Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями бумагопластики, возможностями ее применения в создании объемных творческих работ.
Ход урока. Развернутая беседа и демонстрация подготовленных наглядных материалов. Учитель рассказывает учащимся о способе работы с бумагой и применении бумагопластики в декоративном искусстве.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, экспозиция репродукций. Работы учащихся и педагогов. Демонстрация материалов (различных видов бумаги и картона, разнофактурной бумаги) и инструментов для работы.
«Бумагопластика даёт безграничные возможности для творческого самовыражения от декоративного назначения до высоко духовных замыслов»
Б.Г. Гагарин
Изготовление объемных поделок из бумаги получило название техники бумажной пластики. Бумагопластика – более сложный способ работы с бумагой. Особенность бумагопластики заключается в том, что поделки имеют объёмный вид. Из бумаги создаются различные двухмерные и трехмерные формы.
Конечно, сам материал бумага не может претендовать на «долгую жизнь», как дерево, металл, пластмасса. Но красоту и изящество бумаги, ни каким материалом заменить нельзя. У бумагопластики свой «язык», свой стиль, свои особенности.
Бумага – конструктивный, пластический материал, развивающий творчество и фантазию, пространственное воображение и дизайнерское мышление. В бумагопластике, при его скромной материально-технической основе и за кротчайшее время можно создавать объемные вещи, изделия, поделки, образные композиции. На каждом из этапов создания произведения творческий процесс не только не исчезает, но и усиливается. Работа, ведущаяся от эскиза, до готового изделия сопровождается постоянным поиском не просто образного языка, но и методов решения и представления той или иной задумки. Каждая новая работа несет в себе процесс поиска новых форм и его исполнения. Кроме того работы, выполненные в технике «Бумагопластика» несут в себе обилие межпредметных связей: рисунок, живопись, скульптура, декоративно прикладное искусство, геометрия, черчение.
На начальном этапе необходимо научиться видеть в бумаге не просто плоское отображение, а возможность создания из нее объемных форм. Начальная подготовка включает в себя работу с бумагой, ножницами, клеем, как повторение, создание подобного, на основе того, что показывает преподаватель. Это могут быть фигуры животных на основе простых форм – цилиндр, конус, скручивание и подкручивание полос бумаги. Постепенно в работу подключается момент творчества – создание своих образов на основе увиденного. Немного позже включается работа с резаком – это выполнение разрезов, многосторонних подрезов, для фигурного восприятия форм. Создание первой творческой работы:
простые фигуры животных, людей, кукол, деревьев, зданий. Постепенно работа усложняется в образном и техническом исполнении. Это могут быть характерные изображения животных, людей в костюмах разных времен и народов. Композиции со зданиями, образы городов и деревень. Различные виды цветов, создание из них букетов и цветочных композиций. Для того, что бы создать любой из образов, необходимо не просто знать, а очень хорошо знать определенную тему. Ее нужно увидеть не просто в объеме, через какие то предметы, а представить, подключить весь синтез воображения и впечатлений для раскрытия темы. В каком цвете представлен, например «город», «леди и джентльмены» или «праздничный букет», какие предметы соответствуют символу и образу той или иной темы, и как соединить все это в единую, правильно выстроенную композицию.
Здесь необходимо подключить все свои умения и знания о рисунке, о ритме, об основах композиции. И как все это передать в таком неожиданном материале, как бумага.
Эта сложная поисковая работа ведется в различных направлениях данной темы. И результат получается всегда неожиданным и очень интересным. Ведь невозможно научить всему творческому процессу. Можно лишь дать направление, показать основные моменты, основы бумагопластики, а все остальное, необходимо додумать, дофантазировать, изобрести. И этот творческий процесс бесконечен. Ведь каждая работа – это что-то новое, неизведанное, создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, в особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем удивительнее творческие решения и способы их применения в реализации своих замыслов, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Бумагопластика один из необходимых разделов,
декоративного искусства для детей.
Обучаясь бумагопластике, можно с легкостью
овладеть различными видами вырезания, изучить
коллаж, при включении в него элементов объема,
что позволяет совершенствовать и углубить
навыки работы с бумагой, развивает творческие
способности, помогает пространственно мыслить,
работать с формой в том или ином ее виде. Это,
безусловно, может потребоваться в ряде
профессий, например: дизайнера, архитектора, где
необходимы знания о геометрических телах,
фигурах, работа с чертежами, изучение
пространственных научных дисциплин.