвязаны.
Первый и третий блок - информационный, где ученики самостоятельно добывают необходимую информацию, используя разные источники информации: учебник, дополнительную литературу, карты в атласе, электронный учебник, интернет-ресурс. Второй блок представлен в виде практической работы, где ученики работают в группе, в паре или индивидуально. Все выводы оформляют в виде анализа карт или выполняют опорный конспект-схему или заполняют таблицу. Четвертый блок –итоговый, где дидактический материал представлен в виде тестового задания. Тесты сгруппированы в зависимости от категории сложности: “Вспомним”; “Подумаем” и “Сравним”. Тестовые задания в основном выдержаны в традиционной форме.
Заключение
В заключении хочу отметить, что введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать технологию объяснительно-иллюстративного обучения с модульной технологией. Работая по модульной технологии, принципиально изменяется деятельность учителя. На занятии учитель мотивирует, организует, координирует, консультирует, т.е. использует потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.