….XXI век…Он не вошёл он ворвался в нашу жизнь. Изучая разную информацию помещённую в интернете и периодической печати я пришла к следующему выводу: практически все страны в той или иной мере испытывают трудности в образовательной сфере и для их преодоления принимаются Программы по развитию образования; никогда ещё так сильно пути их решения не были вовлечены в интеграционные процессы, происходящие в условиях интернационализации и глобализации, особенно в странах имеющих общие уровни социально-экономического развития и схожие проблемы.
Изменилось всё: ускорение темпов развития социума, науки привело к резкому увеличению объема научной и производственной информации, обусловило интенсивное “старение” и, более того, обесценивание какой-то части ранее накопленных человеком знаний и умений, в современном мире наблюдается переход от индустриального общества к инновационному, информационному обществу, требующему высококвалифицированных специалистов; научно-техническая цивилизация предъявляет высокие требования к человеку, как труженику и гражданину. Изменился мир, а что изменилось в школе? Какая роль отводится школе, какой она должна стать?
На этот вопрос в качестве ответа мне понравились слова: “Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться переучиваться... Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.” (А. Тоффлер. “Футурошок” )
Ещё в 70—80-е годы заметно возрос объем дидактических исследований, направленных на активизацию учебного процесса, его переориентацию на ребенка, превращение ученика в активный субъект обучения. “Школы, должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают”. ( Пиаже).
Соответствуют этому и результаты опросов, которые были проведены исследовательской группой Организации Европейского сотрудничества и развития в ряде европейских стран (Великобритания, Бельгия, Ирландия и др.).
Так на вопрос: “Какие качества должны сформировать школа, чтобы молодежь могла эффективно жить и трудиться в высокотехнологическом обществе?”, ученики, учителя, родители, предприниматели создали следующую модель приоритетных качеств:
— уверенность в себе; способность инициировать изменения, вносить новое; способность работать с другими людьми; желание пополнять знания, учиться самому; желание работать для блага общества.
Эта модель качеств полностью совпадает с представлением американских руководителей фирм о современном труженике. На вопрос: “Какими качествами в первую очередь должен обладать поступающий на работу на современное производство?”, американские менеджеры ответили:
— высокий уровень общего образования; критическое мышление, умение принимать самостоятельные решения; желание и умение приобретать новые знания, переучиваться; умение работать в группе, коммуникабельность.
Таким образом, перед школой стоит задача: из стен школы должен выходить современный человек обладающий активной мыслительной деятельностью, критичным мышлением, желающим и умеющим приобретать знания самостоятельно. Объективная потребность общества в активной познавательной деятельности человека вызывает необходимость в смене существующих дидактических подходов, которые сформировалась еще в промышленную эпоху с главной ориентацией на запоминание, репродуктивность, пассивность обучающихся.
Естественно, исходя из требований времени, общества возникает вопрос, а есть школы, которые готовят выпускников, которые соответствуют семи навыков выживания для современного подростка, сформулированных исследователями Глобального образовательного опроса:
- Критическое мышление и решение задач.
- Сотрудничество.
- Ловкость и умение адаптироваться.
- Инициативностьи предприимчивость.
- Эффективная устная и письменная коммуникация.
- Доступ к информации и её анализ.
- Любознательность и воображение?
Ответ на этот вопрос можно получить, изучив информацию о результатах международного исследования TIMSS 2011 года и программы PISA-2009. я увидела закономерность, Шанхай (Китай), Республика Корея, Финляндия,Гонконг (Китай),Сингапур, возглавляют все таблицы результатов меняясь местами по разным категориям. Лично для меня эта информация была неожиданной, я была уверена в качественном и лучшем образовании, которое получают дети в нашем государстве и других странах СНГ, ведь у всех у нас одинаковая основа образования. Чем же наше образование отличается от образования в странах лидерах. Изучая мировой опыт я узнала много нового, тем самым обогатилась знаниями для своей практики и нашла ответ на вопрос, почему они, а не мы стали лучшими.
Для Финляндии это закономерность, результат крупнейшей реформы в области образования проведённой 40 лет назад.
После многочисленных реформ, образовательная система Сингапура характеризуется следующими чертами:: двуязычность; разделение на потоки в соответствии со способностями учащихся; обучение на нескольких языках; упор на изучение английского языка, естественных наук и математики; сильная система технического образования; независимые школы, эффективная система продвижения по службе и поощрение учителей; широкое использование информационной технологии; программа образования для одаренных детей; преподавание навыков мышления; тщательное изучение и заимствование лучших черт прогрессивных систем образования; тщательное планирование и отличное руководство.
В разработанной в США образовательной стратегии “Америка 2000: образовательная стратегия” указывается: “Для реального улучшения американского образования нужна революция”. В документе обозначены шесть ведущих направлений реорганизации школы. Одно из них определяется следующим образом: “Процент учащихся, способных к самостоятельному мышлению, решению проблем, применению знаний, эффективному владению коммуникативными навыками, существенно возрастет”.
Стратегия развития образования Японии нацелена на стимулирование творчества учащихся, их познавательной активности, с тем, чтобы желание и способность учиться не угасали всю жизнь. Подход Lesson Study, предназначенный для исследования класса, возник в 1870-х годах, в Японии, в целях усовершенствования школьной практики. Подход Lesson Study в последнее время получил популярность за пределами Японии, после того, как в 2007 году Макото Йошида презентовал его в Соединенных штатах Америки и Великобритании. Исследователи названных стран заинтересовались высокими академическими достижениями японских учеников, продемонстрированными в рамках международных исследований.
Таким образом двигателем прогресса является реформа. что видно из мирового опыта.
Слово учителя преобразуется из монологического в диалогическое. Учителя Англии, Австралии, Канады, США хорошо владеют методами беседы, дискуссии, постановки проблемных вопросов. Учитель в классе реже рассказывает сам, чаще ведет оживленную беседу с учащимися, поощряя их к высказыванию своего мнения Особо ценится метод дискуссий, который позволяет рассмотреть научную, социальную нравственную проблему с разных точек зрения.
А в наших школах царит традиционная форма обучения, где на уроках учитель всегда прав, но дети уже не такие они вступают в полемику с учителем, знают свои права могут доказать свою правоту, во некоторых случаях они знают больше некоторых учителей и им просто становится не интересно на уроках. Мой многолетний опыт работы в школе, а также посещение уроков учителей показывает, что при таком обучении на уроке взаимодействие учителя и ученика не так уж разнообразно. Происходит оно, в основном, при объяснении нового материала, либо при опросе. Самым распространенным видом учебного диалога, как правило, является первый вид. Причем, ученику отводится пассивная роль объекта, даже при объяснении, выстроенном в вопросно-ответной форме, т.е. когда учитель задает вопросы, а ученики отвечают на них.
И ещё наши усилия направлены на качество знаний и на оценки, а в Финляндии, например, до шестого класса вообще не ставятся оценки, экзамены сдают, начиная с 16 лет при этом проверяются не число заученных формул и правил, а умение находить нужную информацию в справочниках, интернете и уметь применять её для решения конкретной проблемы, а ученики считаются лучшими в мире. Изучая этот материал я вспомнила как учитель математики говорила про своих учеников что они не хотят обучаться,а только задают глупые вопросы такого типа “Где в жизни нам пригодятся косинусы и синусы? И вообще тригонометрия…” На что учитель только негодовала и предлагала замолчать, тем самым на корню губила критическое мышление, а все если…,зачем…, почему…как…заменяла одним словом “надо”. И ещё случай из практики при переходе из начальной школы в среднюю ученики получают характеристику от бывшего учителя начальных классов, так мне одного охарактеризовали “а этот совсем просто сидит и ничего не понимает” я в это не поверила в итоге он сейчас закончил ВУЗ и на ЕНТ сдавал физику. Я всякий раз думаю не это ли повод задуматься, пересмотреть свои взгляды и начать видеть в центре обучения ученика.
Групповые и индивидуальные формы работы весьма важны для формирования у учащихся навыков самообразования, что рассматривается 40-й Международной конференцией по образованию (1986) как одна из важнейших задач школы, решение которой способствует развитию непрерывного образования.
Большое место в учебном процессе занимают экскурсии как форма учебных занятий. Школы в Англии, США, Франции, Швеции, Японии и других стран располагают специальными школьными автобусами, что облегчает организацию экскурсий. В нашей системе образования урок остаётся одной из основных форм обучения.
Изучая мировой опыт я как будто читала программу предложенную ЦПМ и Кембриджем,а именно семь модулей, они проходили красной линией в различных системах образования. В настоящее время подготовка школьников к жизни к труду, как один из ведущих приоритетов образования, требует пересмотра результатов образования. Более широкое толкование понятия “образовательные результаты” связано с рассмотрением образования как созидательного фактора, движущей силой социально-экономического, культурного прогресса общества Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Не остался в стороне от глобальных перемен и Казахстан. В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года “Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана” отмечено: “Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации”. В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Наше время характеризуется сменой образовательной парадигмы, которая должна обеспечить вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство. Общепризнано, что в 21 веке определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, её способность реализовать прогрессивные технологии. Смена образовательной парадигмы предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усиление роли науки в создании педагогических технологий (1). Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением науки и рыночной практики акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Новые подходы к образованию требуют от руководителей образовательных организаций и новые подходы к управлению, реализуемые с учетом передового опыта.
Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. В нашей стране есть хорошие предпосылки для изменений. В 2011 году во Всемирном докладе ЮНЕСКО “Образование для всех” Казахстан по индексу развития образования находится в четверке лидеров среди 129 стран мира. Вместе с тем, в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает 18 место по охвату среднего образования.
В международной практике большой интерес представляют национальные образовательные системы, лидирующие в международных сравнительных исследованиях.
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы закреплено, что школьники Казахстана будут принимать участие в международных исследованиях качества образования PIRLS (сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира), TIMSS ADVANCED (оценка математической и естественнонаучной грамотности (физика) в классах с углубленным изучением этих предметов учащихся 11 классов), ICILS (оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов).
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан – образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны. Модернизация школьного образования Казахстана на предстоящее десятилетие определена с учетом следующих приоритетов:
- учет возможности образования в развитии толерантности, уважения к культурному многообразию, в обеспечении устойчивого развития и безопасности личности, обществу и государству (образование для мира и согласия);
- качественные образовательные услуги должны быть доступны для всех казахстанцев (образование для всех);
- содержание образования должно способствовать профессиональной ориентации, саморазвитию и карьерному росту (образование для жизни и труда);
- образование должно быть инструментом становления, сотворения и развития собственной личности и индивидуальности (образование в течение всей жизни);
- полноценной социализации личности в процессе образования будет способствовать партнерство всего сообщества (образование как открытая система). (5)
В свете перечисленного выше, анализируя особенности обучения в разных странах, я всякий раз соотносила к каждому понравившемуся моменту свою школу, своих учеников, своих учителей. В некоторых случаях я чётко представляла, как можно внести некоторые преобразования в свою практику, например диалоговое обучение, критериальное оценивание, интерактивное обучение, так как многое из перечисленного я применяла на уроках, а внутри методического объединения сложилась коллаборативная среда. Мне понравились все 7 модулей программы и все так сильно переплетены, что трудно выбрать какой-то один
Какие мои планы? Очень большие: показать коллегам возможные пути выхода из сложившейся ситуации через применение на практике новых подходов, а именно диалоговое обучение и обучение в группах, а также оценивание для обучения и оценивание обучения, лишь 12% педагогов в нашей школе слышали о критериальном оценивании, а 5% коллег применяли его в своей практике.
Чтобы что-то изменить вокруг, надо начать с себя. После прохождения 1 этапа курсов. Я поняла что во мне что-то изменилось, и я не могу проводить уроки по старому и проходить мимо коллег если вижу что им нужна моя помощь.
Меняется мир, меняемся мы…
Используемая литература:
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы
- pomochnik.my1.ru/kopilka/.../vulfson_bl_sravnit_pedagogika.doc
- www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm?
- www.naric.kz/index.php-option=com_content&view=article&id
- http://www.ppi.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=777%3A0000-00-00&lang=ru Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.