Я считаю, что развивать умения универсальных учебных действий помогает проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке. Опишу работу над одним из проектов с названием “История моего города”.
Цели.
Образовательная – способствовать развитию умений устной речи учащихся в процессе сбора и анализа информации.
Развивающая – развитие умений сравнивать, сопоставлять, делать выводы, приобретение опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности в процессе работы над темой.
Воспитательная – формирование потребности к достижению согласия и сотрудничества, воспитание бережного отношения к цветам и животным.
Практические задачи.
- Развитие лексических навыков и монологической речи.
- Развитие умения отбирать информацию из разных источников.
- Развитие навыков поисковой деятельности с использованием Интернета.
- Формирование потребностей и способностей к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.
Изучив тему города России, которая включает историю страны и основных городов, достопримечательностей и так далее, мы с детьми решили поговорить и об истории нашего города. Я предложила детям на время превратить классную комнату в творческую мастерскую. А творческим материалом будет слово HISTORY. Затем я попросила детей записать все ассоциации, связанные с этими словами. Для достижения более глубоких результатов была показана короткая презентация.
В процессе работы у учащихся формируются:
- потребности в самообучении, саморазвитии;
- умение самоопределяться в учебной деятельности с сознанием личной ответственности в ней;
- потребности в коллективной работе, нацеленной на получение единого результата.
Задачи первого этапа работы:
- активизация мыслительной деятельности учащихся за счет создания проблемных ситуаций по теме проекта;
- развитие речевых умений.
Процесс проектирования всегда начинается с создания проблемной ситуации. Далее начинается обсуждение, в ходе которого учащимся предлагается ряд наводящих вопросов, чтобы направить их мыслительную деятельность в нужное русло. Этот этап заканчивается выбором рабочих групп.
Для осуществления поставленных целей весь класс (14 человек) был поделен на три группы. В первой группе источником получения информации и формирования образовательного результата являются слова Monuments, Memory Boards. Во второй группе – образ, визуальное ощущение, в третьей группе – практическое действие (умение строить речевое высказывание (устное или письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Задачи второго этапа:
- развитие умений выдвигать гипотезы и прогнозирование их подтверждений или опровержений;
- развитие способностей к анализу и обобщению.
Каждая рабочая группа выбирает одну из гипотез,
обсуждает ее и пытается найти обоснование.
Составление общего плана, разработка отдельных
этапов проекта осуществлялась в школе под моим
руководством. Прежде всего, мы продумали план
деятельности:
Проекты были разбиты на этапы. Участники проекта, разбитые на группы, прорабатывали свое задание в основном дома. Первая группа собирала информацию об истории Старой Руссы. Вторая группа собирала легенды об истории Старой Руссы, а третья группа занималась практической деятельностью.
Примерно 1 раз в неделю группы собирались на доклад о результатах своей работы. Происходило согласование и корректировка общего хода работы над проектом.
Задачами на этом этапе были:
- развитие умений находить не один, а несколько вариантов решения проблемы;
- развитие умений вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль;
- развитие умений работать с информативными источниками, анализировать информацию, обобщать и делать выводы.
На этом этапе учащиеся уточняли источники информации, определяли формы представления подтверждения или опровержения предложенной им гипотезы и применялся метод – исследование причинно-следственных связей на основе изучения источников информации.
В процессе проектирования постоянно осуществлялось отслеживание деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом.
Задачами данного этапа работы были:
- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений в ходе презентации проектов;
- создание проектов.
В назначенный день прошла презентация проектов.
Таким образом, в ходе решения проектных задач
были сформированы следующие способности:
Личностные результаты – это сформировавшаяся система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Метапредметные результаты – это освоенные обучающимся способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – это усвоение учащимся элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
В ходе подготовки урока мною были отобраны и методы обучения:
- практические, наглядные методы обучения – источники познания,
- аналитико-синтетический, дедуктивный методы обучения – метод логики,
- проблемно-развивающий метод обучения – тип обучения,
- репродуктивные, эвристические методы обучения – уровень познавательной самостоятельности,
- монологический, диалогический, исследовательский методы обучения – уровень проблемности,
- метод стимулирования, организации и контроля – дидактическая цель и функции,
- метод организации самостоятельной учебной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу:
проектно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование базовых компетентностей школьника, а именно:
- информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем,
- коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми,
- самоорганизации - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к порученному делу, полноценно использовать личностные ресурсы,
- самообразования - готовность конструировать и осуществлять собственную идею, собственную образовательную траекторию.
Рефлексия по данному уроку предусматривала получение ответов на несколько вопросов.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса (что я могу…):
- Что пережито, почувствовано в процессе работы мастерской и какие ощущения были самыми сильными и интересными?
Постановка учебной задачи, определение последовательности с учетом конечного результата, умение работать с информацией (искать, систематизировать, структурировать ее и строить речевое высказывание).
- Какие этапы были наиболее трудными?
Анализ, выделение существенного и второстепенного, составление целого, обобщение, установление аналогий и понимание причинно-следственных связей.
- На какой ступеньке Вы находитесь?
Работать было легко и интересно, испытывали незначительные затруднения в умении слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умении выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации и умении формулировать вопросы. В результате была создана презентация об истории родного города.