Цель: обогащение словаря.
Программное содержание:
- расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным;
- расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова;
- развитие мышления, речевого внимания;
- расширение словаря антонимов;
- развитие умения детей образовывать множественное число существительных;
- развитие мелкой моторики пальцев рук (с помощью прищепок);
- развитие слуховой памяти.
Интеграция областей: коммуникация, социализация, музыка.
Форма проведения: игра-путешествие.
Материалы и оборудование.
1. Карточки (цветной картон, с наклеенными на него парами слов, объединенных по цвету: "пар"+"ход"= пароход ... и т.д.
2. Игровые карточки : Бурдина С.В. "Скажи по-другому".
3. Волшебный платочек.
4. Мягкая игрушка: Карлсон.
5. Аудиозаписи детских песен про Карлсона.
6. Сборник детских загадок.
1. Оргмомент.
Прилетает Карлсон.
Карлсон (логопед): Привет! Как у вас много гостей! А я самый одинокий в мире Карлсон. Я такой несчастный и грустный.
Дети жалеют Карлсона.
- Но зато я живу на крыше! Хотите побывать у меня в гостях?
Ответы детей.
- А ко мне не так просто попасть, нужно отгадать загадки, чтобы мой пропеллер хорошо крутился, а то мы не долетим до крыши.
2. Загадки
Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человечек-вертолёт.
Не игрушка заводная,
Нет пропеллера на спине,
Он живёт, забот не зная,
И приходит он ко мне
Он – большой любитель крыш,
Зовут его ... (Малыш)
Карлсон: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки, и мы можем лететь ко мне в гости!
Дети под музыку “ Я спешил к вам, друзья” идут по большому кругу. Пока они уходят из центра, мы раскидываем карточки цветные.
3. Словесная игра "Словообразование"
Воспитатель: Карлсон, а почему у тебя такой беспорядок, все разбросано!
Карлсон: Я одинокий, мне никто не помогает.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Карлсону! Надо собрать все с пола.
А карточки, оказывается, не простые. Это заколдованные слова!
Давайте соберем карточки по цвету и назовем образовавшиеся слова.
Дети соединяются в пары по цвету карточек и с помощью воспитателя называют образовавшееся слово.
4. Физминутка "Игра "Наоборот"
Карлсон: Ой, как у меня стало чисто! Спасибо вам большое! Мы с моим другом Малышом любим играть. А вы любите?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы знаем, что ты очень любишь играть.
Вот и наступил черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь …низко,
Скажу я слово далеко, а ты ответишь… близко,
Скажу я слово потолок, а ты ответишь – пол,
Скажу я слово потерял, а скажешь ты – нашел,
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.
Теперь начало я скажу. Ответишь ты - конец!
(Дети повторяют движения за воспитателем).
5. Словесная игра “Все наоборот”
Воспитатель: Это была только разминка перед игрой в упрямых и послушных детей. Карлсон, будешь играть с нами?
Карлсон: Конечно! А я буду каким – послушным или непослушным?
Воспитатель: Конечно “послушными”, ведь мы у тебя в гостях! А ребята будут непослушными, но только на время игры. Вы согласны, ребята?
Послушайте правила игры. Непослушные любили все делать наоборот.
Если “послушный” закроет дверь, “непослушный”... (откроет).
Карлсон называет слово и передает платочек ребенку – ребенок называет противоположное слово (по значению) и отдает платочек Карлсону.
принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.
веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, острый – тупой, горячий – холодный, больной – здоровый,
6. Игра “Один-много”
Карлсон: Мне понравилось быть послушным, но больше всего на свете я все-таки люблю пошалить!
- Я буду называть слово, и подлетать к каждому из вас. Вы превращаете тот предмет, который я назову во множество таких же предметов, и называете новое слово. Например: стол – столы, окно – окна…и т.д.
Слова для игры: стул - стулья, дерево – деревья, роза – розы, ведро – ведра, носок – носки, петух – петухи, ребенок – дети, карандаш – карандаши, зеркало – зеркала, ботинок – ботинки, сухарь – сухари, пень – пни, олень – олени, мелок – мелки, кисть – кисти, нож – ножи, страна – страны, язык – языки, место – места, рама – рамы…
7. Словесная игра "Скажи по-другому"
Воспитатель: Карлсон, а где же твой товарищ?
Карлсон: Какой еще товарищ? Я не знаю никакого товарища?!
Воспитатель: Как же так, а Малыш? Разве он тебе не товарищ?
Карлсон: Нет, конечно, Малыш мой друг!
Воспитатель: Эх ты, Карлсон! Разве ты не знаешь, что товарищ – это то же самое, что и друг?
Ребята, а вы знаете, что есть много слов, которые звучат по- разному, а обозначают часто одно и то же действие, явление или предмет?
Карлсон: Давайте я буду показывать картинку, и назову слово, которым обозначается то, что на ней изображено. А вы подберете мне слова, близкие по смыслу.
Дети: Давай!
Дети играют в игру с логопедом (Карлсоном).
8. Возвращение домой. Словесная игра “Подбери словечко!”
Воспитатель: Ребята, мы что-то заигрались, а нам ведь пора возвращаться.
Карлсон, ты нас проводишь?
Карлсон: Конечно, мне было с вами очень весело?
Воспитатель: Тогда в путь!
Дети вместе с Карлсоном, взявшись за руки, делают круг под музыку “Я спешил к вам, друзья”.
Карлсон: Ребята, вам понравилось у меня на крыше? А какие игры вам понравились больше? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось играть с Карлсоном? (Ответы детей)
9. Итог. Карлсон улетел!
Карлсон: Я теперь о вас тоже могу много сказать. Вы дружные, веселые, послушные ребята и я обязательно расскажу своему другу и товарищу Малышу о вас! А теперь мне пора!
Карлсон улетает. Звучит песня про Карлсона “Есть герой в мире сказочном”.
Воспитатель: Ребята, Карлсон улетел, и стало немного грустно. Но он обещал вернуться!
Логопед: Что мы можем сказать о нем, он какой? (Веселый, озорной, шалун, озорник).
Звучит песня про Карлсона “Есть герой в мире сказочном”.