Урок обучения грамоте "Сочетание букв ЖИ и ШИ"

Разделы: Начальная школа


Учебник «Моя любимая азбука», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Цели:

  • Образовательные:
    • формировать знания об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твёрдых;
    • способствовать развитию  навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением;
    • обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
    • развивать умение соотносить схемы слов и предложений с буквенным их выражением.
  • Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группах.

Формирование УУД:

  • Личностные:
    • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
    • понимание роли знаний в жизни каждого человека;
    • иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
  • Регулятивные:
    • определять  и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
    • проговаривать  последовательность действий на уроке; учиться высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника;
    • учиться работать по предложенному учителем плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
    • вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные:
    • слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
    • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;
    • осуществлять анализ объектов;
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением, предупреждать дисграфические  ошибки в смешении  звуков [ж], [ш], составлять предложения по картинке и по схеме.
  • Личностные:
    • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
    • понимание роли знаний в жизни каждого человека;
    • иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
  • Метапредметные:
    • оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, определяют   и формулируют  цель на уроке с помощью учителя, проговаривают  последовательность действий на уроке, учатся  высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника (Регулятивные УУД)
    • принимают  участие в работе парами,  группами, соблюдая общепринятые правила  общения и взаимодействия (Коммуникативные УУД)
    • анализируют изучаемые факты языка  с выделением их отличительных признаков, ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Этапы

Содержание урока

1. Организационный момент (создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс) Учитель входит в класс в разной обуви и интересуется тем, что у ребят вызвало улыбку?
2. Актуализация знаний (актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания) – Ребята, почему вы улыбаетесь? (У вас на ногах туфли разные, они должны быть одинаковыми, потому что это пара)
– Чем они одинаковы? (Размером и цветом)
– Чем они отличаются? (Одна туфелька на левую ногу, другая на правую)
– А где ещё в жизни встречаются два предмета или пара? (Пара рук, глаз, двухколёсный велосипед, очки, два крыла самолёта, пара лыж, коньков, супружеская пара)

Слайд 1.

А в русском языке это – парные согласные.

Слайд 2.

– Почему они образуют пару? (Потому что при произношение данных звуков артикуляционная позиция губ, язычка одинаковая, только одни произносятся с голосом, а другие с шумом)
– А что это мы тут вдруг о парных согласных вспомнили? (На последних уроках обучения грамоте мы изучали буквы «Ж» и «Ш»)
– Какие звуки они обозначают? (Это твёрдые согласные звуки, но один из них звонкий, а другой – глухой)
– Составьте из данных парных согласных букв слоги. (Это невозможно)
– Почему? Букв что ли мало? (Нужны гласные, потому что без гласных согласные слог образовать не могут)
– Значит всеми согласными руководят гласные. Я хочу предложить вам букву И. Теперь снова пробуйте составить слоги.

3. Постановка проблемы (организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению  нового знания) – Что вас в этой ситуации удивляет? (Буква И указывает на мягкость, а звуки ж, ш произносятся твёрдо)
– Вы правы, по логике надо бы писать букву Ы. Хотите разобраться в данном вопросе?
4. Поиск решения проблемы (организовать использование предметных действий с моделями, схемами, свойствами и т.д.) – Давайте проведём небольшое исследование. Какая связь между буквами и звуками? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы – читаем и пишем)
– Иначе говоря, буква – это графический знак для звука.
– У нас возник вопрос по поводу обозначения какого звука? (Ы)
– Где он находится в словах? (После твёрдых согласных)
– Что интересного мы знаем о буквах Ж, Ш? (Они обозначают всегда твёрдые звуки)
– Надо ли ещё раз обозначать его твёрдость? (Нет)
– Значит, зная что буквы Ж, Ш всегда обозначают твёрдые звуки буква Ы нам не нужна. А значит остаётся только буква И.  А теперь мы должны вывести самое главное правило: Жи и Ши пиши с буквой И!

Слайд 3.

5. Первичное закрепление (соотнести новое знание с правилом в учебнике) – Откройте буквари на странице 68 и вы увидите это правило, которое нужно выучить наизусть.
– Прочитайте слова, записанные на доске:

Пуш…стый                      Маш…на
Снеж…нка                        гараж…
Лож…тся
Круж…тся

– Какие буквы пропущены в словах? (Буква И)
– Почему? (Мы знаем правило ЖИ и ШИ пиши с буквой И)
– С каким образом ассоциируются слова первого столбика? (С образом зимы)

Слайд 4.

6. Включение нового знания в систему знаний и закрепления (организовать повторение учебного содержания) – На дворе у нас зима. Давайте посмотрим на неё ещё раз через окошко. Тихо она приходит и как в сказке, за одну ночь построит свой серебряный дворец, покрыв снегом дома, деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.
У Сурикова есть такие строчки:

Слайд 5.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.

– Что, кроме рифмы есть в этих строчках? (Настроение, ритм)
– До настоящих поэтов нам с вами конечно далеко, а вот на своих ровесников равняться стоит. А кто это ровесники? (Это люди одинакового возраста)
– Первоклассница Настя сочинила вот такое стихотворение:

Поутру проснулась Настя
И увидела в окно
Белый снег искрится
Словно серебро.

– С чем Настя сравнивает снег? (С серебром)
– Почему? (Потому что блестит)
– Обратите внимание на слова второго столбика. Как связаны между собой эти слова?
– А как их можно связать со словами первого столбика?
– Если вы затрудняетесь, то букварь вам поможет. Рассмотрите в самом внизу картинки под рубрикой «Обычные буквы – специальные знаки»

Слайд 6.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой – Буква «Ш» является не только буквой, но и специальным знаком. Знак «Ш» означает, что у машины на шинах есть шипы. Что такое шип? Они способствуют быстрому торможению машины и используются в зимнее время. Знак крепится к заднему стеклу машины и служит предупреждающим знаком для водителей машин, едущих сзади.

– О каких машинах сказано в тексте? (Грузовик, самосвал, фургон)

Слайд 7.

– Грузовик – грузовая машина, предназначенная для перевозки грузов.
– Самосвал – грузовая машина, с откидывающим бортом, позволяющим механически сваливать сыпучий груз (песок, зерно, …)
– Фургон – крытый автомобиль для перевозки грузов.
– Прочитайте второе предложение. Что такое кузов? (Это корпус автомобиля, в котором перевозят груз)
– Что означают чёрточки перед некоторыми предложениями? (Это чья-то речь)
– Какой знак препинания стоит в конце этих предложений? Что это значит?
– Прочитайте предложение, где стоит первая чёрточка.
– Кого называют пассажиром? (Того, кто совершает поездку на каком-либо транспорте)
– Кто является пассажиром у Саши? (Кот)
– Прочитайте следующее предложение.
– Как кот умудрился свалить на бок целый самосвал? (Он был игрушечный)
– Куда же спрятался наш герой? (Под диван)
– Почему? (Испугался)
– Как его назвал Саша? Об этом вы узнаете, прочитав последнее предложение.
– Прочитайте, записанные на доске слова:

Слайд 8.

Самосвал, самокат, самолёт.

– Эти слова состоят из двух частей: первая часть – сам

Сам сваливает, сам катит, сам летает.

– Послушайте стихотворение Сашина, которое также называется «Сам»

Варит сам самовар,
Валит сам самосвал,
Ходит сам самоход
Сам летает самолёт.
Ну, а ты, приятель сам,
Что умеешь делать сам?

8. Рефлексия (организовать проведение самооценки учениками работы на уроке и создать ситуацию успеха) – Вы очень многое умеете сами делать, и поэтому вас можно назвать самостоятельными. Я приготовила для вас советы, что вы должны уметь делать сами.

Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
Одежду сам погладь, проверь,
Ты большой уже теперь.
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей
И найдёшь себе друзей.
Вот и все мои советы,
Их мудрей и проще нету,
Ты, дружок, их не забудь,
Забери в далёкий путь.

– В чём секрет букв Ж и Ш?
– Кто доволен сегодня своими успехами?

Слайд 9.

9. Итог урока – Завершить урок мне хотелось такими пословицами:

«Суди о человеке по его труду»
«Добро творить – себя веселить»

Слайд 10.

Школьный прозвенел звонок,
Завершается урок,
Отдохнуть всех непременно
Приглашает …

Приложение 1