Чем больше знаю о своей планете,
тем больше я люблю её!
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- продолжение формирования у учащихся интереса к географии;
- развитие воображения, мышления, стимулирование их творческой, познавательной деятельности;
- активизация знаний у школьников, полученных ими при изучении всей темы;
- воспитание навыков групповой работы, умения слушать и слышать друг друга;
- демонстрировать приобретенные знания и умения;
- дать возможность сыграть роль представителя туристической фирмы, таким образом, воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Оборудование:
- физические карты материков;
- специальные карты южных материков;
- контурные карты южных материков;
- книги, энциклопедии, иллюстрации фауны и флоры;
- картины природы и хозяйственной деятельности населения южных материков;
- сувениры, видеокассеты, ватман, краски, карандаши…
Этапы урока.
- Вводное слово учителя (идея, условия, определить какие виды работы нужно выполнить, критерии оценивания).
- Работа по каждому южному материку в группах.
- Защита своего проекта.
- Рефлексия и оценивание.
Ход урока
Форма работы на уроке: групповая с индивидуализацией.
Создаются четыре команды (по количеству южных материков). Все команды получают одинаковые инструкции. Различие только в том, что “путешествие” пройдёт для групп по своим материкам.
Задание - игровая установка: разработать туристический маршрут по одному из южных материков, используя свои знания и дополнительный материал. Создано много туристических фирм, предлагающих варианты разнообразных маршрутов по странам и континентам. Созданные команды будут представлять собой работников туристической фирмы и их задача - разработать туристический маршрут по своему материку так убедительно и ярко, чтобы клиенты покупали путёвки именно у них, а не у конкурентов.
Примеры специализации туристических фирм:
- пешие маршруты;
- горный туризм;
- морской;
- речной;
- с высоты птичьего полёта…
Задания для команд.
1. Составьте краткое описание маршрута:
- показать природные условия;
- включить 4 – 5 объектов и достопримечательностей материка
- рассчитать протяженность маршрута;
- указать время года, оптимальное для посещения материка по данному маршруту и обосновать;
2. Составьте руководство для туристов о правилах поведения.
3. Позаботьтесь о сувенире, который мог бы увезти каждый турист без ущерба для природы материка.
4. Придумайте плакат в защиту природы вашего материка.
Выступление команд со своими проектами. Остальные слушают, задают вопросы, оценивают сильные и слабые стороны проектов.
Выставление оценок за предметные знания, аргументированность, умение отвечать на вопросы. Оценка складывается из оценки учителя и оценки участников других групп, так как все ученики заполняют рефлексивные оценочные карты.
Отметки за проявленные проектные компетенции: умение работать с замыслом проекта, умение представлять результаты проектной деятельности, умение занимать экспертную позицию, рефлексировать и т.д. – можно огласить на следующем уроке после обработки рефлексивных карт. Пример оформления рефлексивной карты:
Рефлексивная карта | |
Сегодня на уроке я | Фамилия, Имя |
- выдвигал идеи, гипотезы,
версии; - рассуждал; - работал с текстом; - решал проблемы; - анализировал материал; - обобщал, делал выводы; - организовывал работу команды; - представлял работу команды. |
|
Моя оценка | Оценка |
Для активизации познавательной деятельности учащихся каждый учитель стремится к тому, чтобы не только географическая информация была интересна для детей, но и сам процесс её изучения. Один из способов достижения такой цели – проведение уроков - учебных проектов. Урок обобщения и систематизации знаний по южным материкам - удобный для игрового проекта:
- актуальность изучаемого материала о южных материках;
- развитие воображения и мышления учащихся;
- воспитание командного чувства и групповой формы работы;
- прививается интерес, любовь к географическим знаниям.
Создание команд формируется по желанию детей по их интересу. Они сами выбирают из своей команды руководителя, который будет представлять “туристическую фирму” и к нему стекается вся информация по разрабатываемому маршруту. Все члены команд находятся в состоянии творчества и поиска оптимального решения стоящей перед ними задачи: “Разработать самый привлекательный маршрут на материке”.
Команда – туристическая фирма по Австралии (самого маленького материка) приглашает посетить Большой барьерный риф с удивительным подводным миром, город Сидней, озеро Эйр, посмотреть заросли эвкалиптов и скрэб с эндемиками из животного и растительного царства.
Маршрут по Африке был представлен странами Магриба, путешествием по Нилу, экваториальным лесам Африки; туристы побывали в гостях у пигмеев, услышали историю освоения Африканского материка, о нравах и обычаях коренного населения, увидели уникальный животный и растительный мир, пролетели над снежной шапкой вулкана Килиманджаро; последняя точка маршрута по Африканскому континенту – водопад Виктория.
Команда по Южной Америке приглашает посетить острова Карибского моря, горы Анды, дебри Амазонских экваториальных лесов, увидеть водопад Анхель, встретиться с индейцами племён Сельвы, креолами и мулатами, послушать их жизненные истории.
Суровая природа Антарктиды позволила привлечь туристов–экстремалов. Команда предлагает морское путешествие вдоль побережья, высадиться на станции Беллинсгаузен; побывать в роли путешественника и на вертолёте пролететь над Южным полюсом, водрузить флаг России над южной точкой планеты. “Экскурсовод” познакомит с современными исследованиями в Антарктиде, об открытии 140 подлёдных озёр (особенно большое озеро ученые обнаружили около нашей станции Восток).
Практическое значение подобных уроков – игровых проектов велико.
- прививается интерес к географическим знаниям;
- вырабатывается навык коллективной работы, объединённой единой целью;
- проводится большая исследовательская работа каждым учеником;
- выдвигаются гипотезы, предлагаются решения;
- делаются выводы, высказываются пожелания.
Такие уроки нравятся ученикам. Об этом можно судить, наблюдая за детьми в процессе учебного занятия. Они быстро увлекаются, спорят, доказывают друг другу свою точку зрения. Подобные уроки готовят детей к повседневной жизни.