Логопедическое занятие для учащихся 1-го класса, имеющих ОНР (III-й уровень)

Разделы: Логопедия


Тема: Флаг – государственный символ страны.

Цель: овладение умением изменять слова, правильно строить предложения.

Задачи:

  • расширять знания детей о флаге, обогащать словарный запас по теме;
  • развивать, зрительную память, внимание, мелкую и общую моторику;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к государственной символике;
  • вырабатывать самоконтроль за речью.

Планируемые результаты:

Проявление заинтересованности к изучаемой теме, овладение навыками словообразования, словоизменения, грамматическим строем предложения, активно и доброжелательно взаимодействовать с учителем-логопедом и сверстниками.

Оборудование: схематично зашифрованная тема занятия – 4 прямоугольника, 4 буквы (красного, синего, голубого, зелёного цвета), карточки – флаги разных стран, цветные карандаши, карточки слов.

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Слова объясняются в процессе занятия: Выделить ритмический рисунок слова – сколько слогов, назвать слоги, дополнить недостающий слог
олицетворение – перенесение свойств с одних предметов на другие. тре…
трепе…
произнести слово целиком (трепещит)
триколор – трехцветный государственный флаг. Раз …
Разви …
Развива …
Развивает …
произнести слово целиком (развивается)
воплощение – осуществление идеи, замысла.  
флагшток – вертикальный шест для флага.  

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Чтение стихотворения Степанова Владимира "Что мы Родиной зовём?"

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

– Ребята, скажите, в какой стране мы живём? (В России)
– А какие страны вы ещё знаете?
– Давайте, назовём жителей разных стран.

1. Дидактическая игра «Кто, в какой стране живёт»

– Кто живёт в России? – россияне.
– Кто живёт в Польше? – поляки.
– Кто живёт во Франции? – французы.
– Кто живёт в Финляндии? – финны.
– Кто живёт в Японии? – японцы.

2. Разгадывание ребуса

Отгадайте тему нашего занятия, она зашифрована. Расставьте буквы так, чтобы совпал цвет  буквы с цветом прямоугольника.

II. Работа по теме

1. Каждая страна, каждое государство, имеет свои отличительные знаки, государственные символы.

– Что это за символы? (Флаг, герб, гимн)

Флаг – знак отличия разных государств. На флаге нет случайных знаков или символов, все они появились в результате какого-то события происходившего в стране.
Много веков тому назад, люди вместо флага использовали шест,  с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Затем стяги стали шить из ткани. Впервые расположение полос бело-сине-красного цвета, ввёл Пётр I. Это флаг государства Российского (см.рис.1).

Рис.1

Другие страны тоже имеют свои флаги.
Государственный флаг Польши состоит из двух  горизонтальных полос, верхняя полоса – белая, нижняя – красная. Простой и распознаваемый государственный символ. Белый цвет на флаге символизирует белые орлиные крылья, красный цвет олицетворяет багряный солнечный закат

(см. рис.2).

Рис. 2

На флаге Франции: три вертикальные полосы одинаковой ширины.
Цвета полос: синий, белый, красный. Образовавшийся триколор стал настоящим воплощением знаменитого лозунга «Свобода! Равенство! Братство!» (см.рис. 3).

Рис. 3

Белое полотно с большим красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце. Это флаг Японии (см. рис. 4).

Рис. 4

Финляндия – страна голубого неба, чистых озер, белоснежных сугробов. Финский флаг собрал в себе голубизну воды и белизну снежного покрова. Синий прямой крест на белом фоне. Это флаг Финляндии (см.рис.5).

Рис. 5

Государственные флаги стран вывешиваются на башнях, поднимаются на флагштоки по праздникам, в дни торжеств.

2. Подбор слов-синонимов

Подберите к слову флаг, похожие слова (полотнище, знамя, стяг).

3. Работа с карточками (Приложение 1)

Раскрасьте флаги соответствующим цветом.
Чем отличается российский флаг от французского флага?
Что общего у японского и финского флага?
Как выглядит польский флаг?

4. Образование относительных прилагательных

Как называется флаг России – российский.
Польши – польский.
Франции – французский.
Финляндии – финский.
Японии – японский.

III. Физминутка

Игра: «Выполняй то, что говорю, а не то, что делаю»

IV. Составление предложений с опорой на графическую схему.

1. Каждый ученик получает карточку с изображением флага  (Приложение 2)

– Вспомни, какой стране принадлежит флаг, изображённый у тебя на карточке? Составьте предложения, по схеме  используя слова: флаг, трепещет, колышется, развивается, висит и название флага на твоей карточке.

2. Работа с «Деформированным предложением»

Государственный  имеется стране каждой в флаг свой (В каждой стране имеется свой государственный флаг). Составьте предложение из слов, написанных на карточках (Приложение 3).

– Что составили из слов?
– О чём говорится в предложении?
– Назовите 2-е , 4-е, 5-е, 7-е, 1-е, 6-е слово.
– Назови это слово.
– Прочитайте предложение.

V. Итог занятия

– Что вам понравилось на занятии? Что запомнили? Какое задание было самым трудным?
– Оцените свой труд на занятии (хорошо работали, замечательно).
– Спасибо всем!