Методические рекомендации по разработке дистанционных курсов в LMS Moodle

Разделы: Общепедагогические технологии


Обучающий дистанционный курс в LMS Moodle может содержать различный тип ресурсов (теоретической части) и элементов курса (практической части), которые позволяют использовать практически любой вид информации, используемой в сети Интернет.

В системе существует несколько вариантов ресурсов:

  1. Текстовая страница.
  2. Веб-страница.
  3. Ссылка на файл или веб-страницу.
  4. Ссылка на каталог.
  5. Пояснение.

Ресурсы курса могут быть представлены в виде файлов, которые загружаются в базу данных LMS Moodle или в виде ссылок на внешние сайты. Система позволяет использовать в качестве ресурсов самые разнообразные форматы электронных документов. Примеры использования и особенности ресурсов курса представлены в таблицах 1, 2 соответственно.

Таблица 1

Способы представления теоретических материалов

Обучающий материал

Ресурс курса

Лекция в виде текстового файла -, -ссылка на файл (формат *.doc, *.odt, *.pdf)

 - текстовая страница

Лекция в виде веб-страницы  - веб-страница

 - ссылка на файл или веб-страницу

Лекция в виде презентации, аудио-, видео-лекция  - ссылка на файл (формат *.ppt, *.wav, *.mp3 и др.)
Каталог изображений, аудео-, и видеоматериалов - ссылка на каталог

Таблица 2

Особенности ресурсов курса в LMS Moodle

Ресурс курса LMS Moodle Особенность ресурса LMS Moodle
-, -ссылка на файл

 - текстовая страница

Минимальное форматирование текста: преобразование веб-адресов в ссылки, а смайликов в графические эквиваленты
 - веб-страница Форматирование текста в Richtext HTML-редакторе: вставка изображений, гиперссылок, редактирование html – кода
 -, - ссылка на файл или веб-страницу Ссылка как и на внешний ресурс, так и на файлы в формате *.doc, *.odt, *.pdf
- ссылка на каталог Отражает содержимое каталога из файловой области курса

Элементы курса являются реализацией практических занятий при дистанционном обучении. К деятельностным элементам курса относятся: задание, опрос, рабочая тетрадь, форум, чат, глоссарий, база данных, анкета, тест, Wiks (см. рис. 1).

Рис. 1. Деятельностные элементы курса в LMS Moodle

Задание позволяет получить ответ от ученика в виде текста (посредством специальной формы) или в виде файла. Задание является аналогом традиционного домашнего задания. Примером задания может быть сочинение, изложение, диктант, ответ на вопрос в произвольной форме.

Для ввода ответов на предложенные вопросы посредством специальной формы необходимо воспользоваться Richtext HTML-редактором (см. рис. 2).

Рис. 2. Окно Richtext HTML-редактор

Результаты работы учащихся с элементами и ресурсами курса публикуются в журнале оценок. Тьютор может выбирать разные формы оценивания работы: баллы, проценты, буквенные оценки.

Опрос - своеобразная форма для голосования. Вопрос с несколькими вариантами ответов. Ученику предлагается выбрать, какой, на его взгляд, верный. Опрос может быть индивидуальным или анонимным. В зависимости от целей опроса ответы учеников могут показываться сразу или после того, как на вопрос ответят все.

Рабочая тетрадь – форма связи между тьютором и учащимся. Рабочая тетрадь может рассматриваться как аналог контрольной работы или реферата. Тьютор предлагает учащимся высказаться на определенную тему или дать ответы на конкретные вопросы. Учащийся вносит свой ответ и может изменять или дополнять его в течении определенного времени.

Форум - очень важный инструмент, так как это место, где происходят учебные обсуждения проблем. Форумы могут иметь различную структуру и позволяют оценивать сообщения. В форуме есть ряд пользовательских настроек: можно подписаться на него и, таким образом, получать все его сообщения; следить за новыми сообщениями; осуществлять поиск по сообщениям форума; изменять формат вывода сообщений (группировать сообщения в зависимости от даты, сворачивать сообщения и т.д.). В форуме имеется встроенный редактор, который позволяет форматировать текст вашего сообщения, вставлять картинки, писать формулы и т.д.

Чат похож на Форум, но для обмена сообщениями участники должны одновременно находиться на сайте курса в чате – специально организованном пространстве. Своеобразное общение в режиме реального времени. Если какой-то вопрос нужно обсудить всем вместе – назначаем дату и время, когда все ученики одновременно будут на курсе.

Глоссарий форма представления определений терминов, с которыми предстоит работать. Словарь может обновляться по мере изучения курса и быть единственным в курсе. Определения в глоссарий может вносить только тьютор или можно разрешить учащимся дополнять и уточнять термины, добавлять свои.

База данных может быть использована для того, чтобы: совместно накапливать книги, гиперссылки, относящиеся к определенной теме; выставлять созданные обучающимися фотографии, плакаты, творческие работы на всеобщее обозрение участников курса, чтобы учащиеся могли комментировать и рецензировать работы друг друга; пространство для хранения файлов.

Анкета вопросный лист, позволяющий получить информацию обо всех учениках одновременно. С помощью этого модуля можно собрать предварительные сведения сразу обо всех учениках в начале обучения и на основании полученных данных разделить учеников на группы.

Wiks представляет собой набор совместно создаваемых страниц. Wiks начинается с одной страницы, а потом каждый автор (учащиеся) может добавить ссылки на любые страницы, даже если они пока не существуют. Элемент Вики позволяет учащимся совместно работать над документом, добавляя, расширяя и изменяя его содержание.

Элемент курса “Тесты” позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов: вопросы в закрытой форме (множественный выбор); Да/Нет; короткий ответ; числовой; соответствие; случайный вопрос; вложенный ответ и др.

Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Можно установить лимит времени на работу с тестом. Тьютор может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста. Ученикам можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии снова использованы в этом же курсе (или в других).

Дистанционное управление процесса обучения достигается наличием в LMS Moodle специальных модулей: “Люди”, “Элементы курса”, “Управление”, “Мои курсы”, “Новостной форум”, “Календарь”, “Наступающие события”, “Последние действия”, “Пользователи на сайте и обмен сообщениями”

“Люди” – позволяет просмотреть список всех участников дистанционного курса (учащиеся и тьютор курса). Так же можно познакомиться с их профилями, узнать e-mail или отправить личное сообщение.

“Элементы курса” - этот блок содержит список типов различных элементов курса, которые доступны в настоящий момент в курсе (форумы, ресурсы, задания, тесты и т.д.).

По соответствующим ссылкам можно перейти к странице, содержащей все элементы курса данного типа с различной дополнительной информацией о них.

“Управление” – в этом блоке можно просмотреть текущие оценки, статистику работы с курсом;

“Мои курсы” - в этом блоке можно осуществить переход между курсами.

“Новостной форум” – этот блок содержит список последних тем новостного форума курса. С помощью новостного форума тьютор информирует всех участников своего курса о важных событиях.

“Календарь” - блок содержит сетку текущего месяца с отмеченными на ней событиями, на которые необходимо обратить внимание.

Существует четыре типа событий:

  • общие события – события, выходящие за рамки курса;
  • события курса – события, относящиеся непосредственно к курсу: граничные даты выполнения различных элементов и добавленные вручную события данного курса;
  • групповые события – события курса;
  • события пользователя – личные события учащегося.

События на календаре отображаются разными цветами. Расшифровка цветов: приведена сразу под календарной сеткой. При наведении на соответствующее событие всплывает небольшое окно, в котором отображается дата события и его название в виде ссылки, при нажатии на которую вы перейдете к полному описанию этого события.

“Наступающие события” - в соответствии с текущим календарем в данном блоке отображаются сведения о наступающих событиях.

“Последние действия” – в этом блоке можно выбрать просмотр последних событий на сервере дистанционного обучения.

“Пользователи на сайте и обмен сообщениями” - взаимосвязь участников дистанционного курса.

В дистанционном обучении форма представления учебных материалов приобретает особое значение. В учебных материалах заранее должны быть заложены ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у учащегося по методике изучения курса. Это касается порядка и логики изучения материала, методики ответов на контрольные вопросы, участия в дискуссиях, написания рефератов и т.д.

Весь комплекс учебно-программной и методической документации ДО делится на 2 части.

Первая часть – это документы, разрабатываемые администраторами ДО:

  1. Учебный (рабочий) план – рекомендуемое распределение дистанционных курсов по четвертям с указанием количества контрольных и письменных работ, и т.д.
  2. Общая инструкция (“Путеводитель”) – описание технологии ДО, особенностей работы учащегося и построения его индивидуального графика.
  3. План-график – рабочий план четверти с указанием контрольных сроков (присылки работ, ответов на тесты, дискуссионных ответов, зачетов).

Вторая часть разрабатывается тьюторами программы дистанционного курса:

  1. Курсовое описание – краткий обзор по методике работы с учебным курсом.
  2. Дистанционный курс – сетевой вариант учебно-методического пособия.
  3. Электронный учебник – особым образом структурированная и представленная на небумажном носителе (дискета, CD , DVD и т.п.) полная информация по учебному курсу.

Все эти три материала выстраиваются по принципу матрешки: каждый следующий включает в себя предыдущий (исключая повторы).

Содержание обучения – это особым образом сконструированная, адаптированная и логически выстроенная информационная модель окружающей действительности или осваиваемой деятельности.

Проектирование содержания – построение модели, подразумевающей определение необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления.

Структурирование учебного материала определяется фрагментарностью и психологическими особенностями контактов тьютора и обучающегося в системе ДО.

Каждая тема должна быть логически завершенной. Даже если какое-то содержание невозможно уместить в одну тему, делить его надо так, чтобы подтемы были логически обоснованы, и им можно было бы дать свой заголовок.

Каждая тема должна содержать примерно равное количество новых дидактических единиц, чем обеспечивается равномерность загрузки учащегося в течение учебного периода.

Широко известны и используются в педагогической практике методы логического структурирования учебного материала, позволяющие наглядно представить себе как всю совокупность дидактических единиц, так и их взаимосвязь и иерархию. Один из них – метод графов, он позволяет показать иерархические связи дидактических единиц в теме. Другой метод – опорно-логические схемы, представляющие структуру материала в образно-символически-текстовом виде. Кроме того, что это хороший инструмент проектирования содержания, это еще и эффективное средство визуализации материала (Приложение 1).

Темы могут блокироваться в модули (разделы), которых должно быть не более 3–8, в зависимости от категории курса.

Для наглядного представления информации, структурировании и выстраивании содержания, текстов необходимо использование двух категорий - фреймов и гипертекстов.

Фрейм – минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться). В самом тексте курса дается минимальное описание изучаемого объекта, явления или факта. При этом технология дистанционного обучения строится таким образом, чтобы побудить обучающегося к наиболее активному усвоению и поиску необходимой информации.

Таким образом, текст темы дистанционного курса (дистанционной лекции) в целом представляет собой сеть логически связанных между собой фреймов – узлов. Связи – это взаимоотношения фреймов, их взаимодействие, иерархия, характеристики и т.д.

Гиперссылка - текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.

В дистанционных курсах гиперссылки бывают двух видов: ссылки и переходы, обусловленные структурой курса.

Смысловые гиперссылки.

Наиболее распространенные смысловые гиперссылки:

  1. Терминологические – отсылают к словарям, содержащим более детальное описание термина, его этимологию и/или различные трактовки термина.
  2. Биографические – отсылают к биографиям людей, упомянутых в текстах.
  3. Иллюстративные – отсылают к дополнительным примерам и иллюстрациям.
  4. Ссылки на источники – отсылают к литературе. Аналог обычных текстовых ссылок на источники.

В проектировании контрольного блока необходимо, чтобы вся подсистема была педагогически и методически завершенной (учащиеся имел возможность пройти полный цикл процесса усвоения – от первичного восприятия содержания до закрепления и применения усвоенной информации в моделях реальной практики).

Определенное контрольное мероприятие проводится по каждой теме. Некоторые из них определяются именно как контрольные мероприятия: текущие, рубежные и итоговый контроли.

В мероприятии текущего контроля каждая тема сопровождается вопросами или тестами, которые помогают учащемуся более полно изучить материал и оценить степень его освоения. Наиболее популярными и адекватными для текущего контроля являются формы:

  • тесты;
  • открытые вопросы;
  • разнообразные задачи и задания, в том числе работа с источниками.

Обязательно должны быть представлены критерии оценки ответов.

Рубежный контроль охватывает содержание крупного раздела или нескольких тем. Количество рубежей определяется учебным планом, вид рубежного контроля определяет тьютор. Это может быть тест, контрольное сочинение-эссе, проблемная ситуация, микропроект.

Контрольное сочинение-эссе – эффективный метод контроля, применяемый не только на рубеже, но и в качестве итогового экзамена (различие в объеме и охвате). Задание на контрольное сочинение может быть сформулировано в виде темы-вопроса, темы-инструкции или перечня взаимосвязанных вопросов-тезисов, которые следует раскрыть. Обычный объем рубежного контрольного сочинения – 1–2 страницы, итогового – 3–4. В инструкции должны быть четко сформулированы требования к сочинению и критерии его оценки.

Использование проблемных ситуаций зависит от специфики дистанционного курса. Проблемная ситуация, используемая в качестве контрольного инструмента, содержит обычно описание некоторого явного противоречия. Объем решения проблемного задания – от 2 до 3–4 страниц.

Методика использования микропроекта основывается в том, что учащемуся предлагаются некоторые исходные данные (параметры, алгоритмы, цели и т.д.), по которым он должен спроектировать – технологию, процедуру, объект. Выполненный проект обычно включает в себя сам проект и его описание, объем рубежного микропроекта – 2–3 страницы, итогового – 4–5.

Итоговый контроль проводится по окончании курса, его содержание охватывает весь курс или узловые аспекты курса.

Наиболее распространенные методы итогового контроля в системе ДО:

  • тестирование;
  • контрольное сочинение-эссе;
  • групповой или индивидуальный проект.

В итоговом контроле актуален любой метод с одним ограничением, он не должен предполагать пересказ или воспроизведение текстов лекций или учебников.

Дистанционная технология предполагает высокую определенность и однозначность в понимании формулировок и инструктивных текстов.

Поэтому формулировки целей должны соответствовать прежде всего требованиям диагностичности и инструментальности.

При формулировке целей следует учитывать место курса в системе подготовки и требования госстандарта. В курсе должно быть сформулировано 5–6 целей, отражающих требуемый уровень освоения и тот блок содержания дистанционного курса, который подлежит усвоению на этом уровне.

Пример формулировки целей в инструкции дистанционного курса:

Изучив курс, Вы должны:

Иметь представление:  

  • о теоретических источниках и основах …;
  • об основных идеях …, касающихся данной науки или ее отрасли;
  • об основных подходах и …;
  • об основах классификации и видах (типах)…

Понимать (уметь объяснять и интерпретировать):

  • смысл и значение базисных понятий и категорий …;
  • принципы функционирования (деятельности) …;
  • сущность современных подходов к…;
  • назначение и функции элементов … системы;
  • механизмы взаимодействия, структуры …;
  • особенности …

Уметь (быть способным):

  • определять на реальных образцах и в ситуациях проявления принципов, характеристик и свойств…;
  • дать общее описание объекта, явления, факта по заданным параметрам и характеристикам;
  • классифицировать объекты по заданным критериям;
  • пользоваться стандартными … инструментам …;
  • разрешать на основе заданного алгоритма и исходных данных ситуации … деятельности;
  • пользоваться различными информационными ресурсами и прикладными пакетами …;
  • набор специфичных для данного курса умений.

Творческий подблок

  • cамостоятельно   анализировать явления, факты и объекты; определять критерии и параметры оценки …;
  • классифицировать объекты   по самостоятельно определяемым критериям; разрабатывать сценарии   развития (пути и направления развития …);   
  • состояние … по самостоятельно определяемым параметрам;
  • проводить сравнительный   анализ и сопоставление…;
  • выделять преимущества,   недостатки, ограничения …;
  • формулировать выводы,   предложения, решения в условиях неопределенностей (в отсутствие четких   критериев и условий)…;
  • самостоятельно находить   и использовать необходимую информацию.

Реальная комбинация видов учебной деятельности зависит от содержания и специфики дистанционного курса, а также от набора контрольных рубежей и точек отчета, предусмотренных учебным планом.

Стандартный набор видов учебной деятельности в ДО:

  1. Работа с текстами дистанционных лекций, пособий.
  2. Работа с текстами, содержащимися в библиотеке курса.
  3. Написание письменных работ (жанр устанавливается учебным планом).
  4. Участие в дискуссиях (виртуальных семинарах, форумах).
  5. Ответы на вопросы текущего контроля (по темам).
  6. Прохождение рубежного и итогового контроля.

Составление расписания занятий - важный этап планирования, который должен учитывать содержательную специфику курса. В таблицах 3, 4 представлены два возможных варианта расписания элективного дистанционного курса “Компьютерная графика”.

Для оценивания деятельности учащихся при работе с элементами курса используется дифференцированная шкала. Критерии оценивания практических заданий, самостоятельной работы, рабочей тетради представлены соответственно в таблицах 5, 6, 7.

Таблица 5

Критерии практической части модуля

Баллы Показатель объекта оценки электронной версии
1 соответствует порядку выполнения работы в задании менее, чем на 75%
2 соответствует порядку выполнения работы в задании от 75% до 90%
3 соответствует порядку выполнения работы в задании - 100 %

Если, показатель выполнения практической работы менее, чем 75%, тогда обучающемуся необходимо доработать задание в соответствии с замечаниями. Таким образом, организован итеративный режим работы с заданием.

Таблица 6

Критерии оценки самостоятельной работы

Баллы Показатель объекта оценки электронной версии
1 задание выполнено менее, чем на 75%
2 задание выполнено от 75% до 90%
3 задание выполнено - 100 %

Если, показатель выполнения самостоятельной работы менее, чем 75%, тогда обучающемуся необходимо доработать задание в соответствии с оставленными комментариями преподавателя.

Таблица 7

Критерии оценивания рабочей тетради

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла
За ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике За непонимание и незнание материала программы
  • от 4 до 5 баллов – зачтено;
  • от 2 до 3 баллов – незачтено.

Оценка за выполнение зачетной работы зависит от двух испытаний: теста и самостоятельных работ.

Пример пояснительной записки дистанционного курса “Изучение табличного процессора OpenCalc.org” для подготовки учащихся физико-математических, информационно-технологических классов средней школы.

Пояснительная записка

Дистанционный курс “Изучение табличного процессора OpenCalc.org” рекомендован для подготовки учащихся физико-математических, информационно-технологических классов средней школы.

В курсе рассматриваются технологические аспекты обработки числовой информации, представленной в табличной форме. В связи с разноуровневой подготовкой контингента обучающихся в курсе предусмотрены основные и дифференцированные разделы. Предметная область курса ориентирована на получение учащимися первоначальных навыков работы с табличным процессором, освоение основных возможностей программы. Дифференцированные разделы курса демонстрируют возможности применения электронных таблиц для решения задач, стоящих перед пользователями в сфере профессиональной деятельности.

Целью курса является обучение навыкам обработки числовой информации в среде табличного процессора OpenCalc.org.

Задачи курса:

  • рассмотреть структуру интерфейса табличного процессора OpenCalc.org;
  • научить основам работы с элементарными информационными единицами табличного процессора;
  • познакомить с приемами управления и взаимодействия данных в среде электронных таблиц;
  • сформировать представление о форме записи арифметических выражений в виде пригодном для обработки числовой информации в табличном процессоре;
  • научить оформлять документы электронных таблиц соответствующим образом;
  • познакомить с видами встроенных функций и рассмотреть способы их внедрения в расчетные формулы электронной таблицы OpenCalc.org;
  • рассмотреть способы визуализации данных средствами табличного процессора OpenCalc.org;
  • познакомить с функциональными возможностями табличного процессора OpenCalc.org как базы данных;
  • рассмотреть средства автоматизации управления данными в среде табличного процессора OpenCalc.org;
  • познакомить со встроенными функциональными средствами электронной таблицы OpenCalc.org для решения расчетных задач из предметной области математики.

Для успешного изучения курса от обучающихся требуется:

знать:

  • основы работы с операционными системами семейства Windows;
  • правила работы с веб-браузером (Internet Explorer, Mozilla, Chrome, Opera и др.);
  • принципы работы с поисковыми системами (Яндекс, Google, Rambler, Yahoo! и др.);
  • основы работы в программах текстовых редакторов.

 

уметь:

  • использовать возможности сети Интернет;
  • создавать и редактировать текстовый документ.

Обучающиеся, завершившие изучение данного курса, должны:

знать:

  • назначение и функции табличного процессора;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, диапазоны и способы их идентификации;
  • типы данных в электронных таблицах;
  • принципы построения формул в табличном процессоре;
  • понятие абсолютной и относительной ссылки;
  • графические возможности табличного процессора;
  • возможности табличного процессора как базы данных.

уметь:

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • редактировать, форматировать и оформлять таблицы;
  • осуществлять расчеты в электронной таблице;
  • проводить статическую обработку данных с помощью встроенных функций табличного процессора;
  • визуализировать данные с помощью графических средств табличного процессора;
  • производить сортировку данных;
  • создавать сводные таблицы;
  • экспортировать листы рабочей книги электронной таблицы в формат *.pdf.

Содержание дисциплины представлено в таблицах 1*, 2*, 3*,4*.

За каждый правильный ответ в итоговом тестовом задании обучающийся набирает один балл. Максимальное количество набранных баллов составляет - 16.

от 15 -16 баллов (88%-100%) – 5 баллов;

от 12 – 14 баллов (69%-88%) – 4 балла;

от 9 – 11 баллов (50%-69%) – 3 балла;

до 8 баллов (50%) – 2 балла.

Итоговая работа состоит из двух заданий, охватывающих пройденные модули курса (см. таблицу 3*).

В итоге за зачетную работу обучающиеся может набрать от 5–10 баллов (от 50-100%).

Для прохождения курса “Изучение табличного процессора OpenCalc.org” обучающиеся должен набрать от 50 до 100 баллов.

Учебная деятельность в VII модуле (11-12 недели) осуществляется из расчета времени на изучение дифференцированных разделов курса (V-VI модуль), на которые отводится 9–10 недели курса.

Модули 5 и 6 “Создание макросов в среде OpenCalc.org” и “Использование функциональных возможностей табличного процессора OpenCalc.org при решении математических задач” соответственно, не оцениваются. Обучающиеся, как и в предыдущих модулях, предоставляют файлы работ на проверку, которые проверяются в соответствии с критериями оценки практической части модуля.

Для успешной реализации курса “Изучение табличного процессора OpenCalc.org” участникам (тьютору, обучающимся) потребуется следующее техническое оснащение:

  1. Минимальные аппаратные требования (процессор, оперативная память, память на жестком диске, наличие CD-ROM, звуковой карты), например, процессор Pentium 100 МГц и выше, оперативная память 16 Мб и выше, свободное дисковое пространство 4 Гб и выше, привод CD-ROM 4х.
  2. Минимальные системные требования (операционная система), например, операционная система семейства Windows версии 98/2000/ХР;
  3. Минимальные требования к интернет-соединению, например, канал Интернета со скоростью не ниже 14 кбит/с;
  4. Перечень необходимого программного обеспечения: веб-браузер не ниже Microsoft Internet Explorer 5.5 (Mozilla, Chrome, Opera и др.), OpenOffice.org 3.3.0.

В процессе использования других версий OpenOffice.org 3.3.0 у учащихся могут возникнуть проблемы в использовании отдельных функциональных инструментов OpenСalc.org. Например, отсутствие модуля языка программирования - для записи макроса или отсутствие специализированных инструментов – решатель, подбор параметра. Для устранения проблемы необходимо установить соответствующее расширение. Например, для инструмента поиск решения – scsolver.uno.oxt. Нужное расширение можно загрузить через сеть Интернет, на сайте www.openoffice.org, сохранив его в корневой папке OpenOffice.org.

Информационная поддержка самостоятельной работы учащихся осуществляется литературой:
Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008. - 85 с.

Интернет-ресурс:
http://docs.altlinux.org/archive/2.3/junior/alt-docs-extras-openoffice.

Дистанционный курс
“Изучение табличного процессора OpenCalc.org”

Приложение 3