Роль ИКТ-технологий в процессе обучения игре на фортепиано

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Целями применения компьютерных технологий на уроке музыки является:

  • личностное развитие учащихся;
  • повышение интереса к музыке;
  • рост познавательной активности учащихся в процессе обучения;
  • повышение интереса к творческой деятельности;
  • воспитание активности и самостоятельности;
  • формирование эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;
  • развитие теоретического мышления.

Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Требования общества начала XXI века сводятся уже не к простой компьютерной грамотности, а к формированию информационной культуры музыканта. Внедрение в образовательный процесс информационных технологий позволяет сделать обучение более эффективным и разнообразным. Применение информационных технологий на занятиях становится все более актуальным и значимым. В настоящее время в музыкальном обучении вместо технических средств отдельная роль отводится компьютеру. Компьютер - это техническое, дидактическое средство, позволяющее усовершенствованию знаний, навыков, расширению и углублению практического мышления обучающихся в этом направлении.

Как и во всех сферах, в музыкальном обучении наблюдается положительная тенденция изучения теории и практических курсов посредством современных компьютерных технологий. Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает, неоднозначные суждения. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции учебных методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Словосочетание “компьютерное обучение” многих просто пугает. Мы всегда гордились человеческим фактором в воспитании музыканта, тонким проникновением в душу. При этом новые направления и инструменты вовсе не исключают мирного сосуществования со всем тем, что всегда пользовалось традиционным признанием, вместе с тем предлагая сегодняшней музыкальной школе большой спектр явных преимуществ.

Что предлагает современная информационная компьютерная система - Интернет? В США, например, давно существует компьютерная помощь желающим. Если войти на сайт “моя школа онлайн” (то есть - моя школа в реальном времени), то можно совершить увлекательное путешествие в мир музыки: тому, кто собрался заниматься музыкой, предлагается огромный перечень того, с чего можно начать занятие. Это “фортепианные загадки”, музыкальный хронограф под названием “этот день в музыкальной истории”, разнообразные игры, информацию о музыке и других искусствах. И все это можно узнать, нажав определенную кнопку, не тратя усилий по поиску тех или иных сведений. Там, где есть компьютер, существует масса выигрышных моментов - компьютер берет на себя рутинную работу, оставляя пользователю простор для творческого самовыражения, и музыкальная деятельность не является исключением.

Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых прогрессивных методик, форм организации занятий музыкой с учащимися при условии не разрушения наиболее ценного опыта традиционных методов работы.

Целью использования компьютера в музыкальном обучении является не замена обучения на оригинале, а быстрое, практичное выполнение таких задач как самостоятельный анализ теории и практической части нового материала со стороны обучающего, необходимость возникновения воображения в итоге доказанных в его сознании заключений. Для этого обучающийся должен уметь продолжить обучение в любом времени и пространстве за пределами аудитории. Компьютерные технологии всегда могут дать эту возможность,

  • во-первых, обуславливается обратная связь между полученными знаниями и результатом;
  • во-вторых, не требуется оценка приобретённых знаний со стороны постороннего человека (самостоятельная работа учащегося).
  • в-третьих, повысить свои навыки посредством этого могут не только ученики, но и учителя, потому что чем шире спектр приобретённых знаний, тем возрастает необходимость их повторения.

Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки - использование мультимедийных средств обучения. Компьютерные программы применяются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании инструментального текста. Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с “оркестром”, выполнять функции “тренажера” по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий, тем произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

В своей практике я часто предлагаю учащимся найти определенный материал в сети Интернет на различных сайтах, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыка различных стилей и направлений, а также тексты, история создания и аудиозаписи различных произведений. Умение работать с компьютером является одним из атрибутов современного общества.

Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность эффективно ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для урока и позволит предоставить широкую информацию учащимся о предмете. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала.

Прогноз развития музыкального образования опирается на реальный стремительный прогресс в компьютеризации жизни общества и от этого нам не уйти. Анализируя многочисленные публикации нельзя не согласиться с тем, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное (не только теоретическое), а уже и исполнительское образование - это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. Таким образом, одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики XXI века (и это касается уже начального звена музыкального образования) является преподавание учащимся музыкальной информатики с целью овладения ими музыкально-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

  • во-первых, для профессиональной подготовки музыкантов;
  • во-вторых, музыкальная информатика может облегчить деятельность исполнителя, музыкально-педагогическую работу.

В программах, предназначенных для обучения музыки, можно найти следующие материалы:

  • учебные пособия;
  • музыкальные энциклопедии;
  • музыкальные проигрыватели;
  • программы для пения караоке;
  • музыкальные конструкторы;
  • программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Музыкальная информатика имеет в своём арсенале массу обучающих программ, благодаря которым можно получить необходимый справочный материал. При этом использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой.

Музыкальные занятия должны быть современными, педагоги должны широко использовать современные компьютерные программы, что делает занятие более интересным и познавательным, а воспитанники - больше использовать компьютер в подготовке к занятиям, закреплении материала, ответах на интересующие вопросы по музыкальным предметам. Современные компьютерные технологии обеспечивают разнообразие, доступность и оригинальность учебной информации в отличие от традиционных средств обучения музыки. Они помогают педагогу сделать процесс обучения более эффективным и качественным.

Вывод.

Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Во время занятий музыкой, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, - это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся.