Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения, особенно на этапе детского развития, поскольку патриотизм на неосознанном для ребенка уровне проявляется сначала в любви к родителям, затем – к родному дому, окружающей природе. Активное целенаправленное формирование развития личности патриота осуществляется именно в детские годы. [3]
Патриотическое воспитание стало одним из важнейших направлений государственной политики.
Вместе с тем в реальной практике развитие Российского патриотизма на сегодняшний день есть многие нерешенные проблемы. В сознании детей и молодежи имеют широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, выступающие в постсоветские годы слагаемыми комплексами ущербности и неполноценности нации. [5]
Семья для младшего школьника неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц под руководством педагога, позволяет не только формировать информационную компетенцию, но, как правило, и благотворно влияет на семейный микроклимат. А возможность продемонстрировать результат во время праздника создаёт ситуацию успеха и социального признания результатов труда.[1] Формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине. [10]
Одной из форм работы по формированию патриотизма является проект-исследование.
Базой исследования стала санаторная школа-интернат для детей больных сколиозом «Созвездие» Дзержинского района города Волгограда.
Работа по данному исследовательскому проекту началась с рядовой, на первый взгляд, встречи с ветераном Великой Отечественной войны Паненко Владимиром Петровичем, которая состоялась 17 сентября 2009 года. К встрече дети готовились: они прочитали стихи, спели песню о героях, подготовили выставку рисунков и поделок для ветерана. Он с удовольствием слушал, рассказал простым, доступным для детей языком, о себе, своих погибших товарищах, о войне. Ответил на вопросы о своих наградах и, наконец, сам стал задавать вопросы: Что вы знаете о своих прадедушках и прабабушках, участниках Великой Отечественной Войны? Первоклассники не смогли назвать имена, фамилии, не смогли объяснить, кем были их родные во время войны, только четыре человека из семнадцати сказали, что слышали о том, что кто-то в их семье воевал, но не знают, кто, и не могут ничего рассказать. Ветеран предложил ученикам узнать о своих родных и пообещал прийти ещё раз, чтобы услышать рассказы детей. Это было начало большой исследовательской работы над проектом, который был назван впоследствии «Я помню, я горжусь!»
Работа была разделена на несколько взаимосвязанных этапов:
- Диагностические исследования уровня сформированности патриотизма
- Работа с родителями
- Работа над самим исследовательским проектом
- Участие в мероприятиях патриотической направленности
- Подведение итогов исследовательской деятельности, итоговая диагностика.
Все эти этапы были реализованы в течение учебного года. В их проведении были задействованы ветераны войны, учащиеся класса, родители детей, психолог школы, библиотекарь, художник-оформитель и руководитель всего проекта – классный руководитель (автор данной работы).
После встречи с ветераном началась диагностическая работа, позволившая определить уровень сформированности патриотизма как личностного качества, структурными компонентами которого являются когнитивный (знания), мотивационный и практический.
Результаты диагностики показали, что учащиеся данного класса на момент начала исследования имели слабые представления о войне, сложившиеся из разрозненных сведений, не знали о своих родственниках – участниках войны, т.е. когнитивный компонент, выполняющий рефлексивную, оценочную функцию не был сформирован. Ребёнок осмысливает своё отношение к Родине на основе того знания о стране, истории, патриотизме, которое есть в его сознании, а если этих знаний нет, то и осмысливать нечего, нечем гордиться, отсутствует чувство любви к Родине, чувство восхищения подвигами героев, уважение и почитание национальных традиций и собственных предков. Исходя из этого, не формируется и поведенческий компонент патриотизма, оценочная и ценностная его функции. Вот почему практически та же картина сложилась в диагностике потребностно-мотивационного и эмоционально-чувственного компонентов патриотизма. (Приложение 1)
После, проведённых диагностик в классе прошло родительское собрание. В ходе собрания родители ознакомились с положением дел, узнали результаты диагностического исследования, узнали о предложении, сделанном ветераном.
Идею о создании проекта поддержали все без исключения, но выяснилось, что из семнадцати родителей восемь сказали, что не знают, есть ли у них о ком рассказать. Это усложнило задачу по исследовательской работе, да и довольно равнодушное отношение к этому вопросу также настораживало. В связи с этим решено было провести диагностику и родителей, что было одобрено ими. Результаты были неоднозначны. Кто-то хорошо знал историю своей семьи, а кто-то даже и не интересовался этим. На следующем собрании родители единогласно решили поучаствовать в исследовательском проекте, т.к. в результате беседы они пришли к выводу, что это важно и для них, и в первую очередь для их детей, для формирования у них чувства патриотизма, воспитания их будущими полноценными гражданами России. Родители дали согласие на помощь в организации сбора информации, что было очень важно на начальном этапе работы, поскольку позволило создать соответствующую эмоциональную атмосферу в детском коллективе, сопровождающую исследование на протяжении всего времени.
В ходе исследования родители помогали найти фотографии из семейных архивов, связывались с родственниками, выясняли факты у своих дедушек и бабушек, делали запросы в военные архивы. Их помощь была неоценима. И даже те из них кто поначалу отказался, тоже приняли участие в этой работе.
Для формирования когнитивного компонента патриотизма как личностного качества был реализован план патриотических мероприятий, охватывающий целый учебный год. Дети должны были, как можно больше узнать о войне, о героях, о роли каждого в судьбе своей Родины. Именно в процессе проведения комплекса данных мероприятий дети переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её героической историей, мужеством и храбростью патриотов, что способствовало формированию у них патриотических взглядов и убеждений. Знания, полученные в ходе проведённых мероприятий, выступают также в качестве мотивов и установок поведения, формируют личность патриота и гражданина.
Мероприятия патриотической направленности включали в себя:
- Классные часы на темы: «Что такое Родина», «Мы – патриоты»;
- Конкурсы рисунка «Моя страна, мой город, мой дом», «Герои войны»;
- Беседы на патриотическую тематику;
- Конкурс чтецов в начальной школе и общешкольный;
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- Встреча с детьми Сталинграда;
- Выпуск боевых листов;
- Участие в школьных линейках Памяти;
- Праздник, посвященный победе под Сталинградом в начальной школе и общешкольный;
- Беседы из цикла «Листаем страницы истории», «Мы живём на священной земле».
- Уроки мужества, посвященные Дню защитника Отечества, Победе и Дню Героя Отечества;
- Экскурсии по городу, на Мамаев курган, в музей-панораму «Сталинградская битва»;
- Викторины патриотической направленности:
- «Наш город – герой»,
- «Мы будущие защитники Родины»;
- «Герои Великой Отечественной войны»
- Праздник «День Победы»
- Исследовательский проект «Я помню, я горжусь!» Фотоотчёт (Приложение 5)
Исследовательская деятельность, является мощным средством формирования патриотизма младших школьников. Это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Организация исследовательской деятельности:
I этап – проектировочный:
1. Постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса).
Постановка проблемы была обозначена во время встречи с ветераном. Дети сами, без помощи взрослых смогли сформулировать проблему: «Мы ничего не знаем о своих родных, которые жили во время Великой Отечественной Войны». Таким образом, проблема исследования – отсутствие знаний об истории своей семьи.
2. Определение темы исследования-проекта.
Огромное значение имело создание мотивации к исследовательской деятельности, которая была обусловлена интересом к предмету исследования, эмоционально-чувственным восприятием детей, никто из них не остался равнодушен после проведенного мероприятия, поэтому и определение темы исследования было обозначено сразу же после встречи с ветераном. Тему исследования дети назвали самостоятельно: «Мы будем искать всё про наших дедушек-ветеранов». Таким образом, тема исследования была понятна детям и интересна им, в итоге она была названа так: «Ветераны Великой Отечественной Войны в моей семье».
3. Определение названия исследовательского проекта.
Для определения названия мы провели конкурс, по итогам которого было выбрано три варианта: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Книга Памяти», «Я помню, я горжусь!». В результате обсуждения детей и родителей было выбрано название «Я помню, я горжусь!», так как оно лучше других отразило основную идею пректа-исследования. Основная идея исследования – показать детям, что каждому из них есть чем гордиться, потому что никого в нашей стране не обошла война, а помнить об этом надо, чтобы война не повторилась, именно такими словами дети объясняли свой выбор.
4. Формулировка целей и задач исследования-проекта, выдвижение гипотезы исследования.
Цель исследовательской работы обсуждалась наряду с названием. Детям был задан вопрос: «Зачем мы планируем работу – исследование?», прозвучало несколько вариантов ответов: «Чтобы рассказать нашему дедушке ветерану, чтобы узнать о своих прадедушках-героях, лучше знать историю нашей Родины, чтобы потом рассказать своим детям и т. д.» В процессе обсуждения стало очевидно. Что ребёнок, воспринимая образ Родины, явление патриотизма, участие собственной семьи в исторических событиях прошлого, начинает ощущать свою сопричастность, приписывать себе качества человека – патриота, защитника Родины, тем более что такими защитниками были члены его семьи. Повторяя суждения взрослого (учителя, родителей, ветерана), он выдаёт их за свои. Данные суждения начинают определять его представления о патриотизме. Ребенок «проникается определённым эмоциональным отношением» к этому образу.
Транслируемый взрослыми образ человека-патриота может стать перспективой развития патриотизма у детей.
Кроме того, цель исследования подразумевает: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе исследовательской деятельности и подготовку к написанию исследовательских работ.
Задачи исследовательской работы:
- Развивать способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомиться с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
- Изучить основы оформления работ.
- Познакомиться с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.[12]
Выдвижение гипотезы исследования.
Совместными усилиями была сформулирована гипотеза. Она обрела облик эпиграфа, который путеводной нитью прошёл через всю работу: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой!» В ходе обсуждений было выдвинуто предположение, что каждый житель нашей страны был либо участником Великой Отечественной войны, либо тружеником тыла. Из рассказов о войне, которые были специально приготовлены для детей, они узнали о масштабах трагедии нашего народа, о единении всех национальностей перед угрозой порабощения и уничтожения. Дети узнали, что никто из жителей нашей Родины не избежал личной трагедии. Миллионы погибших и выживших, отдавали свои жизни за своих родных, за свою Отчизну, за будущие поколения, то есть за нас, тех, кто живёт сейчас под мирным небом, значит, наверняка в каждой семье есть свои собственные герои и плохо, что память о них не сохраняется должным образом. Поэтому гипотеза исследования это предположение, что в каждой семье будет герой – участник войны, о котором надо рассказать.
Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков.
На очередном занятии, посвящённом исследовательскому проекту, был принят план работы и сроки его выполнения.
План работы:
1. Организационный этап. Определить тему,
название, цели, задачи и гипотезу исследования.
2. Изучить литературу по данной теме.
3. Подобрать методики исследования и практически
их использовать.
4. Собрать информацию в семьях, фотографии, письма
с фронта, сохранившиеся документы, награды и т. д.
5. Обсудить оформление работ.
6. Подготовить выступления, презентации.
7. Подвести итоги работы.
Сроки были оговорены с учетом юбилейных дат (65 лет Победы), соответственно 1-4 пункты плана до января, 5-6 до марта, 7-8 апрель – май. Исследование было завершено в соответствии со сроками в мае.
5. Ознакомление с литературой по данной проблематике (изучение теории, связанной с выбранной темой);
Обсуждение возможных источников информации.
На рабочем собрании было решено изучить теоретический опыт исследовательской работы, для чего обратились за помощью к библиотекарю школы. С её помощью дети познакомились с практическими вариантами данного вида работ, например Книгой Памяти, сделанной школьниками, а также с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. Дети увидели, как с помощью Интернета можно собирать информацию, например о боевых действиях в определённый период войны, искать сведения в архивах Министерства Обороны, и т. д. Конечно все эти операции для детей данного возраста достаточно сложны, но первичные знания учащиеся уже получили. А с помощью взрослых могли ими воспользоваться, что и происходило в дальнейшем в ходе всего исследования.
6. Овладение методами исследования (подбор методик и практическое овладение ими);
Для данного исследования были выбраны следующие методы исследования: опрос, анкетирование, интервью, анализ собранной информации.[13] Метод опроса дети приняли довольно быстро, т. к. им был понятен принцип опроса – выяснение необходимых для исследования сведений. Анкетирование потребовало дополнительной подготовки. Совместными усилиями была составлена анкета – опросник для родителей, для дедушек и бабушек: Кто в нашей семье жил в годы войны (назвать имя, фамилию, отчество, годы жизни); чем занимался он (она); какие воспоминания сохранились; есть ли какие-нибудь документы, награды, письма, фотографии; кто из родственников может помочь в сборе информации.
Метод интервью использовали лишь там, где были члены семьи, которые ещё помнили своих родственников – участников ВОВ, а их оказалось, совсем немного. Кроме того, эти люди – престарелого возраста, что усложнило задачу по их интервьюированию. На отдельных дополнительных занятиях, была разработана основная линия вопросов, необходимых для нашего исследования, индивидуально, с учётом специфики семей. Дети учились методу интервью, его особенностям и трудностям, например, использовать разные варианты вопросов в зависимости от ответов. В силу возраста, маленького словарного запаса и отсутствия опыта подобного рода деятельности, в процессе интервьюирования, анкетирования, опроса у детей возникали неожиданные проблемы со своими родственниками. Например, не услышав ожидаемый ответ, дети терялись, смущались.. В таких ситуациях неоценимой стала поддержка родителей, которые активно помогали детям, овладевать различными методами исследования.
Анализ собранной информации проводился на специальных занятиях, обсуждалось, что из собранного материала необходимо оставить, а что нет. Эта работа позволила сформировать у детей первичные представления и навыки анализа данных в ходе исследования.
II этап – практический:
7. Сбор собственного материала, его анализ;
В классе семнадцать детей, из них двое брат и сестра, которые готовили материал об одном и том же человеке, поэтому в итоге получилось шестнадцать отдельных исследований, объединённых в единый исследовательский проект «Я помню, я горжусь!».
В исследовании приняли участие все ученики класса. На специальном занятии прошло обсуждение оформления данного проекта, для этого был приглашён художник. Он помог определить примерный формат будущего издания, который зависел от объёма собранного материала, количества фотографий, художественного оформления. Было решено использовать не только фотографии ветеранов, но и их правнуков, авторов данных работ.
Это послужило своеобразным символом неразрывной связи поколений, да и если внимательно посмотреть, то видно как правнуки похожи на своих прадедушек, что являлось предметом их гордости и создавало особую эмоциональную атмосферу на протяжении всего исследования.
Каждую неделю проводилось два, три занятия, в ходе которых обсуждались результаты поиска, интервью, дети учились работать самостоятельно в группах, участвовали в обсуждении работы каждого;
С учетом возрастных особенностей детей использовались следующие формы и приемы работы:
1) работа в библиотеке с каталогами;
2) интервью, опрос родственников;
3) работа с документами;
4) практические занятия;
5) работа в компьютерном классе;
6) дискуссии;
7) беседы;
8) работа с художником.
Все работы можно увидеть в приложении в альбоме
«Я помню, я горжусь!»
Для лучшего понимания событий прошлого, на
занятиях постоянно приходилось делать ссылки на
описание военных действий, в которых участвовали
дедушки учащихся, пояснять, что происходило на
фронтах, т. к. дети в силу своего возраста не
знали и не понимали о чём идёт речь. Этому также
способствовали те мероприятия патриотической
направленности, в которых дети участвовали в
течение всего учебного года.
III этап – заключительный
8. Обобщение, выводы
После окончания сбора и анализа информации необходимо было сделать обобщение накопленных материалов, выводы, изучить основы оформления работ. Для этого так же, как и на втором этапе, были использованы информационные технологии, которые позволили детям понять, как должно выглядеть их исследование, как сделать презентацию, как правильно описать своё исследование и рассказать о нем, используя возможности компьютера. Кроме того, с помощью художника дети увидели, как можно вернуть к жизни практически потерянные документы и фотографии, как правильно, художественно оформить работу, соблюдая правила и нормы данного вида деятельности. В результате этой работы, дети познакомились с основами информационных технологий в исследовательской деятельности, как для поиска информации, её обработки, так и для оформления своего исследования.
Одной из задач исследовательской работы было формирование опыта публичного выступления, развитие культуры речи. После того, как материал был собран, необходимо было научить детей работать с накопленными данными. Для этого на занятиях дети учились:
- выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;
- работать с несколькими документами сразу, пытаясь выбрать необходимый материал;
- выявлять связи, зависимости между фактами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
Итогом этих занятий стала подготовка презентации по отчету о проделанной работе, где дети учились: пересказывать подробно и выборочно; вести рассказ от начала до конца; выделять главную мысль на основе анализа текста; формулировать своё мнение по поводу полученной информации; делать выводы из собранных фактов.
9. Защита работы.
Защиту работы решено было приурочить к празднику, посвящённому 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне. На этот праздник был приглашён ветеран Паненко Владимир Петрович. Таким образом, дети выполнили его задание, узнали о своих прадедах участниках войны. Защита работы представляла собой выступление-презентацию, в процессе которой каждый ученик класса рассказал о своём исследовании и его результатах, сделал выводы и выразил своё отношение словами: «Я помню, я горжусь!». Решено было объединить отдельные исследования в единый альбом, который станет ценным документом – реликвией в каждой семье. Дети решили, что одноклассники тоже семья и каждому будет интересно узнать истории друг друга. Альбом был выпущен к дню Победы (Приложение 2). Оценка работы участников группы была сделана после выступления каждого, а после праздника был проведён подробный анализ, перечислены положительные стороны всех выступлений, дети получили в подарок альбом и грамоту участника исследовательской деятельности. В начале работы не только дети, но и многие родители ничего не знали о своих собственных корнях, так, что это исследование было значимо и для семей первоклассников.
После окончания исследования была проведена итоговая диагностика. Можно отметить, что уровень сформированности патриотизма значительно вырос, это свидетельствовало о правильном выборе направления работы.
Участие в исследовательской деятельности способствовало самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Исследовательская деятельность позволила сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию патриота, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности с детьми. А в 2013 году был выпущен альбом с новым набором детей (Приложение 3), таким образом, эта работа стала традицией.
Список литературы (Приложение 4)