Урок с элементами исследования по теме "Как нужно играть". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Урок по ФГОС. Открытие нового знания с элементами исследования. Образовательная система «Школа 2100».

Оборудование: учебник литературного чтения в 1 классе «Капельки солнца» авторов Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, толковый словарик к учебнику «Капельки солнца» авторов Н.А. Шестаковой и Т.В. Кулюкиной, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы в парах, карточки для работы в группах.

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент – Составьте из букв два слова. (Попрыгать – поиграть…) (Приложение 1. Слайды 1, 2)
– Почему именно эти слова открывают наш урок? Мы будем прыгать и играть?
– Прочитайте пословицу. Объясните ее значение: Делу – время, а потехе – час. (Слайд 3)
II. Актуализация знаний I. Формирование  умения различать рассказы и стихотворения

Самостоятельная работа по карточкам (Приложение 2)

– Соедините название произведения с именем автора: Слайд 4

Агния Барто                                 «Никита – охотник»
Евгений Чарушин                        «С утра на лужайку»
Виктор Драгунский                     «Скакалочка»
Иван Демьянов                            «Друг детства»

– Проверка. (Слайд 5)
– Самооценка по алгоритму. (Слайды 6, 7)

II. Признаки стихотворений

Работа в парах по карточкам
– Разбейте произведения на две группы: (Слайды 8, 9)

Рассказы:                                        Стихи:

– Как отличаете стихотворение от рассказа? (Слайды 10, 11)
– Перечислите признаки стихотворения:

  • Короткие строки
  • Каждая строка написана с большой буквы
  • Концы строк созвучны (рифма)
  • Выражают настроение и чувства автора.
III. Совместное открытие знаний I. Работа над стихотворением Юнны Мориц «Попрыгать-поиграть»

1. Работа с текстом до чтения (Слайды 12, 13)

– Герои многих стихотворений и рассказов умеют играть. Прочитаем стихотворение на странице 46 учебника.
– Кто автор?  Юнна Мориц. Знакомы с ее произведениями? Какие стихи она пишет, для кого?
– Как называется это стихотворение? Как вы думаете, какое настроение будет у стихотворения с таким названием?
– Посмотрите на иллюстрацию (с. 46). Кто будет прыгать и играть? А может быть, кто-то еще? Как можем это узнать?

2. Работа с текстом во время чтения

– Прочитайте про себя.
– Понравилось? Какое настроение вам передала автор своими строчками?
– Прочитаем вслух?
– Кто такой Петрушка? Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка— это перчаточная кукла (кукла-перчатка).
Все ли герои стихотворения изображены на иллюстрации? Кто на картинке: олень или косуля?
Давайте уточним, значение слов- названий животных. Что нам в этом может помочь? (Толковый словарик)
– Почему нет толкования слов медведь и еж?
– Рассмотрите фотографии. Узнайте их.
– Прочитайте стихотворение выразительно. Как будем читать? (Нужно передать ощущение праздника, веселья, показать желание всех попрыгать-поиграть)
– Прочитайте друг другу в парах.

3. Работа с текстом после чтения

– Давайте выучим это стихотворение для наших физкультминуток. Придумайте движения. (Проговаривают стихотворения, имитируя движения героев) (Слайд 14)
– Докажите, что это стихотворение. (Перечисляют признаки стихотворения)

IV. Постановка проблемы – Как вы думаете, все ли секреты стихотворений вы знаете?
– А хотите побывать в роли  исследователя, и, может быть, открыть  новый секрет, как отличить стихотворение от рассказа? (Слайд 15)
– Что нам нужно для исследования – какой объект? (Стихотворение)
– Как будем исследовать? (Читать, наблюдать, делать выводы)
V. Совместное открытие знаний I. Исследование в группах

– По силам нам сделать открытие? Говорят, один ум хорошо, а два лучше. Объединимся в группы и выполним задание на карточках. (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)
– Вспомните правила работы в группах: (Слайд 16)

  • Выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его.
  • Вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами.
  • Помогать, если возникнут проблемы.
  • Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.
  • Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

Задания для групп:  (Слайд 17)

  • Прочитайте отрывок из стихотворения Юнны Мориц «Попрыгать-поиграть».
  • Подчеркните гласные буквы в словах каждой строки.
  • Поставьте ударение.
  • Понаблюдайте над количеством слогов в каждой строчке, над  ударными и безударными слогами.
  • Сделайте выводы.

Проверка работы групп. Наблюдения и выводы детей. (7, 7, 7 и 6 слогов в строчках каждого отрывка) (Слайды 18,19, 20, 21)

– Заменим текст на схему.
– Какой общий вывод можем сделать? (Слайд 22)
Есть закономерность в чередовании ударных и безударных слогов.
– Прочитаем толкование слова стихотворение в нашем словарике на странице 7.
– Что мы знали раньше?
– С каким новым признаком познакомились?
– Как называется чередование ударных и безударных слогов?
Ритм добавляем к списку других признаков стихотворения. Слайд 23.
– А вы раньше встречались со словом ритм? Слово ритм имеет много значений. (Слайд 24) Вероятно, самое широкое определение, которое охватывает все значения этого слова, принадлежит древнегреческому философу и педагогу Платону: "Ритм – это порядок в движении".
 Ритм есть и в природе, и в искусстве. Вы говорили о ритме в танцах, в стихах, в музыке. Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Поэтому и танцуют под музыку, и стихи так хорошо ложатся на музыку – получаются замечательные песни.

VI. Постановка проблемы – А как вы думаете, что важнее в стихотворении: рифма или ритм?
– Понаблюдаем еще над одним стихотворением, чтобы разобраться в этом вопросе.
VII. Совместное открытие знаний II. Как нужно играть

Работа с серией картинок и текстами Г. Остера.

Рис. 1 (с. 44).

– Какие советы даёт Катюша Пете и вам? (с. 44).
– Вова Колесников даёт Катюше и Пете «вредный совет», или «совет наоборот», своего любимого поэта Григория Остера. Прочитаем его.

Чтение детей.

– Почему так испугалась Катюша?
– Можно ли так играть с девочками?

III. Продуктивное (творческое) задание

– Попробуйте этот совет прочитать наоборот, так, чтобы Катюше не было страшно. (2-3 детских варианта)
– Петя теперь тоже знает шуточные «вредные советы» Григория Остера.  Прочитаем совет (с. 45).
– Посмотрите на рисунок под текстом стихотворения.
– Можно ли сердиться на Петю за этот совет? (Конечно нет! Это шуточные советы, поступать надо наоборот.)
– Хорошо ли понимает Вова советы Григория Остера? (Судя по рисунку – нет.)
– Для чего Григорий Остер написал эти советы? (Чтобы мы посмеялись и поступили наоборот, например, не катались по квартире на велосипеде. И ещё: такой необычный совет легче запомнится.)
– Какие советы даёт вам Катюша? Прочитайте (с. 45).
– Можете добавить свои советы?

  • Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
  • Не зазнавайся, если выиграл, не отчаивайся, если проиграл.

– Какой признак отсутствует в стихотворении Остера?
– Что же тогда отличает его от рассказа? (Ритм.)
– Так что важнее в стихотворении: рифма или ритм?

VIII. Итог – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?  (Слайд 25) (Читали текст, отвечали на вопросы, выражали своё отношение, учились отличать стихи от прозы – нестихтворных художественных произведений, рассказывали правила игры)
– Что нового мы сегодня узнали про стихи? (В стихотворениях есть ритм – чередование ударных и безударных слогов.)
– Вспомните стихи, которые читали на уроке. Сформулируйте тему урока. (Как нужно играть) (Слайды 26, 27)
IX. Домашнее задание – Выучить  по желанию стихотворение Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть» и повторить движения.
– Ваши родители, бабушки и дедушки тоже когда-то были маленькими. Узнайте, в какие игры они играли  в детстве.  В какие игры играют сейчас?