Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (330 кБ)


[Слайд 1]

Цель урока: [Слайд 2] организовать деятельность учащихся для изучения аморфных и кристаллических веществ; создать условия для формирования общеучебных умений и навыков: анализа, синтеза, сравнения; способствовать развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи урока: сформировать представления об аморфных и кристаллических веществах, типах кристаллических решёток, умение устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами вещества; развивать познавательный интерес.
Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, пластилин, смола, пластмасса, стекло, хлорид натрия, цинк, сахар, речной песок, модели кристаллических решёток.

Этапы урока

Содержание

1. Организационный момент

Цель этапа: мотивировать учащихся на активную работу.

Задачи: проверить готовность класса к работе и организовать внимание учащихся.

Цель для учащихся: позитивно настроиться на урок.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Вы изучили важнейшие классы неорганических соединений.
А как Вы думаете, почему вещества при обычных условиях находятся в разных агрегатных состояниях? Например, почему CO2 – газ, а SiO2 – твёрдое вещество? Почему HCl и NaCl обладают разными свойствами, хотя в составе оба содержат хлор? Можно ли карбид кремния использовать для изготовления шлифовальных кругов? Почему вещества различаются физическими свойствами? Мы постараемся сегодня ответить на эти и другие вопросы. Давайте пожелаем себе удачи на уроке.
2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: выяснить степень усвоения учащимися материала по темам «Химическая связь», «Важнейшие классы неорганических соединений».

Задачи: установить правильность выполнения домашнего задания; выполнить задание по классификации веществ, определению типа связи.

Цель для учащихся: знать основные классы неорганических веществ, типы химической связи.

Методы: диалогические, самостоятельная работа, работа с учебником.

Идёт проверка домашнего задания у доски (упражнение 3 на странице 133). Учащиеся дают определения оксидам, кислотам, основаниям, солям. Выполняют задания по классификации веществ и определению типа химической связи. (После выполнения задания обобщаются результаты работы, учитель хвалит учащихся, выполнивших верно задание, и подбадривает тех, у кого не всё получилось.)
Даны формулы веществ: NaCl, CO2, SiO2, O2, Br2, S8, Zn, Al, NaOH, H2SO4.
  1. Классифицируйте вещества по составу и назовите их. [Слайд 3]
  2. Определите тип химической связи в каждом веществе. [Слайд 4]
  3. Используя информацию из параграфов 14, 15, 19-22 учебника, для каждого вещества укажите агрегатное состояние. [Слайд 5].

«Химия зиждется на существовании твёрдых тел». С. Аррениус.

Учитель: Большинство известных простых и сложных веществ в обычных условиях находятся в твёрдом состоянии. В подавляющем большинстве твёрдые тела представляют собой кристаллы.

3. Изучение нового материала

Цель этапа: организовать деятельность учащихся по изучению типов кристаллических решёток; направить деятельность учащихся на восприятие и систематизацию новых знаний; способствовать развитию логического мышления.

Задачи: способствовать формированию умений характеризовать разные типы кристаллических решёток, совершенствовать умения, устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи, кристаллической решётки и физическими свойствами.

Цели для учащихся: установить зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки, химической связи, строения атома; научиться определять тип кристаллической решётки по физическим свойствам и наоборот.

Учитель: Как вы думаете, какие вещества сегодня мы будем изучать на уроке? (Кристаллические.)
[Слайд 6]

Учитель: Какую радость доставляют любителям и специалистам кристаллы! Их блестящие грани сверкают, как будто их огранил опытный мастер. Но нет, грани этих кристаллов – природные. Итак, кристаллы имеют определённую форму, строение, т.е. определённый каркас, решётку. Давайте сформулируем тему урока. (Кристаллические решётки.)

Учитель: Тема урока «Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток».

Учитель: В каких агрегатных состояниях могут существовать вещества? (Вещества могут находиться в трёх агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твёрдом.)
[Слайд 7]

Учитель: Рассмотрим классификацию твёрдых веществ. Вам выданы твёрдые вещества: хлорид, натрия, цинк, пластилин, смола, сахар, речной песок, пластмасса, стекло. Распределите их на две группы и запишите в тетради получившиеся группы веществ, указав их признаки, используя раздаточный материал и учебник О.С.Габриеляна на странице 133-134.

Учитель: На какие две группы вы распределили вещества? (Аморфные и кристаллические.)

Учитель: Какие вещества и почему отнесли к аморфным? (Пластилин, смолу, пластмассу, стекло. На изломе у них гладкая поверхность. При нагревании они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. Эти вещества не имеют определённой температуры плавления и кипения.)
Учитель: Какие вещества и почему отнесли к кристаллическим? (Хлорид натрия, сахар, речной песок, цинк. Они имеют определённую температуру плавления: NaCl – 800оС, SiO2 – 155оC, Zn – 419,5оС.)

Учитель: Молодцы! Правильно! Итак, твёрдые вещества бывают двух видов: аморфные и кристаллические. [Слайд 8]

Учитель: А если вещества твёрдые, кристаллические одинаковыми ли свойствами они обладают?

Демонстрируется летучесть J2, легкоплавкость сахара, отмечается тугоплавкость поваренной соли, алмаза.

Учитель: Почему кристаллические вещества существенно различаются физическими свойствами? Ответьте на вопрос, прочитав параграф 23 на странице 134. (Свойства кристаллических веществ зависят от типа кристаллических решёток.)

Учитель: А теперь прочитайте текст параграфа 23 на с. 134, 137-139 и ответьте на вопросы:

  1. Какие бывают типы кристаллических решёток? [Слайд 9]
  2. Какие частицы расположены в узлах кристаллических решёток и каков характер связи между частицами? [Слайд 10]
  3. Какими физическими свойствами обладают вещества с ионной, атомной, молекулярной, металлической кристаллическими решётками?

Учащиеся работая в парах, заполняют таблицу, знакомясь с типами кристаллических решёток. Итоги работы обсуждаются фронтально.

4. Закрепление новых знаний

Цель этапа: создать условия для закрепления новых знаний; выявить возможные затруднения и помочь их ликвидировать.

Задачи: организовать деятельность учащихся по применению знаний, своевременно корректировать правильность выполнения заданий.

Цели для учащихся: применять знания для определения типа кристаллических решёток.

Задание для совершенствования знаний и умений

1. Определите типы кристаллических решёток в предложенных веществах. Ответ обоснуйте. [Слайд 11]. 1. Карборунд SiC – очень прочное вещество, нерастворимое в воде, не проводит электрический ток, имеет очень высокую температуру плавления (2830оС).
2. Сахар – белое кристаллическое вещество, температура плавления 185оС, хорошо растворяется в воде, его раствор не проводит электрический ток.
3. Карбонат натрия – белое кристаллическое вещество, температура плавления 851оС, хорошо растворяется в воде, водный раствор проводит электрический ток.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Проверка задания.
Рефлексия.
Итоги урока.
Оценка работы учащихся.

5. Задание на дом

Цель этапа: сообщить учащимся домашнее задание и дать инструктаж по его выполнению.

Параграф 22, вопросы 3, 4, 5. [Слайд 12]