Я считаю, что одна из главных задач педагога, сделать так, чтобы как можно скорее стать ненужным ученику, устранить себя, вовремя уйти со сцены, т.е. привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умение добиваться цели, которая называется зрелостью. Но, в то же время, я не в коем случае не хочу свести себя к нулю как человека, как личность. Просто хочу перестать быть милиционером, гувернером, тренером, а хочу остаться одним из многих жизненных двигателей ученика, одним из ярких впечатлений этого бытия наряду со многими более сильными или более слабыми.
Меня никогда не покидает ощущение “чуда”, когда я объясняю ученикам гениальные творения великих музыкантов, и мы вместе стараемся исследовать по мере сил их глубины, понять их закономерности, возвысится до их высот. Знаю, что это ощущение “чуда” и связанные с ним радости дает смысл жизни, заставляет педагога работать больше и жертвовать собой без всякого сожаления.
Всякое исполнение состоит из трех основных элементов: исполняемого (музыки), исполнителя и инструмента. Лишь полное владение этими элементами можно обеспечить хорошее художественное исполнение.
Искусство концертмейстера является широко распространенной деятельностью пианиста, не менее важной по своему художественному значению, чем деятельность солиста, дирижера, хормейстера или режиссера.
В музыкально-театральной студии концертмейстер является главнейшим помощником в работе двух его коллег - режиссера и хормейстера. В мои обязанности входят такие понятия как: домашняя подготовка - тщательное разучивание партии аккомпанемента, добросовестное техническое овладение фактурой.
Подбор музыкальных примеров из различных источников - клавиров опер, симфоний, балетов и других нотных сборников. Подбор определенных музыкальных записей, фиксирование их на фонограмму. Подбор и исполнение музыкальных произведений для различных пластических упражнений и разминок.
Поддержка гармоническими и ритмическими средствами аккомпанемента при постановке голоса. Редуцирование (упрощенность) аккомпанемента, восприятие в одновременности с музыкальным сопровождением и нотной партии солиста (дублирование нотного материала) в начальной стадии разучивания, с постепенным переходом к более сложному.
Специальная компоновка музыкального сопровождения к определенной сцене спектакля, при соблюдении следующих условий: сохранение особенностей стиля спектакля (классическая, современная, джазовая и другая музыка), характер определенного музыкально - сценического образа, завершение музыкальной формы, хронометраж. Кроме вышеупомянутых навыков педагогу - концертмейстеру может понадобиться проаккомпанировать какое-либо сочинение в транспонированном виде.
Я пытаюсь своей деятельностью развивать музыкальный вкус у детей. Приучать их к правильному, осмысленному восприятию и вопроизведению музыки.
Одной из эффективных форм работы в этом направлении является, по моему мнению, музыкальная гостиная. Предлагаю некоторые материалы одной из многих проведенных мной и коллегами гостиных.
Добрый день дорогие наши слушатели!
Мы рады приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня в нашей школе день открытых дверей и тема этого дня - чтение.
Чтение и музыка, что может быть лучше? Два занятия, без которых невозможно представить нашу жизнь. Нужно уметь читать книги и обожать слушать музыку. Иногда даже можно совмещать два этих занятия.
Сам идея сопровождать чтение книги определённой музыкой не нова. Некоторые авторы даже прилагали к своим книгам целые списки песен и прочих музыкальных сочинений для слушания их одновременно с чтением их книг.
Сегодняшняя технология позволяет создать музыкальное сопровождение к книге: электронные книги, которые распространяются во всём большем количестве, вполне могут читаться с одновременном музыкальном сопровождении.
В Нью-Йорке уже есть компания - “Booktrack”, которая готовится при помощи экспериментальной технологии начать выпуск таких вот книг с музыкальным сопровождением.
Первым выпустят в таком “омузыкаленном” формате роман для юношества “Власть шести”, после чего один за другим последуют “Приключения Гекльберри Финна”, “Джейн Эйр”, “Ромео и Джульетта” и “Три мушкетёра”.
В электронной версии музыка будет “двигаться” в темпе чтения. Её можно координировать с текстом, прикоснувшись к экрану. На один роман нужно примерно девять часов музыкального сопровождения. Большая его часть - это инструментальная музыка, но в нужных местах могут появляться разные шумовые эффекты, вроде грома грозы, звука шагов или тиканья часов.
Глава компании Пол Камерон считает, что музыкальное сопровождение сделает процесс чтения более интересным и что многие молодые люди, привыкшие слушать музыку постоянно, но отвыкшие читать таким образом начнут возвращаться к книге. Если новая идея приживётся, то мы станем свидетелями рождения новой профессии: композитор книги или звукорежиссёр книги.
Сегодня мы попробуем такой способ. Объединить слушанье музыки с чтением. Чтение под музыку.
Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (нем. Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus — австрийский композитор капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. В общей сложности Моцарт написал 626 произведений, в том числе 50 симфоний. Симфония № 40 -была написана в 1788 году. Эта симфония была написана после смерти его маленькой дочери Терезы.
Соль минор - тональность итальянских слёзных арий.
Это уникальное произведение в творчестве Моцарта, никогда ещё трагедия души не раскрывалась так искренне и не достигала такой силы - ни до этого произведения, ни после него.
Симфония (от греч. сгицфата — “созвучие”) — музыкальное произведение, как правило, в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения, как правило, симфоническим оркестром: один из важнейших жанров симфонической музыки
Исполнение: В.А.Моцарт - отрывок из симфонии соль минор.
Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Великий немецкий композитор.
Давайте представим, что мы перенеслись через много лет назад и очутились в 18 веке. И.С.Бах в 1721 году женится на Анне Магдалине. Это его 2-ой брак. После смерти его первой жены Марии Барбары, у него осталось 7 детей. Анна Магдалина становится любящей женой и преданным другом, подарившая ему ещё 13 детей. Бах заводит “Клавирные книжечки” для своих детей и Анны Магдалины, которая хорошо владела вокалом (была певицей). В дальнейшем это знаменитая “Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах”. Этими тетрадями все пользовались в семье Баха, кто-то разучивал из неё произведения записанные отцом, кто-то вписывал в неё свои первые композиции, кто-то овладевал искусством аккомпанимента. Из 24 произведений, входящих в эту нотную тетрадь, значительную часть составляют менуэты.
Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький (в понятии мелкий, незначительный))— старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.
Менуэт ре-минор - плавный, мелодичный, мягкий и певучей. Полифоническое произведение имеющие два голоса. Первый голос - высокий (женский), сопрано, а второй - низкий (мужской), бас.
Исполнение: И. С.Бах - Менуэт ре-минор из “Нотной тетради Анны Магдалины Бах.
Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх “венских классиков”.
Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения:фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький (в понятии мелкий, незначительный)) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века— бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.
Исполнение: Л.Бетховен - Менуэт (ансамбль).
Александр Тихонович Гречанинов (13 (25) октября 1864, Калуга — 3 января 1956, Нью-Йорк) — русский композитор. Творческое наследие Гречанинова огромно - около 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонический произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы и фортепианные произведения для детей.
Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название произошло от жителей Мазовии — Мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер— 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы
Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф.Шопена, написавшего более 60 мазурок. В русской музыке известны мазурки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.К. Лядова. А.Н. Скрябина, А.К. Глазунова. В мазурке, написанной Александром Гречаниновым два колена, из которых первое напоминает звон колоколов, а второе - проигрыш песни “Мы с тобой два берега”
Исполнение: А.Гречанинов – Мазурка.
Ариэль Рамирес — аргентинский композитор, исследователь народной музыки и традиционных ритмов Южной Америки. Автор музыки к заставке телепередачи “В мире животных”.
Эта мелодия известна как “Жаворонок” в исполнении оркестра Поля Мориа. В оригинале это отрывок из кантаты для хора “Рождество Господне” и называется “Паломничество” (или “Странники”). Эта мелодия часто звучит в нашей гостиной.
Жаворонок, жаворонок, лето закончено!
Бедный маленький птенчик, Я - твой друг.
Жаворонок, жаворонок Я тебя хорошо понимаю.
Во мне также много печали.
В пшенице, на равнине, когда ты пел,
Около Мадлен я засыпал
Воду из этого источника мы пили втроём,
Жизнь была столь приятна! Столь полна радости!
Жаворонок, жаворонок давай споём вместе,
Возможно, в другой день, будем счастливы.
Исполнение: А.Рамирес – Странники.
Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.
Австрийская народная песня – Пастушок.
Пётр Ильич Чайковский — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный драматург, тонкий психолог, мастер симфонист. Создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Профессор Московской консерватории. Оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по сей день он остаётся самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально - напряжённую лирическую стихию русской природы и русской души. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 года в Москве каждые четыре года проводится Международный конкурс имени Чайковского.
Детский альбом— сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок “Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано”. Сборник был сочинён Чайковским в мае - июле 1878 года и при первой публикации, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.
Детский альбом входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Хотя цикл адресован детям, к нему неоднократно обращаются и профессиональные артисты. Детский альбом вмещает многообразие музыкальных жанров: бытовые сцены и картины, самостоятельные сюжетные линии, игровая тематика, путешествия по Италии, Германии, Франции. Композитор находит место и для излюбленной сферы бытовых танцев.
“Марш деревянных солдатиков” - это марш игрушечных солдатиков. Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша, в которой слышится маленький барабан.
Марш — (итал. marcia, фр. marche, от marcher — идти) — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска.
Исполнение: Чайковский - Марш деревянных солдатиков.
Тарантелла (итал. Tarantella) — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура многократное повторение которой оказывало завораживающее, “гипнотическое” действие на слушателей и танцующих.
Исполнение:В.Калинин – Тарантелла.
Джером Дэвид Керн (англ. Jerome David Kern\ 27 января 1885 — 11 ноября 1945) — американский композитор, автор более 700 песен и ряда популярных оперетт. Его лучшие произведения стали классикой американского джаза.
“Smoke Gets in Your Eyes” (рус. Дым застилает глаза) — песня, написанная американским композитором Джеромом Керном и либреттистом Отто Харбаком для бродвейского мюзикла Roberta (1933). Была впервые исполненена Ирен Данн в 1935 году в фильме “Роберта” в квартете с Фредом Астером, Джинджер Роджерс и Рандольфом Скоттом. Впоследствии исполнялась многими известными артистами
Мы встретились с тобой ночью голубой,
И окутал нас облаком своим яблонь нежный дым.
Дым, все скрывает дым Счастьем молодым,
Вся душа полна Дымкой золотой Призрачного сна.
Жизнь прошла, и нет в душе тепла,
Любви отзвучал напев.
Яблонь цвет замёл твой лёгкий след,
С ветвей давно слетев.
Исполнение: Д. Керн – Дым.
Э. Тетцель - прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная, не имеющее строгой формы. Это произведение очень мягкое и плавное.
Прелюдия (от лат, рте...— перед и лат, ludus — игра)— короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, в целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию.
Исполнение: Э. Тетцель – Прелюдия.
Старинная французская песенка.
Эта пьеса принадлежит к числу самых популярных не только в “Детском альбоме”, но, быть может, во всем творческом наследии П. Чайковского. Название пьесы вполне точно указывает на происхождение ее мелодии - это действительно старинная французская песня. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после “Детского альбома” он использовал ее в хоре менестрелей в своей опере “Орлеанская дева”.
Ощущение старины возникает благодаря суровости, аскетичности, строгости музыкального языка.
Под вечер над рекой прохлада и покой,
Белея, облака уходят вдаль грядой.
Стремятся, но куда? Струятся как вода,
Летят как стая птиц, и тают без следа:
Чу! Дальний звон дрожит, зовёт, зовёт?
Так сердце сердцу весть подаёт.
Бежит, журчит вода, уходят прочь года,
А песня всё живёт, она со мной всегда.
Исполнение: П. Чайковский - старинная французская песенка.