Обида является характерным эмоциональным переживанием подростков. Чувство обиды не имеет врожденного характера. Оно относится с социальным, самооценочным факторам, то есть связанным с оценочными отношениями и переживаниями своего «Я». Особенно болезненно проживается данное состояние у несовершеннолетних, которые не понимают или не принимают, как необходимость их направление в специальное закрытое учреждение для принудительно-воспитательных мер, по постановлению суда.
Воспитание подростков в неблагоприятных социально-психологических условиях (асоциальные семьи, интернатные учреждения), формирует негативные жизненные сценарии, приводит к закреплению устойчивых отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. В результате формируется особый тип личности – хронически фрустрированный, вечно недовольный, обиженный человек.
Девиантные подростки, оценивают направление в специальную общеобразовательную школу (закрытого типа), по постановлению суда, чаще, как несправедливое и слишком долговременное наказание.
Чувство обиды, на родителей, учителей, на своих прежних друзей-подельников, воспитанники переносят на новое окружение, что затрудняет их адаптацию и вхождение в воспитательно-образовательный процесс.
У воспитанников доминирует контрастная логика, а в отношениях они полярны и безапелляционны. Навыки критического мышления чаще отсутствуют, а уровень логического мышления у большинства – низкий, не умеют выделять главное, анализировать.
Подростки часто обижают других теми же способами, какими были обижены сами, не придавая этому никого значения: «я же не обижал, я дал сдачи».
Для решения эмоциональных, поведенческих проблем воспитанников, связанных с чувством обиды, для их подготовки к групповым формам работы нами создана программа индивидуальных занятий по коррекции чувства обиды и развития самодисциплины.
Индивидуальная психокоррекция эффективна тем, что глубже раскрывает особенности воспитанника позволяет преодолевать психологические барьеры, которые неизбежно возникают у подростков в новой для них воспитательно-образовательной среде, как с педагогами, так и со сверстниками.
Программа индивидуальных занятий по коррекции чувства обиды и развития самодисциплины адресована подросткам 12-15 лет.
Цель программы: создать условия для преодоления эмоциональных трудностей связанных с чувством обиды и развития мотивации к самодисциплине.
Задачи программы:
- содействовать адаптации воспитанников и снижению эмоционального напряжения в условиях спецшколы;
- научить распознавать эмоции и чувство обиды; развивать навык рефлексии; подготовить к преодолению обид;
- развивать навык анализа и осознания ситуаций обиды, развитие навыка выбора способа реагирования;
- формировать мотивацию, навык позитивного целеполагания и самодисциплины;
- развивать адекватную самооценку и навык саморегуляции.
Динамика процесса психологической помощи в преодолении обид включает ряд последовательных этапов:
- диагностический этап;
- формирующий (пропедевтический) этап;
- «фасилитирующий» этап;
- рефлексивный этап.
Данная программа индивидуальных занятий находится во взаимосвязи с групповыми коррекционно-развивающими программами «Наши чувства и эмоции», «Жить в мире с самим собой и другими», направленные на развитие эмоционально-волевой сферы. Воспитанникам нуждающихся в закреплении навыка анализа и выбора способов реагирования предлагаются данные индивидуальные занятия в малой группе (до 2-3 воспитанников).
Результаты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий определяются с помощью итогового тестирования по методикам:
– краткая многомерная шкала
удовлетворённости жизнью (Zullig, Huebner, Gilman,
Patton, Murray, 2005; перевод Д.А. Леонтьева) (Приложение 1);
– модифицированная М.И. Рожковым и М.А.
Набатовой методическая диагностика по
определению уровня подготовленности к
преодолению обид (Приложение 2).
В данной программе использованы практические материалы М.И. Рожкова, М.А. Набатовой, И.А. Фурманова, упражнения Дж. Аллана, К. Фопель, адаптированные с учетом особенностей воспитанников спецшколы. (Приложение 3)
В результате работы, по данной программе воспитанники получат возможность познать сущность и формы выражения чувств и эмоций, повысить уровень удовлетворенности жизнью; понять причины возникновения чувства обиды, ее осмысление, извлечение урока из ситуации, поиск причин поведения обидчика, важность самодисциплины; научиться контролировать свои эмоции, выбирать конструктивные формы реагирования в сложных ситуациях, овладеть навыками саморегуляции.
Программа состоит из 8 тематических занятий. При необходимости корректируется содержание занятий, увеличивается время работы с воспитанником для проработки конкретной темы до 2-3 занятий и закрепления полученных знаний, умений, в зависимости от индивидуального уровня интеллектуального, психологического развития подростков.
Тематический план
№ |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Формы контроля |
1 | Диагностика уровня подготовленности подростка к преодолению обид. | 1 |
самодиагностика |
2 | Разбор, есть ли у обиды основания и есть ли лучшие, чем обида, способы реагирования. | 1 |
рефлексия |
3 | Развеивание чувства обиды (освобождение от надуманных обид), расширение способов саморегуляции и формирование ответственности за свои эмоциональные реакции. | 1 |
рефлексия |
4 | Выплеск и переключение обиды. Преодоление обиды. | 1 |
ситуации-пробы |
5 | Определение взаимосвязи эмоций и поступков. | 1 |
|
6 | Развитие самодисциплины и навыка позитивного целеполагания. | 1 |
рефлексия, самодиагностика |
7 | Развитие личной самоорганизации мотивации к самодисциплине. | 1 |
рефлексия, самодиагностика |
8 | Развитие эффективного мышления и умения сделать социально-значимый выбор. | 1 |
анкета обратной связи |
Минимальное количество тематических занятий (часов) | 8 | ||
При необходимости корректируется содержание занятий, увеличивается время работы с воспитанником для проработки конкретной темы до 2-3 занятий, закрепления полученных знаний, умений, в зависимости от индивидуального уровня интеллектуального, психологического развития воспитанников. |
Содержание программы
Занятие 1
Тема. Диагностика уровня подготовленности подростка к преодолению обид.
Цель занятия: создание условий для
углубления процессов самораскрытия,
выявление индивидуальных проблем
в эмоциональной сфере
подростков, определение
уровня подготовленности подростка к
преодолению обиды.
Содержание занятия.
Вводная беседа.
Цель: сформировать положительную мотивацию к
предстоящим занятиям.
Упражнение «Антоним»
Цель: пополнение арсенала
лексических единиц, связанных со сферой
чувств подростков, создание благоприятной
атмосферы.
Упражнение «Футболка с надписью»
Цель: развитие стремления подростка найти
положительное качество в себе и других людях.
Самодиагностика
Краткая многомерная шкала удовлетворённости
жизнью.
(Zullig, Huebner, Gilman, Patton, Murray, 2005; перевод Д.А.
Леонтьева) (Приложение 1)
Методика Голубева И. К. определение уровня
подготовленности к преодолению обид и уровня
удовлетворенности жизнью (Приложение 2)
Упражнение «Детские обиды»
Цель: формирование стремления преодоления
трудностей, мешающих полноценному
самовыражению.
Задание на дом «Самонаблюдение»
Цель: формирование навыка самонаблюдения и
самоанализа.
Рефлексия.
Занятие 2
Тема. Разбор, есть ли у обиды «основания» и есть ли лучшие, чем обида, способы реагирования.
Цель занятия: обсуждение типичных обидных ситуаций (проблем), совместно с воспитанником поиск и обсуждение способов «выбрасывания» обид, способов поведения в обидной ситуации.
Содержание занятия.
Упражнение «Мои проблемы»
Цель: обучение осознанию своих проблем и поиску
их решения, а также преодолению трудностей,
мешающих полноценному самовыражению.
Упражнение «Обиженный человек»
Цель: поиск внешних ресурсов по преодолению
обиды.
Упражнение «Я могу»
Цель: развитие навыков критического мышления,
поиск внутренних ресурсов по преодолению
обиды.
Упражнение «Копилка обид»
Цель: обсуждение типичных обидных ситуаций, и
способов «выбрасывания» обид.
Упражнение «Никто мне не обязан»
Цель: развитие ответственности подростка за
свое эмоциональное состояние и выбор способов
реагирования.
Упражнение «Не делай того, чего не хочешь
получить от других людей»
Цель: формирование ответственности
за отношения с другими
людьми.
Арт- упражнение «Цвета и твое состояние»
Цель: снижение эмоционального напряжения,
обучение приему саморегуляции.
Рефлексия.
Занятие 3
Тема. Развеивание чувства обиды (освобождение от надуманных обид), расширение способов саморегуляции и формирование ответственности за свои эмоциональные реакции.
Цель занятия: всесторонний анализ реальной (виртуальной) ситуации, ее осмысление, поиск причин поведения обидчика, извлечение урока из ситуации.
Содержание занятия.
Упражнение «Принимаю ответственность на себя»
Цель: развитие самопознания и адекватной
самооценки.
Задание «Твои ценности»
Цель: способствовать осознанию самых важных (
базовых) ценностей в жизни человека.
Упражнение «Как выразить обиду»
Цель: показать подросткам, что каждый по своему
выражает одну и туже обиду, исходя из своих
ценностей, обсуждение способов поведения в
трудных ситуациях, обучение принятию своих
реакций и реакций других людей.
Сказка про Ивана-дурака (О. А. Апуневич)
Цель: познакомить подростков с некоторыми
приемами овладения своими чувствами.
Упражнение с мусорным ведром (О. А. Апуневич)
Цель: обучение приемам саморегуляции
Мини-беседа «Перестать себя накручивать»
Цель: активизировать представления о
взаимосвязи собственных оценок и представлений
о ситуации, развитие умения констатировать факты
без эмоций
Упражнение «Переключение внимания»
Цель: формировать навык оценивать ситуации
нейтрально или позитивно для адекватного
разрешения проблемы.
Задание на дом: тренировка переключения внимания
и констатации фактов, без оценочном описании
предметов или явлений.
Цель: закрепление навыка переключения внимания и
безоценочного анализа увиденного.
Рефлексия.
Занятие 4
Тема. Выплеск и переключение обиды. Преодоление обиды.
Цель занятия: облегчение эмоционального состояния, переживание воспитанником обиды через ее «опредмечивание» и «выбрасывание», развитие навыка выбора способа реагирования и снятия эмоционального напряжения.
Содержание занятия.
Упражнение «Переключение внимания»
Цель: закрепление навыка оценивать ситуации
нейтрально, без оценки.
Упражнение «Вернись страшной сказки в
реальность»
Цель: закрепление навыка развеивания чувства
обиды.
Дыхательная гимнастика для саморегуляции.
Цель: освоение дыхательных приемов
саморегуляции
Упражнение «Почему они так поступают?»
Цель: развитие навыков критического мышления,
оправдание поведения обидчика, развитие
способности переключать внимание с внутреннего
на внешнее.
Рефлексия
Занятие 5
Тема. Определение взаимосвязи эмоций и поступков.
Цель занятия: развитие понимания у подростков взаимосвязи эмоциональных состояний и поступков, формирование правильного отношения к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта», способствовать осознанию необходимости самодисциплины.
Содержание занятия.
Мини-беседа « Переключение внимания,
отвлечение от обиды»
Цель: закрепление навыка переключения
внимания и формирования позитивного отношения
к обидным ситуациям.
Аутогенная тренировка
Цель: повышение психологической компетентности,
закрепление навыка переключения внимания через
достижения аутогенного состояния.
Физиологическая прокачка обиды
Цель: познакомить с приемами саморегуляции,
снижение психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Выплеск и переключение обиды»
Цель: создание ситуации завершения обиды у
подростков.
Упражнение «Встань на его место»
Цель: формирование умения принимать чувства
другого человека в конфликтной ситуации,
развитие навыков рефлексии.
Мини-лекция «Что такое самодисциплина?»
Цель: повышение психологической
компетентности и осознанию необходимости
развития самодисциплины.
Задание на дом
Цель: развитие стремления подростков к
самоопределению и самодисциплине
Рефлексия анкета
Занятие 6
Тема. Самодисциплина.
Цель занятия: развитие мотивации к самодисциплине через формирование позитивного целеполагания и осознанного подхода к делу, которое кажется сложным.
Содержание занятия.
Мини-беседа «Что такое самодисциплина, пути ее
достижения»
Цель: развитие представления о дисциплине и
способов достижения самодисциплины.
Диагностика потребности в достижении успеха
Цель: определить, насколько сильны
устремления воспитанника в достижении
успеха.
Упражнение «Стратегия выбора. Формулирование
цели»
Цель: повышение мотивации к
самоорганизации , и формирование навыка
построения позитивных целей.
Мини-беседа «Система организации дня»
Цель: актуализация представлений подростка о
самоорганизации и своей ответственности за
достижения в ближайшем времени и в будущем,
развитие самодисциплины.
Упражнение «Тетрадь успехов»
Цель: формирование стремления к успеху,
повышение уверенности в себе.
Рефлексия
Занятие 7
Тема. Развитие личной самоорганизации.
Цель: повышение компетентности подростков по личной самоорганизации (развитие навыка целеполагания, планирования и структурировании времени).
Содержание занятия.
Упражнение «Создавая действительность»
Цель: закрепление мотивации и навыка
формулирования позитивной цели и выявление
ресурсов для ее достижения.
Мини-беседа «Ты и твои дела важнее обиды»
Цель: развитие мотивации к саморазвитию и
структурированию времени.
Упражнение «Дела срочные и дела важные»
Цель: развитие навыков рефлексии, формирование
ответственное отношение ко времени, определение
приоритетов при попадании в затруднительные
ситуации.
Задание «План и распорядок дня»
Цель: закрепление навыка организации дня, навыка
планирования дел на день, месяц.
Рефлексия
Занятие 8
Тема. Закрепление навыков критического мышления, понимания и стремления к социально-значимым выборам.
Цель: развитие навыков рефлексии, закрепление навыка анализа ситуаций, поиска адекватного решения.
Содержание занятия.
Тренинг «Переключение внимания»
Цель: закрепление навыка оценивать ситуации
нейтрально или позитивно для адекватного
разрешения проблемы.
Упражнение «Я могу»
Цель: закрепление навыков саморегуляции.
Проведение итоговой диагностики
Цель: выявление результатов индивидуальной
работы по тестам
Упражнение «Преодоление обиды»
Цель: осмысление, извлечение урока из ситуации,
обсуждение способов поведения в конкретной
обидной ситуации, развитие навыка саморегуляции.
Анализ обид (метод Рожкова М.И., Набатовой М.А.)
Цель: проверить, насколько подростки усвоили
материал (научились рационально себя вести,
справляться с обидой).
Дилеммы.
Цель: развитие умения анализировать ситуации,
аргументировать свое решение, мнение.
Рефлексия по итогам занятий – заполнение Анкеты
обратной связи.
Цель: подведение итогов индивидуальных занятий.
Литература
- Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн.– СПб.: Питер, 2006.–271 с.
- Дендеберя, Е.В. Как поднять самооценку [Текст] / Е.В. Дендеберя, – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.
- Лемайте, К. Оптимизм. Новая программа для улучшения настроения. [Текст] / К. Лемайте, – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 383 с.
- Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Как не попасть в неприятную ситуацию. Психологические ловушки для мальчиков. [Текст] / А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых, – М.: Академический Проект, 2001.–48 с. (Ты не один).
- Рожков, М.И., Набатова, М. А. Как помочь ребенку преодолеть обиду [Текст] / М.И. Рожков, М. А. Набатова, – Ярославль, Академия развития, 2006. – 192 с.