Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Цель: открытие учащимися «новых» свойств воды.
Задачи: повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле; определить в ходе опытов свойства воды; продолжить обучение детей исследовательской деятельности (постановка опытов и формулировка выводов).
Предметные: научить детей проводить опыты, исследовать свойства воды.
Метапредметные:
Познавательные: учить формулировать
проблемы и решать их; осуществлять поиск
необходимой информации и применять ее для
выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: формировать умение
прислушиваться к мнению одноклассников;
задавать вопросы; формулировать собственные
мнение и позицию; работать в группах.
Регулятивные: формировать умение принимать
и сохранять учебную задачу; планировать свои
действия; составлять алгоритм и работать по нему;
развивать способность к самооценке на основе
успешности учебной деятельности
Личностные: формировать положительную
учебную мотивацию; развитие доброжелательности,
эмоциональной отзывчивости, привитие бережного
отношения к природе.
Методы проведения: исследовательский эксперимент, проблемный, самостоятельная работа учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: заседание клуба любителей природы.
Оборудование: презентация, лабораторные принадлежности, вещества для проведения опытов.
Сценарий занятия
Этап урока |
Цель |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент | Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу. |
Сегодня я вас приглашаю на необычный
урок, мы организуем в классе научную лабораторию.
На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными.
Чем занимаются ученые? Задают вопросы. Ищут ответы на эти вопросы. Наблюдают, проводят опыты. Проверяют свои догадки. На уроке каждый из вас будет выполнять обязанности или экспериментатора, или ученого, или фотографа. |
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на
урок. Отвечают на вопросы. Распределяют обязанности. |
Актуализация знаний, сообщение темы урока. | На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. | Презентация.
Слайд 2. Разгадайте ребус О чём пойдет речь сегодня на уроке? Слайд 3. Вода – удивительный минерал. В ней зародилась жизнь на Земле. У воды есть удивительные свойства. С некоторыми из них вы уже познакомились на уроках окружающего мира. А какие свойства воды вам уже знакомы? |
Объясняет задание. Задает вопросы. |
Раскодирование ключевого слова. Отвечают на вопросы. |
Постановка проблемного вопроса. | Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. | Слайд 4. Маша и Миша многое узнали о воде, но у Миши остались ещё вопросы. И вот один из них. Маша, я знаю, что вода – это растворитель. А как узнать, какие вещества растворяются, а какие нет? | Зачитывает проблемную ситуацию. | Ответы учащихся. |
Совместное открытие знаний. | Практическим способом найти ответ на проблемный вопрос. | А мы с вами приступаем к опытам. Какой
опыт следует провести? Опыт №1 «Растворение веществ в воде» (Приложение 1) Как узнали, что вещество растворилось в воде? Что растворилось в воде? Что увидели, если вещество в воде не растворилось? Что не растворилось в воде? Ребята, какие выводы можно сделать из этих опытов? Каким образом на стенках появились пузырьки газа? Природная вода всегда содержит многочисленные растворенные в ней примеси – полезные или нет для здоровья человека. |
Задаёт вопросы, помогает в проведении опытов. После того, как ученики убедились, что не все
твёрдые вещества растворяются в воде, можно
продолжить опыт с жидкостями. Учитель демонстрирует стаканы с водопроводной водой и с газированной, на стенках которых видны пузырьки газа (воздуха или углекислого газа) |
Проводят опыт экспериментаторы, остальные наблюдают. Твёрдое вещество как бы «исчезнет», а жидкость останется прозрачной. Растворилась соль, сахар, лимонная кислота. Кусочки твёрдого вещества видны глазу, со временем они оседают на дно сосуда). Мел, глина. «Учёные» заполняют карту (Приложение 5) Ученики делают вывод, что жидкости, как и твёрдые вещества, могут растворяться в воде, но есть и нерастворимые. Примеры записывают в таблицу. Вывод: есть вещества растворимые и нерастворимые в воде. Вода – хороший растворитель. Высказывают свои предположения. Вывод: в воде могут растворяться и твёрдые, и жидкие, и газообразные вещества. |
Физминутка | Научить выполнять физминутку. | Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем, Моем шею, моем уши, После вытремся получше. |
Озвучивает текст физминутки. | Выполняют движения в соответствии с текстом. |
Постановка проблемного вопроса. | Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. | Слайд 5. Вот ещё один вопрос задал Миша Маше. Маша, а что же делать, если нужно помыть руки, но вода очень грязная, а специального фильтра для воды нет? | Зачитывает вопрос Миши. | Высказывают свои предположения. |
Совместное открытие знаний. | Научить применять приобретённые знания
в жизни. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Опыт № 2. «Очистка воды
фильтрованием» (Приложение
2) Что произошло с нерастворимыми веществами? Почему после прохождения через бумагу речная вода очистилась? Можно ли воду очищать? Слайд 6. А почему вода оказывается
грязной? Приведите примеры. |
Контролирует процесс проведения опыта. Задаёт вопросы. |
Работа в группах. Экспериментаторы
проводят опыт. Учёные делают выводы и запись. Вывод:
воду можно очистить с помощью салфетки, бумаги
или ткани. |
Применение знаний в новой проблемной ситуации | Проверить уровень приобретённых знаний. | Недавно на глаза мне попалась притча, в
которой содержался вопрос, на который вы, я думаю,
поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел, шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее? |
Рассказывает сказку. | Отвечают на вопросы. |
Постановка проблемного вопроса. | Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. | Ребята, а какое сейчас время года? У Миши
снова возник вопрос, связанный с зимой. Слайд 7. Маша, а почему мама говорит, что нельзя оставлять на морозе закрытые сосуды с водой?– спросил Миша. |
Задаёт проблемный вопрос. | Начало зимы. Поиск ответа на проблемный вопрос. |
Совместное открытие знаний. | Научить применять приобретённые знания в жизни. | Проведем ещё один опыт, чтобы это
выяснить. Опыт №3 «Вода при замерзании расширяется» (Приложение 3) Если вода замерзает в трещинах скал, то она, расширяясь, ломает и сдвигает их с места. |
Дополняет выводы, ответы. | Проводят опыт, наблюдают, делают вывод. Отвечают на вопросы. Вывод: вода при замерзании расширяется. |
Опыт №4 «Вода испаряется» Сейчас
я попрошу экспериментатора подойти к доске и
вытереть тряпочкой доску. |
Дополнение учителем ответов детей. | Ученик проводит мокрой тряпочкой по
доске, остальные наблюдают, что происходит. Вывод: вода испаряется. Ответы детей: сушка белья и т.д. |
||
Обобщение изученного. | Проверить уровень приобретённых знаний. | Слайд 8. Результаты, полученные
вами, показывают, что вода обладает следующими
свойствами: Вода – растворитель. Вода при замерзании расширяется. Воду можно очищать. Вода – испаряется. Ребята, а чтобы вы рассказали о воде из своих наблюдениях, если бы вы выступали на научном совете. Опираясь на план, расскажите о свойствах воды по указанным ассоциациям.
Нужно ли заботиться о водных ресурсах и как? |
Учитель предлагает подвести итоги исследований и приготовить выступление. | Делают вывод. Представители сообщают о
результатах своей работы. Ученики рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске. |
Рефлексия. | Проверка способности самооценки, как личностный результат | Оцените свою работу на уроке. Я вижу, что всем было интересно. Слайд 9. Спасибо за активную работу на уроке. |
Оценивают свою деятельность с помощью оценочной карты (Приложение 4) | |
Домашнее задание. | Все вы любите смотреть сказки и мультфильмы и наверняка видели сюжет про живую и мёртвую воду. А что значит живая вода? Мёртвая? Предлагаю составить рассказ на тему «Вода добрая, вода злая» или придумать любое задание по теме. | Сообщает задание. | Записывают задание. Выполняют по желанию. |
Использованная литература и интернет ресурсы.
- http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875 – стихи о воде.
- http://www.stepandstep.ru – картинка ладошки с водой.
- http://www.epochtimes.ru – картинка грязного водоёма.
- http://ukrsad.org – картинка трубы в речке.
- http://nattik.ru/– картинка тучки с дождём.
- http://www.proshkolu.ru – круговорот в природе.
- krutomer.ru – туча с дождём.
- http://bygaga.com.ua – картинка рыбки.
- Жилина Т.И. «Опыты по природоведению в начальной школе. Часть 1.: Методическое пособие для учителей и студентов.– Армавир: РИЦ АГПИ, 2002 г.
- Шаблон презентации взят с сайта – http://pedsovet.su