Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка по теме "История моего города". 5-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5


Я считаю, что развивать умения универсальных учебных действий помогает проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке. Опишу работу над одним из проектов с названием “История моего города”.

Цели.

Образовательная – способствовать развитию умений устной речи учащихся в процессе сбора и анализа информации.

Развивающая – развитие умений сравнивать, сопоставлять, делать выводы, приобретение опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности в процессе работы над темой.

Воспитательная – формирование потребности к достижению согласия и сотрудничества, воспитание бережного отношения к цветам и животным.

Практические задачи.

  • Развитие лексических навыков и монологической речи.
  • Развитие умения отбирать информацию из разных источников.
  • Развитие навыков поисковой деятельности с использованием Интернета.
  • Формирование потребностей и способностей к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.

Изучив тему города России, которая включает историю страны и основных городов, достопримечательностей и так далее, мы с детьми решили поговорить и об истории нашего города. Я предложила детям на время превратить классную комнату в творческую мастерскую. А творческим материалом будет слово HISTORY. Затем я попросила детей записать все ассоциации, связанные с этими словами. Для достижения более глубоких результатов была показана короткая презентация.

В процессе работы у учащихся формируются:

  • потребности в самообучении, саморазвитии;
  • умение самоопределяться в учебной деятельности с сознанием личной ответственности в ней;
  • потребности в коллективной работе, нацеленной на получение единого результата.

Задачи первого этапа работы:

  • активизация мыслительной деятельности учащихся за счет создания проблемных ситуаций по теме проекта;
  • развитие речевых умений.

Процесс проектирования всегда начинается с создания проблемной ситуации. Далее начинается обсуждение, в ходе которого учащимся предлагается ряд наводящих вопросов, чтобы направить их мыслительную деятельность в нужное русло. Этот этап заканчивается выбором рабочих групп.

Для осуществления поставленных целей весь класс (14 человек) был поделен на три группы. В первой группе источником получения информации и формирования образовательного результата являются слова Monuments, Memory Boards. Во второй группе – образ, визуальное ощущение, в третьей группе – практическое действие (умение строить речевое высказывание (устное или письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Задачи второго этапа:

  • развитие умений выдвигать гипотезы и прогнозирование их подтверждений или опровержений;
  • развитие способностей к анализу и обобщению.

Каждая рабочая группа выбирает одну из гипотез, обсуждает ее и пытается найти обоснование. Составление общего плана, разработка отдельных этапов проекта осуществлялась в школе под моим руководством. Прежде всего, мы продумали план деятельности:

  • Получить как можно больше информации об истории Старой Руссы из энциклопедии, справочников и книг.
  • Найти интересные факты и легенды об истории Старой Руссы.
  • Найти информацию в Интернете.
  • Создать презентацию.
  • Создать QUIZ по теме.

Проекты были разбиты на этапы. Участники проекта, разбитые на группы, прорабатывали свое задание в основном дома. Первая группа собирала информацию об истории Старой Руссы. Вторая группа собирала легенды об истории Старой Руссы, а третья группа занималась практической деятельностью.

Примерно 1 раз в неделю группы собирались на доклад о результатах своей работы. Происходило согласование и корректировка общего хода работы над проектом.

Задачами на этом этапе были:

  • развитие умений находить не один, а несколько вариантов решения проблемы;
  • развитие умений вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль;
  • развитие умений работать с информативными источниками, анализировать информацию, обобщать и делать выводы.

На этом этапе учащиеся уточняли источники информации, определяли формы представления подтверждения или опровержения предложенной им гипотезы и применялся метод – исследование причинно-следственных связей на основе изучения источников информации.

В процессе проектирования постоянно осуществлялось отслеживание деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом.

Задачами данного этапа работы были:

  • развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений в ходе презентации проектов;
  • создание проектов.

В назначенный день прошла презентация проектов.

Таким образом, в ходе решения проектных задач были сформированы следующие способности:

  • целеполагание – ставить и удерживать цели,
  • планирование – составлять план своей деятельности,
  • моделирование – представлять способ действия, выделяя все существенное и главное,
  • проявление инициативы при поиске способов решения задачи,
  • коммуникативные – взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять аргументировано точки зрения других,
  • рефлексирование – видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности и ошибки.

Личностные результаты – это сформировавшаяся система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Метапредметные результаты – это освоенные обучающимся способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты – это усвоение учащимся элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

В ходе подготовки урока мною были отобраны и методы обучения:

- практические, наглядные методы обучения – источники познания,

- аналитико-синтетический, дедуктивный методы обучения – метод логики,

- проблемно-развивающий метод обучения – тип обучения,

- репродуктивные, эвристические методы обучения – уровень познавательной самостоятельности,

- монологический, диалогический, исследовательский методы обучения – уровень проблемности,

- метод стимулирования, организации и контроля – дидактическая цель и функции,

- метод организации самостоятельной учебной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу:

проектно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование базовых компетентностей школьника, а именно:

- информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем,

- коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми,

- самоорганизации - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к порученному делу, полноценно использовать личностные ресурсы,

- самообразования - готовность конструировать и осуществлять собственную идею, собственную образовательную траекторию.

Рефлексия по данному уроку предусматривала получение ответов на несколько вопросов.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса (что я могу…):

  • Что пережито, почувствовано в процессе работы мастерской и какие ощущения были самыми сильными и интересными?

Постановка учебной задачи, определение последовательности с учетом конечного результата, умение работать с информацией (искать, систематизировать, структурировать ее и строить речевое высказывание).

  • Какие этапы были наиболее трудными?

Анализ, выделение существенного и второстепенного, составление целого, обобщение, установление аналогий и понимание причинно-следственных связей.

  • На какой ступеньке Вы находитесь?

Работать было легко и интересно, испытывали незначительные затруднения в умении слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умении выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации и умении формулировать вопросы. В результате была создана презентация об истории родного города.