Учебник «Моя любимая азбука», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Цели:
- Образовательные:
- формировать знания об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твёрдых;
- способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
- развивать умение соотносить схемы слов и предложений с буквенным их выражением.
- Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группах.
Формирование УУД:
- Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание роли знаний в жизни каждого человека;
- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
- Регулятивные:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей
системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением, предупреждать дисграфические ошибки в смешении звуков [ж], [ш], составлять предложения по картинке и по схеме.
- Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание роли знаний в жизни каждого человека;
- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
- Метапредметные:
- оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, проговаривают последовательность действий на уроке, учатся высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника (Регулятивные УУД)
- принимают участие в работе парами, группами, соблюдая общепринятые правила общения и взаимодействия (Коммуникативные УУД)
- анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Этапы |
Содержание урока |
1. Организационный момент (создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс) | Учитель входит в класс в разной обуви и интересуется тем, что у ребят вызвало улыбку? |
2. Актуализация знаний (актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания) | – Ребята, почему вы улыбаетесь? (У вас
на ногах туфли разные, они должны быть
одинаковыми, потому что это пара) – Чем они одинаковы? (Размером и цветом) – Чем они отличаются? (Одна туфелька на левую ногу, другая на правую) – А где ещё в жизни встречаются два предмета или пара? (Пара рук, глаз, двухколёсный велосипед, очки, два крыла самолёта, пара лыж, коньков, супружеская пара) Слайд 1. – А в русском языке это – парные согласные. Слайд 2. – Почему они образуют пару? (Потому что при
произношение данных звуков артикуляционная
позиция губ, язычка одинаковая, только одни
произносятся с голосом, а другие с шумом) |
3. Постановка проблемы (организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания) | – Что вас в этой ситуации удивляет? (Буква
И указывает на мягкость, а звуки ж, ш произносятся
твёрдо) – Вы правы, по логике надо бы писать букву Ы. Хотите разобраться в данном вопросе? |
4. Поиск решения проблемы (организовать использование предметных действий с моделями, схемами, свойствами и т.д.) | – Давайте проведём небольшое
исследование. Какая связь между буквами и
звуками? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы
– читаем и пишем) – Иначе говоря, буква – это графический знак для звука. – У нас возник вопрос по поводу обозначения какого звука? (Ы) – Где он находится в словах? (После твёрдых согласных) – Что интересного мы знаем о буквах Ж, Ш? (Они обозначают всегда твёрдые звуки) – Надо ли ещё раз обозначать его твёрдость? (Нет) – Значит, зная что буквы Ж, Ш всегда обозначают твёрдые звуки буква Ы нам не нужна. А значит остаётся только буква И. А теперь мы должны вывести самое главное правило: Жи и Ши пиши с буквой И! Слайд 3. |
5. Первичное закрепление (соотнести новое знание с правилом в учебнике) | – Откройте буквари на странице 68 и вы
увидите это правило, которое нужно выучить
наизусть. – Прочитайте слова, записанные на доске:
– Какие буквы пропущены в словах? (Буква И) Слайд 4. |
6. Включение нового знания в систему знаний и закрепления (организовать повторение учебного содержания) | – На дворе у нас зима. Давайте посмотрим
на неё ещё раз через окошко. Тихо она приходит и
как в сказке, за одну ночь построит свой
серебряный дворец, покрыв снегом дома, деревья,
замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды
утром и вдруг увидишь, что всё за окном
изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы
сверкают зеркальным блестящим льдом. Наступило
время морозов и метелей, коротких дней и длинных
вечеров. У Сурикова есть такие строчки: Слайд 5.
– Что, кроме рифмы есть в этих строчках? (Настроение,
ритм)
– С чем Настя сравнивает снег? (С серебром) Слайд 6. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | – Буква «Ш» является не только буквой,
но и специальным знаком. Знак «Ш» означает, что у
машины на шинах есть шипы. Что такое шип? Они
способствуют быстрому торможению машины и
используются в зимнее время. Знак крепится к
заднему стеклу машины и служит предупреждающим
знаком для водителей машин, едущих сзади. – О каких машинах сказано в тексте? (Грузовик, самосвал, фургон) Слайд 7. – Грузовик – грузовая машина, предназначенная
для перевозки грузов. Слайд 8.
– Эти слова состоят из двух частей: первая часть – сам
– Послушайте стихотворение Сашина, которое также называется «Сам»
|
8. Рефлексия (организовать проведение самооценки учениками работы на уроке и создать ситуацию успеха) | – Вы очень многое умеете сами делать, и
поэтому вас можно назвать самостоятельными. Я
приготовила для вас советы, что вы должны уметь
делать сами.
– В чём секрет букв Ж и Ш? Слайд 9. |
9. Итог урока | – Завершить урок мне хотелось такими
пословицами:
Слайд 10.
|