Выявление музыкально одаренных детей на уроках музыки, искусства; методы и формы работы с ними

Разделы: Музыка


Всякий человек должен упражняться в том, в чём хочет достигнуть совершенства.

Сократ

Потребность общества в многочисленных одарённых личностях очевидна. Они являются гарантом сохранения России в числе ведущих стран мира, завоёвывая фундаментальные позиции в культуре, науке, образовании. Характеризуя одарённых, гениальных личностей, В.П. Эфроимсон писал: «Для создания единственной мысли из тысячи, для отыскания единственного подходящего ей места, требуется, помимо очень высокого интеллекта, его напряжённейшая активность, стремление к совершенству».

А.С.Экзюпери писал: «Слишком много на свете людей, которым так никто и не помог пробудиться». Поэтому высказывание В.И.Вернадского: «Таланты редки, их надо беречь и сохранять. В них настоящая живая сила нации», - необходимо принять как стратегическое направление в подготовке педагога к работе с одарёнными обучающимися.

Итак, современная ситуация в стране породила актуальную необходимость в работе с одарёнными детьми в условиях нашего социума.

Ещё М.В.Ломоносов писал:

И может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Земля российская рождать.

В том, что одарённые дети, вопреки всему, в России рождаются, сомнения излишни, но может ли наша земля не только рождать, но и выращивать, воспитывать и сохранять свои таланты – большой и спорный вопрос. Его узловая точка в самой природе одарённости по словам Галилея: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе». В конечном итоге задача педагога – помочь наиболее полно раскрыть свои способности обучающимся и успешно реализовать их.

Итак, одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных своих сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  • испытывают радость от умственного труда;
  • для их характера свойственна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены не все признаки одарённости.

Всех одарённых детей мы подразделяем на три категории:

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте);
  • дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие обучающиеся чаще всего обнаруживаются в подростковом возрасте);
  • обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких обучающихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда мы делаем стратегически важный вывод – выявление одарённых детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Умение проводить диагностику и тестирование одарённых обучающихся, работа с диагностическими и развивающими программами помогают при планировании работ с талантливыми детьми. Используются методы проблемного обучения (исследовательско-поисковый, проблемное изложение). Применяются интерактивные методы и формы обучения: использование нетрадиционных форм уроков: урок-семинар, урок-ролевая игра, театрализованные представления, театрализованные игры и неролевые игры (конкурсные игры, маршрутные игры). Активно, особенно в старших классах, используются элементы дискуссии. Дискуссии способствуют формированию собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему, овладевают ораторскими способностями и искусством доказательной политики, что способствует развитию творческих способностей обучающихся, интереса к предмету, реализации индивидуальных возможностей. Формирует критическое изучение различных точек зрения по изучаемому материалу.

Вычерчивание проблемных полей помогает выявлять различия, закономерности, поиск аналогий.

В условиях нашей школы сегодня происходят изменения, которые позволяют больше уделять внимание способным, талантливым ребятам. Какие же формы и методы работы с обучающимися я использую в своей работе:

  • работа на уроке с более сложными заданиями;
  • написание докладов, рефератов, творческих работ, эссе;
  • работа над проектами и их защита;
  • исторические исследования в области искусства;
  • участие обучающихся в школьном научном обществе «Эврика»;
  • участие обучающихся в конкурсах различных уровней;
  • поддержка участия во всероссийских конкурсах.

Современные исследователи утверждают, что 20% интеллекта формируется к первому году жизни человека, 50% - к четвёртому, а 92% - к 13 годам жизни. В известном смысле человек достигает пика своего интеллектуального развития к подростковому возрасту.

Таким образом, развитие способностей, таланта личности во многом зависит от содержания образования, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, эффективности используемых  педагогами образовательных технологий. Работа с одарёнными детьми не может исходить их стихийно возникающего опыта, она должна иметь в своей основе целенаправленные действия.
Работа с одарёнными  детьми должна строиться на следующих принципах:

  • принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одарённого ребёнка;
  • принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принципе обеспечения свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг;
  • принципе возрастания роли внеурочной деятельности одарённых детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в школьном научном обществе;
  • принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися;
  • принципе создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли педагога.

Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время является внедрение проектного метода обучения. Обучающиеся, выполняя отдельные групповые задания во внеурочное время, вырабатывают чувство коллективизма, взаимопомощи и ответственности перед своими одноклассниками за свою работу.
В процессе работы у детей формируется целостная картина мира, раскрываются взаимосвязи, развивается мышление, воображение. Перед изучением учебной темы осуществляется входной контроль, который даёт возможность выявить исходный уровень знаний по теме, прогнозировать получение конечного результата. Проводится тестирование уровня знаний по теме, краткий обзор темы. В процессе изучения материала координируется степень готовности и выполнения различных заданий, корректируются знания.
С чего начинается и как ведётся исследовательская работа по предмету образовательной области «Искусство»? Выделяются главные этапы, каждый из которых имеет своё глубокое содержание:

  • Отбор обучающихся (участвуют все желающие попробовать себя в этом виде деятельности).
  • Осмысление («что меня интересует?»)
  • Широкий выбор темы (предварительное определение проблемы).
  • Конкретизация темы (постановка проблемы, цель, план, выбор методов).
  • Индивидуальная работа с каждым ребёнком (цель, план, содержание, изучение литературы, сбор материалов, оформление работы).
  • Индивидуальная работа (подготовка предварительной защиты, рецензирование работы).
  • Индивидуальная работа и психологическая подготовка к защите (прослушивание и обсуждение каждой работы).
  • Участие в научно-практической конференции.
  • Подведение итогов. Анализ и рефлексия.

Особое место в работе с одарёнными детьми занимает исследовательские работы по краеведению музыкального, художественного искусства своего родного края. Новое в содержании краеведения в области музыки, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, в подходах ребят к исследованиям, к оценке изучаемых событий можно в известной мере проследить по тематике докладов, выступлений, представленных на Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. История – ХХ век» (данный конкурс проводится ежегодно с 1999 года, организаторы данного конкурса: Международное историко-просветительское общество «Мемориал»).

Одной из целей современной школы является подготовка выпускников, способных к успешному продолжению обучения в высшем учебном заведении, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Такие занятия помогают юным исследователям глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включённых в Конституцию страны: «Каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Обучающийся имеет возможность глубже уяснить положения: история изобразительного искусства, музыки, театра, кинематографии – это история людей, корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в его прошлом своего края, страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство любви; труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Потенциал у детей очень велик. Урочные и внеклассные мероприятия способствуют развитию у обучающихся любви к прекрасному в искусстве.

Творческая проектная и исследовательская работа обучающихся направлена на получение новых для них знаний, умений, навыков. В течение нескольких лет ребята работают над своими проектами, участвуя в различных конкурсах, изучая различные произведения искусства, выискивая  разные материалы, интервью, воспоминания, фотографии, публикации в печати.

4 года назад в учебный план школы был введён предмет «Мировая художественная культура», а 3 года назад – предмет «Искусство» в 8-9 классах. На этих учебных дисциплинах обучающиеся знакомятся с различными видами искусства, учатся правильно рассуждать при описании того или иного шедевра мировой культуры, смотрят много видеофрагментов о том или ином шедевре мировой художественной культуры, создают свои любимые проекты, исследовательские проекты, учатся их защищать, выступать перед своими сверстниками в школе.

Методика организации исследовательской деятельности предусматривает 4 этапа, которые составляют один цикл – учебный год.

I этап. Выбор объекта (темы) исследования. Ученик, в соответствии со своим текущим интересом, сам выбирает и обозначает область и объект интереса, который становится темой его исследования, исполнения. Если обучающийся не может обозначить объект, то педагог предлагает ему сделать выбор своего исследования из готового списка:

  • «Пять главных тайн расстрела царской семьи».
  • «Семь великих русских иконописцев».
  • «Антикварная шкатулка».
  • «Бальный сезон в Вене».
  • «Великие композиторы в музыке и живописи».
  • «Доблестная начальница Екатерина Дашкова».
  • «Загадка искусства древних».
  • «Литературные герои и их прототипы».
  • «Оперные театры мира».
  • «Русское деревянное зодчество».
  • «Сокровища дома Романовых».
  • «Шедевры скифского искусства».
  • «Я верую в И.С.Баха».
  • «Храмы Рамзеса».
  • «Философские пейзажи Николая Рериха».

2 этап. Процесс исследования объекта. После определения темы, обучающиеся собирают информацию, связанную с объектом своего исследования. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи:

  • найти и записать знания по теме своего исследования(обучающийся может пользоваться любым источником информации: справочниками, энциклопедиями; сведениями, полученными через Интернет; беседы с различными людьми, специалистами в данной области);
  • найти и записать новые, неизвестные ранее знания (обучающийся теоретически или практически выявляет свойства объекта исследования; осуществляет поиск нового практического применения найденных свойств; делает анализ и обобщение найденных знаний).

3 этап. Оформление полученных результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового, графического или компьютерного продукта.

4 этап. Демонстрация результатов исследования. В конце учебного года (апрель – май) в школе проходит традиционная научно-практическая конференция обучающихся, которые входят в  состав научного общества «Эврика». На данное мероприятие приглашаются обучающиеся школы, педагоги, родители обучающихся.
До конференции обучающиеся:

  • готовит 10 -15 минутный доклад-выступление по теме исследования;
  • подбирает или создаёт наглядный материал.

Во время научно-практической конференции обучающиеся:

  • публично выступает перед слушателями, своими одноклассниками, родителями, педагогами, гостями с докладом о результатах своего исследования;
  • отвечает на заданные вопросы;
  • после выступления становится слушателем других выступлений-докладов.

Проектная, исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность ребят, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Главным смыслом проектной деятельности в школе есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в школе цель проектной. Исследовательской деятельности – в приобретении обучающимися навыка исследования как способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции ребёнка, самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося.

Если ребёнку в процессе обучения создать ситуацию успеха, то у него усилится потребность в познании, и она станет настоящим мотором развития его интеллектуальных способностей.