Цель: использование математических методов для решения задач физического содержания.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить взаимосвязь таких физических величин как скорость, время, путь;
- повторить единицы измерения этих величин
- закрепить навык решения физических задач с данными величинами;
- научить решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;
- Развивающие:
- развитие интеллектуальных умений;
- развитие познавательного интереса к предметам;
- развитие внимания, памяти, речи;
- Воспитательные:
- сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью
- развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)).
ХОД УРОКА
1. Приветствие. Цель урока (Слайд 1)
Учитель математики: Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны, друг с другом и им друг без друга, нельзя обойтись. Открыли тетради и запишите число и тему урока.
Начнем урок с разминки:
2. Разминка (Слайд 2)
1. Выберите строку, в которой записано уравнение:
1) 35 – 4(6 – 3) = 23
2) 35 – 4(6 – х)
3) 35 – 4(х – 3) = 23
4) 35 – 4(6 – 3)
2. Какое из чисел является корнем уравнения – 3х = 48? (Слайд 3)
1) 16
2) – 16
3) 52
4) –154
3. Для какого из уравнений число 1 является корнем? (Слайд 4)
1) 3х – 4 = 12
2) х +5 = 7
3) 6х + 2 = 8
4) 6 – х = 8
Ответ: 3, 2, 3
Учитель физики: Итак, цель нашего урока научиться решать задачи физического содержания на взаимосвязь физических величин S, v, t с помощью линейных уравнений. (Слайд 5)
Выясним, какова взаимосвязь между этими величинами? Перед вами треугольник с физическими величинами. Как найти путь S? А также выразите скорость и время?
Кто пойдет на доске и запишет формулы?
Эти формулы помогут нам при решении задач.
Учитель физики: Теперь с помощью лестницы переведите: (слайд 6)
4 км = __________________см;
4000 см =________________м;
500 дм = ________________км.
3. Практическая работа (Слайд 7)
Класс делится на две группы. И в каждой группе имеется механическая, игрушечная машина, метровая лента, сотовый телефон с калькулятором и секундомером, фломастер.
Цель лабораторной работы: найти скорость механической, игрушечной машинки при равномерном движении, перевести в км/ч.
|
Путь (расстояние), м |
Время, сек |
Скорость, м/с |
|
|
|
|
Сравнить скорость автомобиля УАЗ и игрушечной машины (Слайд 8)
|
Скорость |
Время |
Путь |
Автомобиль УАЗ |
60км/ч |
0,5ч |
путь1 = путь2 |
Игрушечная машина |
|
хч |
Учитель математики: Давайте с помощью этой таблицы составим уравнение.
Что нам известно? Известно ли расстояние, которое прошли автомобиль и механическая, игрушечная машина? Можно ли найти?
Ответ: Да, можно. Умножая скорость на время.
Х = 60 * 0,5
Х=30/
Х = ?
4. Из истории района (Слайд 9)
Учитель физики: Задумал князец Сылаас из роду-племени «Yрүңэй» привести и развести лошадей с прародины. И отправился он с двумя шаманами «Көтө5үйээн» и «Баттахтаах» пешком в Центральную Якутию. Они были в шапках из быков, в торбазах из бычьих камусов с припасами из бычьих лёгких. Три года обивал наш предок пороги начальства в Якутске и добился своего: пригнали втроём в конце концов лошадей в Момскую землю.
Не понравилось, согласно преданию, это дойдунским, погнались за ними, но не смогли одолеть и отобрать лошадей. По прибытию в Момскую Землю они очень устали, проголодались и решили оставить лошадей Чыбагалахской Земле и думали, что они умрут на этой холодной земле. Через год они вернулись и к их удивлению лошадей стало ещё больше.
Оказалось, что на этой Земле росла удивительная трава «Чыбагы», которая богата питательными веществами. Князец «Сылаас» раздал каждой семье по одной лошади, и с тех пор здесь начали плодиться и размножаться. (Слайд 10) Расстояние от Якутска до Момы … Км. Князец Сылаас со своими шаманами дошли до Момы в течении двух месяцев. Найти среднюю скорость движения.
Решение:
Скорость = расстояние: 30 * 24 = расстояние : 720 =
5. Учитель математики: (Слайд 11) Знаем ли мы о природе своего улуса? Река Индигирка одна из самых быстрых рек. Самый опасный 100-километровый отрезок водного пути находится на Индигирке между селом Тебюлях и улусным центром Хонуу. Называют его порогом Бусика, в память о начальнике гидрографической экспедиции В.Д.Бусике, погибшем здесь в 1931 году. Наша река имеет несколько притоков.
– Давайте, узнаем, как они расположены и как называются? (Слайд 12)
2х = 6 Мома
– 3х – 2 = 7 Эльги
4х + 4 = 2х + 8 Бадяриха
– 3х – 4= х – 16 Берелёх
5х + 2 = 3х + 8 Аллайха
(2х + 3) –(3х + 5) = 1 Уяндина
– 2(3х – 1) = –2х – 10 Селеннях
6. Итог урока
Учитель физики: Сегодня на уроке мы с вами определили, какая взаимосвязь существует между такими физическими величинами как скорость, время, путь; повторили единицы измерения этих величин (основные и производные); закрепили навык решения физических задач с данными величинами; научились решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;
7. Домашнее задание(слайд 13) Ранним декабрьским утром 1969 года в посёлке Нижнеянск был обнаружен морж, дремавший вблизи котельной. Всё население посёлка собралось посмотреть на морское чудо. Было установлено, что морж прополз 35 км по суше, 10 км – по льду моря. Данное расстояние он преодолел в течении 45 дней. Найдите среднюю скорость моржа.
8. Рефлексия
– Любите вашу Родину, старайтесь узнать о ней по больше (слайд 14)
– Спасибо за урок!