НОД по теме "Звуки и буквы С – Ш"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: подготовка к обучению грамоте через формирование элементарных навыков чтения и письма.

Задачи

образовательные:

развивать умения дифференцировать звуки и буквы С-Ш;

развивать умение определять большую букву в именах, кличках;

развивающие:

развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

развивать умение подбирать слова сходные по ритмической структуре;

развивать концентрацию, устойчивость произвольного внимания;

развивать произвольность поведения через выполнение правил поведения;

воспитательные:

воспитывать устойчивый интерес к обучению в школе, желание взаимодействовать со взрослым;

воспитывать доброжелательность, умение радоваться успеху сверстника.

Оборудование: игрушки (самолет, лошадка, слон, коляска, мышка, неваляшка, матрешка, машинка, собачка), две коробки для игрушек, Карлсон, Малыш, металлофон, круг с изображением игрушек для игры “Холпни-топни”, тетради, карандаши, мяч, таблички со словами, наборы букв для имен Карлсона и Малыша, аудиопроигрыватель.

Сюрпризный момент “Малыш и Карлсон”.

(Проводит логопед).

Звучит аудиозапись “Полет Карлсона”.

Логопед говорит, что появились два персонажа: Малыш и Карлсон, но они находятся в другой комнате и их имена не называются.

Игра “Знакомство”.

(Проводит логопед).

а) Синтез слова из звуков.

Педагог предлагает их отгадать по звукам: К А Р Л С О Н,  М А Л Ы Ш .

Дети называют героев, и они появляются в комнате.

Логопед говорит от их лица, что Карлсону (веселому и шаловливому) всегда интересно с кем-нибудь поиграть и завести новых друзей. Малыш же захотел увидеть, как дети готовятся к школе (читают, печатают, называют звуки), ведь ему тоже скоро идти в школу. Мы можем Малыша научить читать.

б) Игра “Да-нет-ка”.

Логопед представляет гостей и предлагает угадать звук из имени Карлсона, а затем Малыша.

Выставляются буквы: С, З, О. Логопед предлагает детям задавать вопросы и отвечает на них односложно: Да (нет).

Примерные вопросы: - Это гласный звук? - Это звонкий звук? - Это мягкий звук?

Выставляются буквы: Ж, У, Ш. Игра проводится аналогично.

Определяются буквы: С, Ш.

в) Синтез слов из букв.

Логопед предлагает наборы букв и два ребенка выкладывают имена гостей: КАРЛСОН, МАЛЫШ.

Игровое упражнение “Прогулка” (звуковая дорожка).

Логопед предлагает отправиться с гостями на прогулку. Выставляются поочередно шесть фигурок Малыша и Карлсона. Логопед “ведет” детей по дорожке от Карлсона к Малышу и т.д. Во время “прогулки” дети по дорожке произносят соответствующие звуки: С-Ш...

Игра “Хлопни – топни”.

(Проводит психолог).

- Малыш, а ты хочешь учиться в школе?

Чтобы в школе нам учиться, надо быть внимательным, чтоб пятёрки получать, надо быть старательным. Дети, а давайте поучим играть в игру “Хлопни – топни”.

Дети проговаривают правила игры. Психолог показывает круг, который разделён на 8 частей, где в каждой части изображена игрушка (самолет, слон, коляска, мышка, неваляшка, матрешка, машинка, собачка). Психолог за ширмой издаёт звуки металлофона. Дети отсчитывают звуки, затем отсчитывают сектора круга и говорят, на какой картинке остановились. Выигравшие получают аплодисменты.

Игра “Наведем порядок”.

(Проводит логопед в игровом уголке).

Логопед обращает внимание, что Карлсон поиграл, и все игрушки остались на полу. Необходимо навести порядок: игрушки со звуком С – в правую коробку, со звуком Ш – в левую коробку. В конце для проверки наклеиваются буквы на коробки.

Игрушки со звуком Ш: матрешка, неваляшка, мышка, машина , шарик, лошадка;

Игрушки со звуком С: слон , коляска, самолет, собачка.

- Почему в коробке лежат эти игрушки вместе?

Два ребенка делают выводы:

- В названии игрушек (перечисляет) есть звук Ш (С).

Логопед замечает, что одна игрушка (мяч) осталась без места. Почему?

Игра с мячом “Замени звук”.

Логопед называет слово и бросает мяч. Надо заменить звук С на звук Ш.

сайка-шайка

сутки-шутки

миска-мишка

каска-кашка

мыс-мышь

солить-шалить

Затем задание меняется: надо заменить звук Ш на звук С.

штуки-стуки

шок-сок

Машка-маска

шкала-скала

крыша-крыса

плюш-плюс

Карлсон улетел, но обещал вернуться.

Карлсону понравилась игра с мячом, и он решил его забрать себе и поиграть еще с другими ребятами.

Включается аудиозапись “Полет Карлсона”. Карлсон благодарит детей и улетает.

Упражнение “Пропущенные буквы”.

Логопед говорит о том, что дети могут показать Малышу, как они умеют печатать буквы.

Работа в тетради.

ко.ка .умка .апка но.ы

Дети сверяются с образцом на доске. Тот, кто не допустил ошибку, поднимает руку.

Игра “Подбираем рифмы”.

Малыш загрустил. Логопед предлагает детям развлечь Малыша: научить сочинять стихи. А для этого надо правильно подбирать слова-рифмы.

Предварительно слова читаются по цепочке на доске: КАСКА, КАШКА, МИСКА, МИШКА, МАШКА, МАСКА, СУМЕТЬ, ШУМЕТЬ.

Надевал пожарный КАСКУ.

Положили в чашку … (КАШКУ),

На столе с салатом МИСКА.

Сладко спит в берлоге … (МИШКА).

Имя нашей кошки МАШКА.

На лицо надета … (МАСКА),

Как нам хочется СУМЕТЬ

Сидеть спокойно, не … (ШУМЕТЬ)!

Логопед говорит о том, что этот совет пригодится в школе и предлагает его повторить детям хором:

Как нам хочется суметь
Сидеть спокойно, не шуметь!

Игра “Подарок Малышу”.

(Проводит психолог).

- Малыш, ты удивлен? Не переживай, мы приготовили тебе подарок – книжечку.

А книжечка-то не простая. Чем она отличается от других книжек? (Пустая) Не волнуйся малыш, Мы наклеим в неё картинки и расскажем тебе о правилах поведения в школе.

Дети по очереди говорят правила поведения в школе и на каждое правило наклеивают соответствующую (подготовленную заранее) картинку в книжку.

Правила:

во время ответа поднимают руку;

обязательны школьные принадлежности;

на уроки не опаздывают;

на переменах игры без баловства;

внимательно слушают учителя.

После игры “Подарок малышу” педагог говорит:

Ты повзрослел, малыш, теперь,
Ты многое узнал,
Здесь в мир тебе открылась дверь,
Чтоб дольше ты шагал.

Дети дарят подарок-книгу Малышу.

Итог “Сюрпризы от Карлсона”.

Логопед обращает на шум, который раздается из другой комнаты. Педагог вносит подарки от Карлсона. каждый ребенок получает воздушный шар и конверт с загадкой.

- Эти загадки можно выучить, а отгадку нарисовать и передать Карлсону.

У окошка я сижу
На весь мир в него гляжу (телевизор).

Гладкое, душистое,
Моет чисто (мыло).

Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок-
Остался стебелек (одуванчик).

Из дома я вышла
И вынесла крышу.
Вернулась домой -
И крыша со мной (черепаха).

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой,
С бархатной подкладкой (белый гриб).