Цели:
- способствовать формированию дружеских отношений между детьми;
- воспитывать у детей чувства дружбы;
- закрепить знания о нравственных нормах поведения;
- побуждать детей к самовоспитанию нравственных качеств.
Ход вечера
1 этап – мотивационный
Цель для взрослого: вовлечь детей в деятельность, мотивировать через желание найти ответы на вопросы.
Цель для детей: отправится в путешествие, чтоб найти ответы на вопросы.
Методы и приёмы: проблемные вопросы.
Дети, вы хотели бы иметь много друзей? Хотели бы вы узнать, что нужно человеку, чтобы у него было много друзей.
2 этап с опорой на личный опыт детей
Цель для взрослого: выявить знания детей по теме, опираясь на их личный опыт.
Цель для детей: преобразить планету Добра, вспоминая правила дружбы и доброго отношения людей друг к другу.
Методы и приёмы: аппликация, диалог, игра “Комплимент”,
Чтобы узнать ответ на этот трудный вопрос, приглашаю вас в путешествие. Поможет нам необычная карта – карта фантастической планеты под названием “Доброта”. (Открывает карту, на ней только контуры)
- Что вы видите здесь? А на планете “Доброта”, на мой взгляд, должны быть горы доброты, и по ним должны пролегать дороги доброты.
- На самом деле мы уже давно идем по таким дорогам. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились)
- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Дети называют, как их звали ласково)
- А что вы при этом чувствовали?
- Подумайте, а если бы вас так называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да)
- Значит, прежде чем обратится к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. Обращаться к людям надо по имени. Давайте нарисуем горы доброты, вот такие высокие и красивые. Мы будем на них любоваться и вспоминать наши красивые имена.
2. Я думаю, на карте должно быть целое море радости. От каких слов мы испытываем радость? (От ласковых, добрых, от комплиментов). Давайте сделаем друг другу комплименты. Игра “Комплимент”. У меня в руках мягкий пушистый медвежонок. Я передаю сидящему рядом со мной. При этом я называю его по имени и говорю ему что-либо приятное - комплимент. (Проходит игра)
- Вот видите, как приятно, когда к вам обращаются по имени и говорят что-либо приятное. Нужно всегда так поступать в жизни. И тогда у каждого из нас будет много радости – целое море! Давайте наклеим на карту вот такое широкое море радости.
На планете Доброты должны быть растения и животные, люди. А как же люди должны относиться к растениям, животным? (Бережно, заботится о них).
Пусть на нашей планете будет богатый мир природы. Она будет зелёной планетой. (Дети наклеивают на зелёную часть растения и животных).
3 этап – основной
Цель для взрослого: помочь детям сформулировать основные правила дружбы и поведения.
Цель для детей: играя, назвать нужные правила и качества.
Методический приём: “Правила дружбы”, подбор слов в рифму с ориентацией на схему правил поведения в группе.
А как будут относиться друг к другу люди, чтобы не ссорится? Конечно, они должны соблюдать определённые правила – правила Дружбы. Давайте их придумаем, добавляя словечко в рифму. А помогать нам будет схема наших правил поведения в группе (Подсказка):
Чтобы лучшим другом стать,
Нужно другу … уступать,
Не толкаться и не злится,
А игрушками … делится.
И игрушки не ломать,
Не бросать, а … убирать.
Очерёдность соблюдай,
Дружно, мирно ты … играй.
В группе всем найдётся место,
С другом будет …. интересно.
Запрещается грубить,
Драться и задирой … быть.
Будь приветливым везде,
Другу помогай в … беде.
Прозвищ лучше не давать,
А по имени всех … звать.
Если что – умей простить,
Все обиды … позабыть.
Обещания давай,
Обещал, так … выполняй.
Слово верное держи –
И со всеми ты … дружи!
4 этап – закрепляющий
Цель для взрослого: помочь детям сформулировать проверить на практике, в игре правила дружбы и поведения.
Цель для детей: играя, назвать и проявить нужные качества.
Методы и приёмы: игра “Мы вдвоём”, Игра “Назови”, метод “Кластер” с элементами ассоциации, условно-схематическое обозначение качеств по договорённости с детьми.
Игра “Мы вдвоём”
- Всем известно, что настоящие друзья всё делят пополам. Давайте посмотрим, а умеете ли вы работать в парах. На нашей планете будут прекрасные клумбы с цветами. Украшать клумбы будут лучшие подружки в парах.
А мальчики подумают, какой же человек будет иметь больше всего друзей? Они будут играть с мячом. Перекидывая друг другу мяч, вспоминайте и проговаривайте лучшие качества, которыми должен обладать лучший друг.
- добрый;
- умный;
- смелый;
- сильный;
- улыбчивый;
- преданный;
- честный.
А теперь все вместе, чтобы не забыть эти качества, мы нарисуем вот такое солнышко доброе в центре листа, от него пойдут лучи, а к каждому лучу присоединим схематичное изображение тех слов, которые мы назвали.
Добрый – лицо с доброй улыбкой, умный – книга, сильный – гантели, смелый - ….
5 этап – заключительный
Цель для взрослого: вывеси детей на самоанализ. Направить на дальнейшее познание.
Цель для детей: найти ответ на вопросы, поставленные в начале путешествия.
Методы и приёмы: возвращение к первоначальным вопросам, чтение стихотворения.
Ребята, так каким надо быть, чтобы было много друзей? Молодцы и умницы, вы всё запомнили. Пусть планета Доброты поселится в нашей группе на видном месте и напоминает нам о том, каким нужно быть, чтобы иметь много друзей.
А я прочитаю вам стихотворение. Вы послушайте и попробуйте догадаться, на какую фантастическую планету мы отправимся в следующий раз? Чему мы будем учится?
Стихотворение. Мария Дебабова “Мирилки”
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать.
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
В следующий раз мы будем говорить о том, как можно помириться, если поссорились. Даю вам задание, придумать разные способы примирения.