Урок хореографии на основе музыки Э. Грига раскрывает идею создания учащимися небольшого литературного либретто и его пластического образного решения. Урок построен с использованием методов развивающего обучения. Ребята знакомятся с основами композиции, фантазируют, придумывают свои движения, для раскрытия выбранного ими образа. Музыкальный материал мотивирует учащихся к активным действиям. Они сочиняют двигательный образ, основываясь на базе уже выученных движений, делают попытку создать новые сочетания движений, с целью раскрытия характера придуманного героя. Подобные уроки помогают развивать познавательные, творческие способности детей. Способствую развитию двигательной активности обучающихся, удовлетворению потребности детей в движении, общему укреплению физического и психического здоровья учащихся. Творческая деятельность учащихся строится на их инициативном действии. Ребята сами подбирают материал. Это могут быть национальные сказки, произведения, изучаемые на уроках литературы, музыкальные произведения из программы по музыке для 5 класса. Метапредметные связи, используемые на уроках хореографии, (музыка, литература, история) создают условия для прочного усвоения учебного материала, который прочувствован эмоционально, через движения собственного тела. Например: композиция вальса. Узнать этикет, светского бала можно не только, прочитав бессмертное произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин», но и практически изучить композицию вальса, создавая этот бал на уроке хореографии. Эстетическое воспитание на уроках хореографии, привитие художественного вкуса способствует формированию всесторонне развитой личности школьника, будущего гражданина современного общества.
Цель урока: Дать понятия – пластический образ, «либретто». Познакомить с лучшими образцами классической музыки для детей.
Задачи урока:
- Образовательная: формирование навыка восприятия музыкального произведения, взаимосвязь жеста и музыки.
- Воспитательная: развитие коммуникативных качеств личности, воспитание эстетического вкуса на примере классической музыки.
- Оздоровительная: развитие двигательной активности детей; создание условий для развития фантазии и воображения, обучающихся через пластические образы.
Оборудование к уроку: музыкальный центр, интерактивная доска, портрет композитора Э. Грига, рисунки учащихся о природе, карточки с условным изображением лица (смайлики).
Стены класса оформлены листьями деревьев из цветной бумаги. По периметру класса стоят гимнастические скамейки.
ХОД УРОКА
I. Подготовительная часть
1. Приветствие
Учитель предлагает учащимся поздороваться. Приветствие исполняется в виде традиционного классического поклона. Ребята занимают свои места на скамейках по периметру класса.
2. Исследование эмоционального состояния учащихся на начало урока.
По просьбе учителя один из учеников раздает детям карточки, где изображены условные смайлики трех лиц: (J с улыбкой, огорчённым и спокойным лицом). Вместе с карточкой ребята получают карандаш. На начало урока учитель проводит исследование эмоционального состояния детей, их мотивацию к практической деятельности.
Учитель: Ребята у вас в руках карточки, отметьте карандашом, с каким настроением вы пришли на урок музыкально-ритмического воспитания, свое настроение на начало урока, желание трудиться?! Карточки с карандашом каждый кладет около своего места.
Дети отмечают знаком «+; – »
3. Определение целей и задач урока. Вступительная беседа. Эмоциональный настрой
Учитель читает строки стихотворения А. Фета:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
– На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из образцов классической музыки для детей (демонстрирует картинку на интерактивной доске), с волшебным увлекательным миром музыкального произведения Э. Грига «Утро». Несколько слов о творчестве Грига, с демонстрацией слайдов о творчестве композитора. В течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Утро».
Музыка Э. Грига «Утро» воссоздает различные музыкальные образы северной природы. Мы попытаемся создать и «оживить» картинку раннего утра.
Результатом урока должно стать
создание пластических образов, раскрывающих
содержание музыки.
Вслушайтесь в нее, пофантазируйте, представьте
себе, что мы оказались в волшебном утреннем лесу.
С чего начинается утро в природе ребята?
Дети: С восхода солнца, с рассвета, песни птиц и т. д.
Учитель: Правильно, всех нас по утрам поднимает солнышко. Попытайтесь услышать, как музыкальные звуки описывают тот или иной образ жителей сказочного леса, в который мы войдем. Вникните в характерный мелодический рисунок.
II. Основная часть урока
1. Слушание и восприятие музыки
(Во время прослушивания на интерактивной доске изображение лесного пейзажа).
Учитель: Какая это музыка?
Дети: Песенная. Возникает желание
подпеть. Музыка светлая, мягкая, нежная,
завораживающая, волшебная.
Учитель: Как вы думаете, ребята, можно
танцевать под песенную музыку?
Учащийся: Я думаю, что можно. Хочется
плавно кружиться, двигаться за музыкой.
Учитель: Хорошо. О чем же рассказала
нам музыка Э. Грига «Утро». Что вы представили в
своем воображении?
Дети:
Первый учащийся: Я услышал в начале
произведения музыкальную тему восхода солнца –
звучала музыка величественная, вспыхивающая,
яркая, она пульсирующая, как разливающиеся лучи
солнца.
Второй учащийся: Я услышал звуки
голосов птиц. Это звучит скрипка, она передает
пение птиц.
Третий учащийся: В произведении
Грига звучат тревожные ноты низкого регистра
это, возможно, проснулся какой – то хищный зверь?
Учитель: Кто это может быть ребята?!
Придумайте.
Дети: Медведь, он в лесу самый
главный. Медведя называют хозяином леса.
Учитель: Согласна. Каждый из нас
по-своему воспринял музыкальные темы
произведения. Как вы считаете, можно ли передать
услышанную музыку через движения?
Дети: Я считаю, что музыка
прозвучавшего произведения подсказывает нам
движения.
Ведь танец рассказывает музыку в движениях.
Учитель: Конечно, вы правы.
Хореографическое искусство или искусство танца
слагается из пластических поз, танцевальных
движений, жестов мимики (выражение своих чувств
лицом и телодвижением). В XIX веке французский
балетмейстер, основоположник искусства танца,
Жак Жорж Новер писал: «Танец, изображающий
мелодию, является эхом, повторяющим то, о чём
говорит музыка». Этим эхом в искусстве танца
является пластический образ. Он отражает мысли
композитора через пластику человеческого тела.
Задача танцевального образа не только
изображать, но и выражать свои чувства языком
движений.
2. Сочинение либретто на музыку Грига «Утро».
Учитель: Давайте вместе придумаем
опорные слова для нашей дальнейшей работы.
Утро в лесу это …
Дети:
Первый учащийся: Рассвет, восход
солнца
Второй учащийся: Легкий ветер
Третий учащийся: Пение птиц
Четвертый учащийся: Просыпающиеся
деревья и животные
Учитель: Назовите животных, которых
мы поселим в нашем лесу.
Дети: Поселим бельчат, зайчат. На
звуки низкого регистра будет выходить медведь.
Учитель или один из учащихся пишет на доске предложенные детьми слова:
- Рассвет и восход солнца
- Утренний ветерок
- Просыпающиеся деревья и животные
- Поют птицы
- Потягиваясь, выходит из своей берлоги медведь.
Учитель: Кто из вас по данным словам сможет составить небольшой рассказ и описать картину «утро в лесу», согласно прослушанной музыке? (Идёт короткое обсуждение содержания рассказа и запись его на доске).
Учащиеся читает: Над лесом заторопился рассвет. Всходит солнце. Утренний ветерок шумит зеленой листвой. Просыпаются деревья и животные, бельчата и зайчата. Поют утреннюю песню птицы, потягиваясь, выходит из своей берлоги медведь. Все обитатели леса спрятались и затаились, медведь прошел мимо и исчез в лесной чаще.
Учитель: Вот мы с вами и составили
либретто – это литературный текст, описывающий
содержание нашего дальнейшего действия.
Выберите для себя, из перечисленных либретто,
героев. Образ солнца, ветра, бельчат, зайчат,
медведя, деревьев.
Дети определяются в выборе пластических образов.
3. Театрализованная часть урока
Практическое раскрытие музыкальных образов
Учитель помогает учащимся распределиться по
площадке в классе.
Первыми встают ребята, выбравшие для себя
создание образов деревьев (врассыпную по классу).
Около них встают учащиеся, выбравшие роли зверей
и птиц.
В точку 6 встает ребенок, определившийся в образе
солнца.
В точке 4 располагается ребенок, демонстрирующий
образ ветра. (Выполняются упражнения разминки
мышц, 5-7 минут урока).
Учитель с детьми определяют задачу: Подумайте, проникнитесь атмосферой музыки Грига, пофантазируйте и представьте в воображении через какие движения вы «оживите» свои пластические образы. Какие движения характерны вашему образу в соответствии с музыкальной темой и характером образа.
Ученик: (любой из желающих учеников даёт характеристику образам.) Бельчата озорные, прыгучие. Зайчата пугливые, несмелые, но любопытные. Птицы быстрые, весёлые. Медведь неторопливый, покачивающийся в движениях, деревья качают ветками-руками и т.д. Даётся время (5-10 мин.) на творческую апробацию и обсуждение задачи учащимися. Учитель может помочь детям, если у них возникают вопросы, но не показом движений, а направлением мысли ребенка в нужном направлении.
Учитель: Ребята! Попробуйте
самостоятельно раскрыть свои пластические
образы. Выразить своё, личное понимание
изображаемого образа языком движений.
(Затем идет творческая апробация двигательного
раскрытия пластических образов в группах).
Еще раз прослушивается музыка произведения.
Ребята делают свои наброски вместе с музыкой,
вслушиваясь каждый в свою музыкальную
характеристику образа.
Учитель предлагает показать всю работу
полностью с исполнением под музыкальное
сопровождение Э. Грига «Утро».
4. Практический показ созданной пластической картинки
(Завязка). Первым действием звучит
музыкальная тема восхода солнца. (Основы
композиционного построения хореографического
номера изучены на предыдущих уроках).
Учащийся, исполняющий данный образ, медленно
поднимаются из позы в pare – terre из точки 6. Плавно
поднимаются руки через 2 позицию в 3. Основной ход
ребенок придумывает сам. Это могут быть простые
шаги с носка, либо шаги русского танцевального
хода с выносом рабочей ноги вперед на носок. Руки
двигаются в музыкальной теме, описывая круги,
либо поочередно полукруги одной и другой рукой.
«Солнце» обходит по кругу всю площадку.
(Развитие действия). В то же время мелким
бегом, на полупальцах из точки 4 начинает свое
движение ребенок, исполняющий образ ветра.
Учащийся двигается легко рисунком змейки среди
ребят, раскрывающих образ деревьев.
Учащиеся, играющие роль деревьев, с появлением
«солнца» потягиваются руками в точку 6 и
следуют по его ходу, слегка покачиваясь из
стороны в сторону в такт музыки и отвечая
движениями пробегающему ветру.
Бельчата исполняют легкое jete вперед,
перепрыгивая навстречу друг другу (меняются
местами). Они останавливаются лицом в точку 1,
имитируют умывание животных лапками. Jete
сменяется glissade, и повторяются движения умывания.
Движения классического танца и port-de-bras руками
проучены в 3-4 классе и входят в изученную
двигательную базу учащихся.
Дети «зайчата» исполняют придуманные ими
различные прыжки в парах со сменой мест. Движения
рук имитирую «умывание за ухом» 2 повтора одной
рукой и 2 повтора другой рукой.
Дети «птицы» перебегают на полупальцах от одного
дерева к другому, плавно поднимая и опуская руки,
изображая взмахи крыльев. Исполняют plie,
демонстрируя, как птицы купаются в росе. Это
могут быть различные полуповороты и полные туры
с одновременной работой рук, головы, корпуса.
(Кульминация). Учащийся «медведь» на музыкальную тему низкого регистра поднимаются из позы в pare – terre. Движения пластического образа медленные неспешные. Шаги, потягивания, покачивания в форме balance, переступания вперед, назад. Движения исполняются с остановками в позах. Рисунок движений произвольный.
(Развязка). При появлении образа медведя
все герои на площадке замирают в придуманных
позах. Медведь продвигается через всю площадку и
уходит в позу в pare – terre в точку 8.
Солнце останавливается в plie, описав круг по
классу в начальную точку 6.
Музыка завершается и с ней завершается всё
действие в классе. Картина застывает в
придуманных ребятами позах, оправданных
характером пластического образа.
III. Заключительная часть
1. Рефлексия
Учитель: Сегодня мы познакомились с классической музыкой Э. Грига «Утро» и попытались раскрыть музыкальный материал через пластические образы. Мы побывали в волшебном, «ожившем» лесу и языком движений и жеста описали картину утреннего леса. Окунулись в богатейший мир мелодики, подаренной нам великим норвежским композитором Э. Григом. Благодаря музыке пластические образы стали еще ярче и красочней. Они помогли нам лучше понять мелодию «Утро» Э. Грига. В результате каждый из вас создал свой пластический образ по сочинённому либретто, а в целом вы раскрыли содержание музыки с помощью пластики движений. Поделитесь вашими впечатлениями. Что удалось, что не получилось и почему? (Идёт обсуждение с ребятами, самоанализ, взаимоанализ).
2. Домашнее задание: Дома вы можете нарисовать в своих альбомах «музыкальную картинку», придуманного нами действия. На следующий урок подберите и предложите тему новых пластических образов, по вашим любимым музыкальным произведениям. Например: «Картинки с выставки» Мусоргского. Приближается новый год и свой образ «бабы Яги» вы можете предложить в новогодний сценарий для младших школьников. Кто хочет выступить со своей работой перед малышами? (Желающие поднимают руки. Мотивация учащихся на активное участие в новогодних праздниках).
3. Оценка работы учеников. Педагог ставит оценки, при этом выделяя наиболее отличившихся учеников, кому удалось точно музыкально и пластически создать образ. А тем, кто хуже справлялся с заданиями, объясняет их ошибки. Преподаватель благодарит всех ребят за активную деятельность на уроке.
4. Исследование эмоционального состояния учащихся на конец урока
Учитель: Возьмите, пожалуйста, свои карточки и отметьте любым знаком (+ –) с каким настроением вы уходите с урока, вашу удовлетворённость от проделанной работы? Дети ставят значок в своих карточках и сдают учителю.
Учитель: До встречи ребята! Дети исполняют классический поклон, как на начало урока и выходят из класса. Анализ карточек «смайликов» показал положительный эмоциональный настрой учащихся. Из 26 человек с «улыбкой» ушли 23.