Урок по ФГОС. Открытие нового знания с элементами исследования. Образовательная система «Школа 2100».
Оборудование: учебник литературного чтения в 1 классе «Капельки солнца» авторов Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, толковый словарик к учебнику «Капельки солнца» авторов Н.А. Шестаковой и Т.В. Кулюкиной, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы в парах, карточки для работы в группах.
Этапы урока |
Ход урока |
I. Оргмомент | – Составьте из букв два слова.
(Попрыгать – поиграть…) (Приложение
1. Слайды 1, 2) – Почему именно эти слова открывают наш урок? Мы будем прыгать и играть? – Прочитайте пословицу. Объясните ее значение: Делу – время, а потехе – час. (Слайд 3) |
II. Актуализация знаний | I. Формирование умения различать
рассказы и стихотворения Самостоятельная работа по карточкам (Приложение 2) – Соедините название произведения с именем автора: Слайд 4
– Проверка. (Слайд 5) II. Признаки стихотворений Работа в парах по карточкам
– Как отличаете стихотворение от рассказа?
(Слайды 10, 11)
|
III. Совместное открытие знаний | I. Работа над
стихотворением Юнны Мориц «Попрыгать-поиграть» 1. Работа с текстом до чтения (Слайды 12, 13) – Герои многих стихотворений и рассказов умеют
играть. Прочитаем стихотворение на странице 46
учебника. 2. Работа с текстом во время чтения – Прочитайте про себя. 3. Работа с текстом после чтения – Давайте выучим это стихотворение для наших
физкультминуток. Придумайте движения. (Проговаривают
стихотворения, имитируя движения героев)
(Слайд 14) |
IV. Постановка проблемы | – Как вы думаете, все ли секреты
стихотворений вы знаете? – А хотите побывать в роли исследователя, и, может быть, открыть новый секрет, как отличить стихотворение от рассказа? (Слайд 15) – Что нам нужно для исследования – какой объект? (Стихотворение) – Как будем исследовать? (Читать, наблюдать, делать выводы) |
V. Совместное открытие знаний | I. Исследование в группах – По
силам нам сделать открытие? Говорят, один ум
хорошо, а два лучше. Объединимся в группы и
выполним задание на карточках. (Приложение
3, Приложение 4,
Приложение 5, Приложение 6)
Задания для групп: (Слайд 17)
Проверка работы групп. Наблюдения и выводы детей. (7, 7, 7 и 6 слогов в строчках каждого отрывка) (Слайды 18,19, 20, 21) – Заменим текст на схему. |
VI. Постановка проблемы | – А как вы думаете, что важнее в
стихотворении: рифма или ритм? – Понаблюдаем еще над одним стихотворением, чтобы разобраться в этом вопросе. |
VII. Совместное открытие знаний | II. Как нужно играть Работа с серией картинок и текстами Г. Остера. Рис. 1 (с. 44). – Какие советы даёт Катюша Пете и вам? (с. 44). Чтение детей. – Почему так испугалась Катюша? III. Продуктивное (творческое) задание – Попробуйте этот совет прочитать наоборот,
так, чтобы Катюше не было страшно. (2-3 детских
варианта)
– Какой признак отсутствует в стихотворении
Остера? |
VIII. Итог | – Что мы делали на уроке? Какие умения
формировали? (Слайд 25) (Читали текст,
отвечали на вопросы, выражали своё отношение,
учились отличать стихи от прозы – нестихтворных
художественных произведений, рассказывали
правила игры) – Что нового мы сегодня узнали про стихи? (В стихотворениях есть ритм – чередование ударных и безударных слогов.) – Вспомните стихи, которые читали на уроке. Сформулируйте тему урока. (Как нужно играть) (Слайды 26, 27) |
IX. Домашнее задание | – Выучить по желанию стихотворение
Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть» и повторить
движения. – Ваши родители, бабушки и дедушки тоже когда-то были маленькими. Узнайте, в какие игры они играли в детстве. В какие игры играют сейчас? |