Использование топонимики в активизации и развитии творческого мышления в обучении детей, имеющих проблемы со здоровьем

Разделы: География


Как важно увлечь больного ребенка, находящегося на лечении в стационаре своим предметом обучения! “Я – учитель, очень люблю географию, и тебе тоже будет интересно узнать, много нового о нашей стране, о материках и океанах, о далеких и близких странах” - с такими словами можно обратиться к шестикласснику, который только начинает изучать физическую географию. “Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю” Эти слова можно произнести каждому из нас, кто много знает о своей стране, о родном месте, где родился, где живут любимые твоему сердцу люди.

Топонимика - наука о географических названиях. Она изучает их происхождение, развитие и современное состояние, их смысловое значение. В географических названиях отражаются изменения общественного строя, государственная принадлежность территорий, приоритет в географических открытиях и исследованиях.

При изучении географии на каждом уроке мы встречаем множество географических названий и для активизации внимания детей обращаюсь к топонимике, размышляем над смысловой стороной названий. Например, Курильские острова- острова, образованные вулканами, которые периодически выбрасывают лаву и вулканический пепел.

Географическая номенклатура - неотъемлемая часть географической карты и изучается вместе с нею. И задача учителя состоит в том, чтобы облегчить ученикам процесс запоминания названий, если обратить внимание на положение соответствующих объектов относительно других, более известных (пролив Карские Ворота – у Новой Земли, Чебоксары - город на Волге и т.д.)

Интересно, с большим вниманием изучаем моря у берегов России в 8 классе. Баренцево море - названо в память голландского мореплавателя В. Баренца, который в 1594-1597 гг. исследовал его, трижды пытаясь пройти Северным морским путем на восток, и погиб затертый льдами у Новой Земли. Белое море - названо за белесоватый цвет воды, отражающей северное небо. Карское море - по названию маленькой реки впадающей в это море. Море Лаптевых названо в память выдающихся участников Великой Северной экспедиции 1733–1741 гг. - лейтенантов Дмитрия и Харитона Лаптевых. Восточно-Сибирское море – ученики уже самостоятельно могли дать объяснение - море получило свое название по географическому положению. Чукотское море - объяснение происхождения не вызвало затруднений у детей. Море омывает Чукотский полуостров, на котором живут чукчи. Берингово море – названо в память командора В. Беринга. Охотское море - названо русскими казаками по имени впадающей в него реки Оката, переосмысленной в “Охота”. Японское море – омывает не только берега нашей России, но и Японские острова.

Такой подход к изучению географической номенклатуры, а в данном случае по теме: “Морское побережье России” дает возможность ученикам активно участвовать в обсуждении изучаемой темы, выдвигать гипотезы, иметь свое представление, свое видение изучаемой темы.

“Береговая линия Северной Америки”, 7 класс. Тема предусматривает запоминание большого количества географических названий. Объяснение идёт в виде путешествия вдоль берегов материка и одновременное заполнение контурной карты. “На севере материка находится группа островов – Канадский Арктический архипелаг. Как объяснить это название? Острова принадлежат Канаде, находятся в Арктике, а группа островов называется архипелагом. К востоку лежит самый большой по площади остров – Гренландия (зелёная страна с герм. яз), т. к. европейцы впервые увидели остров летом и побережье было покрыто яркой зеленью мха, а ещё им хотелось привлечь новых переселенцев. Путешествие по побережью продолжаем к югу. Гудзонов залив. Он назван по имени мореплавателя Гудзона. Полуостров Лабрадор – “поселение” с языка коренных жителей индейцев–апачей. Остров Ньюфаундленд – новая открытая земля. Ученики внимательно прислушиваются к звучанию географических названий, всматриваются в написание и вспоминают аналогии в немецком и английском языках. Они находятся в творческом поиске. Залив Святого Лаврентия – залив был открыт в день католического праведника. Полуостров Флорида – был открыт европейцами в день Вербного воскресения, когда начинает пробуждаться природа (растения – флора). Мексиканский залив – омывает берега Мексики”.

Как образуются географические названия? Почему так назван этот город, пролив, остров? Почему в других странах есть географические названия, звучащие на русском языке? Почему встречаются похожие названия географических объектов, удаленных друг от друга на значительное расстояние? Подобные вопросы дети задают лишь тогда, когда они заинтересованы в изучении географического материала, когда с помощью учителя можно представить себя в роли исследователя.

На Земле нет языка, в котором географические названия образовывались бы без самого активного использования географической терминологии. Именно вследствие этого географические названия превратились в источник, хранящий неисчислимое множество географических терминов, - родовых и видовых, литературных и диалектных, на современных языках и на языках уже давно исчезнувших народов.

На ранних этапах развития человечества, когда пространство, известное древнему собирателю, рыболову или охотнику, было ограниченным, необходимость в присвоении географическим объектам имен собственных не возникала. Гору - он называл просто “горой”, реку – “рекой” и т.д., то есть обходился одними нарицательными именами. Проходили века и тысячелетия. Новыми поколениями, новыми пришельцами с иными языками эти нарицательные термины уже воспринимались как имена собственные с неизвестным смысловым значением. Названия больших рек и гор относятся к числу наиболее древних. Так, “Дон” на языке древних скифов означало “река”; подтверждением этого может служить то, что в языке современных осетин, являющихся потомками скифов, это слово сохранилось с тем же значением (Ардон, Цейдон, Садон). Иногда можно увидеть сочетание термина с прилагательным и обычно для обозначения географического объекта. Пример: гора Темертау в Казахстане (темир – “железо”, тау – “гора”) и рудные горы в Чехии; реки Сарысу (Сары - желтая, су – река в Казахстане) и Хуанхэ (Хуан – желтая, хэ –река в Китае).

Этот способ образования топонимов употребляется с древнейших времен и до наших дней . С использованием слова “град” –Волгоград, Электроград… А во времена Петра 1 были в моде немецкие термины “бург” и “штадт” (крепость и город) - Санкт-Петербург, Шлиссельбург, Ямбург и Кронштадт.

Еще одним распространенным способом образования географических терминов служит их грамматическая переработка с помощью суффиксов и приставок. Например, Мурманск, Иваново, Колпино, Первомайский и много других содержат суффиксы – “ск”, “ов”, “ин”. Термин “море” дал производные – Приморье, Поморье Термин “берег” порождает термины Береговой, Прибрежный, Набережные Челны. “Лес” – Полесье, Лесное. “Дол” - долина, Подольск. “Гора” - нагорье, Горки, Нагорный, Загорский, Пятигорск, Магнитогорск, Солнечногорск.

Очень интересны и метафоричны местные географические термины, образованные от значений со слов, обозначающих части тела человека и животных. Например: “бровь” – “бровка террасы, линия излома горного склона”, горло Белого моря.

Анатомические слова используются и в других языках: рукав реки, горный хребет, перешеек. “Нос” - в значении “мыс”, отмечен кроме русского, также в болгарском, монгольском, китайском и вьетнамском языках. Однако метафоричность не исчерпывается анатомической терминологией. Среди географических названий есть значения из другой лексики. Например, части одежды – “пояс” (Уральский горный пояс), “венец” (уступ, увал, степной кряж). Части строений: “стена” (полоса таежного леса среди болот), ворота (проход, ущелье, пролив), “столбы” (скалистые фигуры выветривания). Предметы посуды: “блюдце” (степная западина), “котел” – (небольшая яма круглой формы). Из приведенных примеров видно, что метафоричных терминов много и они разнообразны.

Очень важно при изучении географического материала не только стремиться к усвоению и отработки навыков по программе, а научить больного ребенка самостоятельно приобретать знания, пользуясь многообразными технологическими приемами. Топонимика - один из множества методических приемов в арсенале учителя, который позволяет ученику глубоко осмысливать, находить объяснение, быть сопричастным к географическим событиям и находится в состоянии творчества, исследования.

Список литературы

1. Е.М. Поспелов “Школьный топонимический словарь”.

2. В.А Никонов “Краткий топонимический словарь”.