Цель: подготовка к обучению грамоте через формирование элементарных навыков чтения и письма.
Задачи
образовательные:
развивать умения дифференцировать звуки и буквы С-Ш;
развивать умение определять большую букву в именах, кличках;
развивающие:
развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
развивать умение подбирать слова сходные по ритмической структуре;
развивать концентрацию, устойчивость произвольного внимания;
развивать произвольность поведения через выполнение правил поведения;
воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к обучению в школе, желание взаимодействовать со взрослым;
воспитывать доброжелательность, умение радоваться успеху сверстника.
Оборудование: игрушки (самолет, лошадка, слон, коляска, мышка, неваляшка, матрешка, машинка, собачка), две коробки для игрушек, Карлсон, Малыш, металлофон, круг с изображением игрушек для игры “Холпни-топни”, тетради, карандаши, мяч, таблички со словами, наборы букв для имен Карлсона и Малыша, аудиопроигрыватель.
Сюрпризный момент “Малыш и Карлсон”.
(Проводит логопед).
Звучит аудиозапись “Полет Карлсона”.
Логопед говорит, что появились два персонажа: Малыш и Карлсон, но они находятся в другой комнате и их имена не называются.
Игра “Знакомство”.
(Проводит логопед).
а) Синтез слова из звуков.
Педагог предлагает их отгадать по звукам: К А Р Л С О Н, М А Л Ы Ш .
Дети называют героев, и они появляются в комнате.
Логопед говорит от их лица, что Карлсону (веселому и шаловливому) всегда интересно с кем-нибудь поиграть и завести новых друзей. Малыш же захотел увидеть, как дети готовятся к школе (читают, печатают, называют звуки), ведь ему тоже скоро идти в школу. Мы можем Малыша научить читать.
б) Игра “Да-нет-ка”.
Логопед представляет гостей и предлагает угадать звук из имени Карлсона, а затем Малыша.
Выставляются буквы: С, З, О. Логопед предлагает детям задавать вопросы и отвечает на них односложно: Да (нет).
Примерные вопросы: - Это гласный звук? - Это звонкий звук? - Это мягкий звук?
Выставляются буквы: Ж, У, Ш. Игра проводится аналогично.
Определяются буквы: С, Ш.
в) Синтез слов из букв.
Логопед предлагает наборы букв и два ребенка выкладывают имена гостей: КАРЛСОН, МАЛЫШ.
Игровое упражнение “Прогулка” (звуковая дорожка).
Логопед предлагает отправиться с гостями на прогулку. Выставляются поочередно шесть фигурок Малыша и Карлсона. Логопед “ведет” детей по дорожке от Карлсона к Малышу и т.д. Во время “прогулки” дети по дорожке произносят соответствующие звуки: С-Ш...
Игра “Хлопни – топни”.
(Проводит психолог).
- Малыш, а ты хочешь учиться в школе?
Чтобы в школе нам учиться, надо быть внимательным, чтоб пятёрки получать, надо быть старательным. Дети, а давайте поучим играть в игру “Хлопни – топни”.
Дети проговаривают правила игры. Психолог показывает круг, который разделён на 8 частей, где в каждой части изображена игрушка (самолет, слон, коляска, мышка, неваляшка, матрешка, машинка, собачка). Психолог за ширмой издаёт звуки металлофона. Дети отсчитывают звуки, затем отсчитывают сектора круга и говорят, на какой картинке остановились. Выигравшие получают аплодисменты.
Игра “Наведем порядок”.
(Проводит логопед в игровом уголке).
Логопед обращает внимание, что Карлсон поиграл, и все игрушки остались на полу. Необходимо навести порядок: игрушки со звуком С – в правую коробку, со звуком Ш – в левую коробку. В конце для проверки наклеиваются буквы на коробки.
Игрушки со звуком Ш: матрешка, неваляшка, мышка, машина , шарик, лошадка;
Игрушки со звуком С: слон , коляска, самолет, собачка.
- Почему в коробке лежат эти игрушки вместе?
Два ребенка делают выводы:
- В названии игрушек (перечисляет) есть звук Ш (С).
Логопед замечает, что одна игрушка (мяч) осталась без места. Почему?
Игра с мячом “Замени звук”.
Логопед называет слово и бросает мяч. Надо заменить звук С на звук Ш.
сайка-шайка
сутки-шутки
миска-мишка
каска-кашка
мыс-мышь
солить-шалить
Затем задание меняется: надо заменить звук Ш на звук С.
штуки-стуки
шок-сок
Машка-маска
шкала-скала
крыша-крыса
плюш-плюс
Карлсон улетел, но обещал вернуться.
Карлсону понравилась игра с мячом, и он решил его забрать себе и поиграть еще с другими ребятами.
Включается аудиозапись “Полет Карлсона”. Карлсон благодарит детей и улетает.
Упражнение “Пропущенные буквы”.
Логопед говорит о том, что дети могут показать Малышу, как они умеют печатать буквы.
Работа в тетради.
ко.ка .умка .апка но.ы
Дети сверяются с образцом на доске. Тот, кто не допустил ошибку, поднимает руку.
Игра “Подбираем рифмы”.
Малыш загрустил. Логопед предлагает детям развлечь Малыша: научить сочинять стихи. А для этого надо правильно подбирать слова-рифмы.
Предварительно слова читаются по цепочке на доске: КАСКА, КАШКА, МИСКА, МИШКА, МАШКА, МАСКА, СУМЕТЬ, ШУМЕТЬ.
Надевал пожарный КАСКУ.
Положили в чашку … (КАШКУ),
На столе с салатом МИСКА.
Сладко спит в берлоге … (МИШКА).
Имя нашей кошки МАШКА.
На лицо надета … (МАСКА),
Как нам хочется СУМЕТЬ
Сидеть спокойно, не … (ШУМЕТЬ)!
Логопед говорит о том, что этот совет пригодится в школе и предлагает его повторить детям хором:
Как нам хочется суметь
Сидеть спокойно, не шуметь!
Игра “Подарок Малышу”.
(Проводит психолог).
- Малыш, ты удивлен? Не переживай, мы приготовили тебе подарок – книжечку.
А книжечка-то не простая. Чем она отличается от других книжек? (Пустая) Не волнуйся малыш, Мы наклеим в неё картинки и расскажем тебе о правилах поведения в школе.
Дети по очереди говорят правила поведения в школе и на каждое правило наклеивают соответствующую (подготовленную заранее) картинку в книжку.
Правила:
во время ответа поднимают руку;
обязательны школьные принадлежности;
на уроки не опаздывают;
на переменах игры без баловства;
внимательно слушают учителя.
После игры “Подарок малышу” педагог говорит:
Ты повзрослел, малыш, теперь,
Ты многое узнал,
Здесь в мир тебе открылась дверь,
Чтоб дольше ты шагал.
Дети дарят подарок-книгу Малышу.
Итог “Сюрпризы от Карлсона”.
Логопед обращает на шум, который раздается из другой комнаты. Педагог вносит подарки от Карлсона. каждый ребенок получает воздушный шар и конверт с загадкой.
- Эти загадки можно выучить, а отгадку нарисовать и передать Карлсону.
У окошка я сижу
На весь мир в него гляжу (телевизор).
Гладкое, душистое,
Моет чисто (мыло).
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок-
Остался стебелек (одуванчик).
Из дома я вышла
И вынесла крышу.
Вернулась домой -
И крыша со мной (черепаха).
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой,
С бархатной подкладкой (белый гриб).