В пояснительной записке к примерной программе по русскому языку для основной школы говорится, что «…Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами. «…» Родной язык является основной формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм»1. Расширить кругозор учащихся, прививать любовь к своей «малой» Родине помогает использование на уроках русского языка краеведческого материала. Когда на уроки русского языка привлекаются описания природы родного края, его лесов и рек, а также описания улиц родного поселка или города, рассказывается о жизни поэтов и писателей, читаются их стихи и произведения, это возбуждает не только чувство патриотизма, но и эстетические чувства учащихся. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их "малой" родины.
Включение местного материала оживляет ход урока, вызывает большой интерес к истории родного края. Воронеж – город большой и интересной истории. Для уроков русского языка отбирается материал о происхождении названия города Воронеж и его улиц, о пребывании Петра I в городе и строительстве им флота, о природе родного края, его реках, о Воронежском заповеднике, о Воронеже и подвигах воронежцев в годы Великой Отечественной войны, о воронежских поэтах А.В. Кольцове и И.С. Никитине, о собирателе народных сказок А.Н. Афанасьеве, о детском писателе и переводчике С.Я. Маршаке, о И.А. Бунине и А.П. Платонове, и др.
Использование краеведческого материала на уроке русского языка окажет воспитательное воздействие, если он будет тематически организован, если весь урок будет строиться на материале одной краеведческой темы (картины природы или историческое прошлое и др.) Здесь имеются большие возможности для осуществления межпредметных связей. Например, материал по истории родного края может быть связан с уроками истории, описание природы – с уроками географии, богатства животного и растительного мира Воронежской области – с уроками биологии и т. д.
Краеведческий материал можно использовать на уроках в том случае, если он соответствует грамматической теме. Нет необходимости насыщать им каждый урок.
Так, например, изучая имя числительное, на этапе опорного повторения можно дать следующее предложение для синтаксического разбора: Я люблю старинный город Воронеж, ему недавно исполнилось четыреста двадцать пять лет. Учащийся у доски выполняет разбор, определяет части речи. Дойдя до числительного, он затрудняется. Учитель просит задать вопрос. Исполнилось сколько? (четыреста двадцать пять лет).Что обозначает это слово? (число). На каких уроках вы сталкиваетесь с числами? (на математике, географии, истории). Таким образом, мы подвели учащихся к теме урока «Имя числительное». На этом же уроке на этапе закрепления можно написать распределительный диктант, выписывая в один столбик количественные, а в другой порядковые числительные, используя следующие предложения: На берегу реки Воронеж в двенадцатом веке существовали русские укрепленные поселения. В восемнадцатом веке, в особенности второй его половине, усиливается закрепощение крестьян. Одних помещики заставляли выполнять барщину, работать по четыре – пять, а иногда и шесть, дней в неделю на барской земле. Князь Трубецкой захватил двадцать пять тысяч земли.
Для контрольного диктанта по теме числительное можно использовать текст:
Дивногорье Замечательным памятником природы Воронежской
области является Дивногорье. Это огромная белая
гора, поднимающаяся вверх на 150-160 метров.
Название свое местность получила от «див» –
меловых глыб причудливой формы. Дивьи горы
издавна привлекали к себе внимание ученых. В 1801
году здесь побывал исследователь Воронежского
края Евгений Болховитинов. В 1808 году в горах были
произведены раскопки. |
На уроках развития речи можно совершить увлекательные экскурсии (может быть заочная с использованием презентации) к памятникам г. Воронежа, и описать один из них по следующему плану:
1. Кому поставлен памятник.
2. Место, где он находится.
3. Описание скульптуры.
4. Впечатление от памятника.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в городском конкурсе сочинений «Город и экология», где освещают экологические проблемы Воронежа и предлагают пути их решения, свой взгляд на сложившуюся ситуацию.
Наша школа №24 находится в 60 км от Воронежа., в п. Краснолесный г. Воронежа Железнодорожного района. Достопримечательностью является Воронежский государственный биосферный заповедник, некоторые учащиеся живут на территории Усадьбы заповедника, поэтому целесообразно использовать тексты о природе, животных и птицах, живущих в лесу.
Так, при изучении сложноподчиненного предложения в 9 классе можно использовать следующее задание:
Составьте из простых предложений сложноподчиненные.
- Воронежский государственный заповедник называют бобровым заповедником. В нем с давних пор живут бобры.
- Кроме бобров в заповеднике разводят благородных оленей. Олени – очень красивые и ценные животные.
- Очень интересно побывать в лесах заповедника. Там можно встретить и кабана, и лося, и других животных.
Текст для сжатого изложения в 7 классе
Схватка Каждый, кто бывал в музее Воронежского
государственного заповедника, несомненно, с
удивлением останавливается перед чучелом
огромного сома. Историю поимки этого сома стоит
рассказать поподробнее. |
Богатый краеведческий материал по истории п. Краснолесный хранится в школьном музее. Улица, на которой располагается наша школа, носит имя Генерала Лохматикова. Что же это за человек, имя которого мы слышим каждый день?
Данный текст можно использовать для повторения синтаксиса и пунктуации: тире между подлежащим и сказуемым, обособление однородных членов предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчиненном предложении.
До 1981 года улица называлась Улица Генерала
Лохматикова – одна из наиболее старых в поселке.
На ней – здание местной администрации,
железнодорожный клуб, универмаг, санаторий. Здание клуба – это перестроенный дом В.Г. Столля, известного промышленника и видного общественного деятеля. Здесь, на загородной даче, он постоянно жил в конце XIX и начале XX века. В. Г. Столль принадлежал к немногочисленному числу крупных воронежских предпринимателей, которые совершали благотворительные поступки от чистого сердца. В своем дачном доме он открыл приют для слепых девушек. Здание является историческим культурным центром Графской: воспитанницы приюта регулярно давали театральные представления и концерты, собиравшие многочисленную публику. А позади клуба расположен детский противотуберкулезный санаторий, устроенный еще в начале XX века Воронежским отделом Русского общества охранения народного здравия. Центральной. Сегодня она носит имя Героя Советского Союза Филиппа Прохоровича Лохматикова (1923–1981), до войны жившего в Графской. Герой-танкист отличился в боях за Киев. Впоследствии стал генерал-майором.4 |
Предупредительный диктант
Употребление прописной буквы
Станция Графская, поселок Краснолесный Станция создана в 1867 году, открыта в 1868 году. Ее название посвящено графу Ивану Матвеевичу Толстому (1806–1867), министру почт и телеграфов России, который способствовал прокладке Козлово-Воронежской железной дороги. Граф был женат на Е.В. Тулиновой, дочери воронежского губернского предводителя дворянства В.В. Тулинова. Одно из имений семьи И.М. Толстого размещалось недалеко от станции Графская, в урочище Бор. Другая дача Толстых была около Воронежа, в Троицкой слободе. Пристанционный поселок, находящийся в лесной местности, в советское время официально назван Краснолесным (это название повторяется и в наименовании Краснолесненской улицы). В обиходе, однако, территорию поселка именуют так же, как и станцию, – Графской. Поселок вошел в подчинение города в 1960-х годах. Краснолесненская поселковая администрация подчиняется администрации Железнодорожного района. |
Краеведческий материал можно использовать для изготовления карточек по разным темам русского языка.
Материал отбирается из разных источников. Это книги по истории Воронежа и Воронежской области, материалы из интернета.
Литература:
- История Воронежского края: Учебно-методическое пособие.– Воронеж: «Родная речь», 1995.
- Край родной. Сборник статей и очерков о природе родного края. Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1964.
- Край наш Воронежский. Коллектив авторов.– Воронеж, Центрально- черноземное книжное издательство, 1985.
- Люби и знай родной край. Коллектив авторов.– Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008
- Г.В. Антюхин. Литературное былое. Воронеж, издательство Воронежского университета, 1987.
- И.В. Жарков. Воронежский государственный заповедник. Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1972.
- О.Г. Ласунский. Литературный раскопки. Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1972.
- С. Попова. Энциклопедия воронежских улиц. Электронный образовательный ресурс, созданный по книгам воронежского краеведа Павла Попова «Воронеж. История города в названиях улиц» и «Уходящий Воронеж в объективе Павла Попова», рекомендованный ВОИПКи ПРО для использования в образовательных учреждения Воронежа Воронежской области, 2012.
1 Примерные программы по учебным
предметам. Русский язык. 5-9 классы. М.:
Просвещение, 2011, стр. 3
2 Р. Демидов, А. Демидова. Край родной.
Воронеж, Центрально-черноземное книжное
издательство, 1964, стр.44-45.
3 Из очерка А. Шубина «Радчинский плес». Сб.
«По родному краю». Воронежское книжное
издательство, 1954
4 С. Попова. Энциклопедия воронежских улиц.
Электронный образовательный ресурс, созданный
по книгам воронежского краеведа Павла Попова
«Воронеж. История города в названиях улиц» и
«Уходящий Воронеж в объективе Павла Попова»,
рекомендованный ВОИПКи ПРО для использования в
образовательных учреждения Воронежа
Воронежской области.