[Слайд 1]
Цель урока: [Слайд 2] организовать деятельность учащихся для изучения аморфных и кристаллических веществ; создать условия для формирования общеучебных умений и навыков: анализа, синтеза, сравнения; способствовать развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи урока: сформировать
представления об аморфных и кристаллических
веществах, типах кристаллических решёток, умение
устанавливать причинно-следственные связи между
строением и свойствами вещества; развивать
познавательный интерес.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, пластилин, смола, пластмасса, стекло, хлорид натрия, цинк, сахар, речной песок, модели кристаллических решёток.
Этапы урока |
Содержание |
1. Организационный момент Цель этапа: мотивировать учащихся на активную работу. Задачи: проверить готовность класса к работе и организовать внимание учащихся. Цель для учащихся: позитивно настроиться на урок. Метод: объяснительно-иллюстративный. |
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Вы изучили важнейшие классы неорганических
соединений. А как Вы думаете, почему вещества при обычных условиях находятся в разных агрегатных состояниях? Например, почему CO2 – газ, а SiO2 – твёрдое вещество? Почему HCl и NaCl обладают разными свойствами, хотя в составе оба содержат хлор? Можно ли карбид кремния использовать для изготовления шлифовальных кругов? Почему вещества различаются физическими свойствами? Мы постараемся сегодня ответить на эти и другие вопросы. Давайте пожелаем себе удачи на уроке. |
2. Актуализация опорных знаний Цель этапа: выяснить степень усвоения учащимися материала по темам «Химическая связь», «Важнейшие классы неорганических соединений». Задачи: установить правильность выполнения домашнего задания; выполнить задание по классификации веществ, определению типа связи. Цель для учащихся: знать основные классы неорганических веществ, типы химической связи. Методы: диалогические, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Идёт проверка домашнего задания у доски
(упражнение 3 на странице 133). Учащиеся дают
определения оксидам, кислотам, основаниям, солям.
Выполняют задания по классификации веществ и
определению типа химической связи. (После
выполнения задания обобщаются результаты
работы, учитель хвалит учащихся, выполнивших
верно задание, и подбадривает тех, у кого не всё
получилось.) Даны формулы веществ: NaCl, CO2, SiO2, O2, Br2, S8, Zn, Al, NaOH, H2SO4.
«Химия зиждется на существовании твёрдых тел». С. Аррениус. Учитель: Большинство известных простых и сложных веществ в обычных условиях находятся в твёрдом состоянии. В подавляющем большинстве твёрдые тела представляют собой кристаллы. |
3. Изучение нового материала Цель этапа: организовать деятельность учащихся по изучению типов кристаллических решёток; направить деятельность учащихся на восприятие и систематизацию новых знаний; способствовать развитию логического мышления. Задачи: способствовать формированию умений характеризовать разные типы кристаллических решёток, совершенствовать умения, устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи, кристаллической решётки и физическими свойствами. Цели для учащихся: установить зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки, химической связи, строения атома; научиться определять тип кристаллической решётки по физическим свойствам и наоборот. |
Учитель: Как вы думаете, какие
вещества сегодня мы будем изучать на уроке? (Кристаллические.) [Слайд 6] Учитель: Какую радость доставляют любителям и специалистам кристаллы! Их блестящие грани сверкают, как будто их огранил опытный мастер. Но нет, грани этих кристаллов – природные. Итак, кристаллы имеют определённую форму, строение, т.е. определённый каркас, решётку. Давайте сформулируем тему урока. (Кристаллические решётки.) Учитель: Тема урока «Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток». Учитель: В каких агрегатных
состояниях могут существовать вещества? (Вещества
могут находиться в трёх агрегатных состояниях:
газообразном, жидком, твёрдом.) Учитель: Рассмотрим классификацию твёрдых веществ. Вам выданы твёрдые вещества: хлорид, натрия, цинк, пластилин, смола, сахар, речной песок, пластмасса, стекло. Распределите их на две группы и запишите в тетради получившиеся группы веществ, указав их признаки, используя раздаточный материал и учебник О.С.Габриеляна на странице 133-134. Учитель: На какие две группы вы распределили вещества? (Аморфные и кристаллические.) Учитель: Какие вещества и почему
отнесли к аморфным? (Пластилин, смолу,
пластмассу, стекло. На изломе у них гладкая
поверхность. При нагревании они постепенно
размягчаются и переходят в текучее состояние.
Эти вещества не имеют определённой температуры
плавления и кипения.) Учитель: Молодцы! Правильно! Итак, твёрдые вещества бывают двух видов: аморфные и кристаллические. [Слайд 8] Учитель: А если вещества твёрдые, кристаллические одинаковыми ли свойствами они обладают? Демонстрируется летучесть J2, легкоплавкость сахара, отмечается тугоплавкость поваренной соли, алмаза. Учитель: Почему кристаллические вещества существенно различаются физическими свойствами? Ответьте на вопрос, прочитав параграф 23 на странице 134. (Свойства кристаллических веществ зависят от типа кристаллических решёток.) Учитель: А теперь прочитайте текст параграфа 23 на с. 134, 137-139 и ответьте на вопросы:
Учащиеся работая в парах, заполняют таблицу, знакомясь с типами кристаллических решёток. Итоги работы обсуждаются фронтально. |
4. Закрепление новых знаний Цель этапа: создать условия для закрепления новых знаний; выявить возможные затруднения и помочь их ликвидировать. Задачи: организовать деятельность учащихся по применению знаний, своевременно корректировать правильность выполнения заданий. Цели для учащихся: применять знания для определения типа кристаллических решёток. |
Задание для совершенствования
знаний и умений 1. Определите типы
кристаллических решёток в предложенных
веществах. Ответ обоснуйте. [Слайд 11]. 1.
Карборунд SiC – очень прочное вещество,
нерастворимое в воде, не проводит электрический
ток, имеет очень высокую температуру плавления
(2830оС). Учащиеся отвечают на вопросы. Проверка задания. |
5. Задание на дом Цель этапа: сообщить учащимся домашнее задание и дать инструктаж по его выполнению. |
Параграф 22, вопросы 3, 4, 5. [Слайд 12] |