Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у Карлсона"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: обогащение словаря.

Программное содержание:

  • расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным;
  • расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова;
  • развитие мышления, речевого внимания;
  • расширение словаря антонимов;
  • развитие умения детей образовывать множественное  число существительных;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук (с помощью прищепок);
  • развитие слуховой памяти.

Интеграция областей: коммуникация, социализация, музыка.

Форма проведения: игра-путешествие.

Материалы и оборудование.

1. Карточки (цветной картон, с наклеенными на него парами слов, объединенных по цвету: "пар"+"ход"= пароход ... и т.д.

2. Игровые карточки : Бурдина С.В. "Скажи по-другому".

3. Волшебный платочек.

4. Мягкая игрушка: Карлсон.

5. Аудиозаписи детских песен про Карлсона.

6. Сборник детских загадок.

1. Оргмомент.

Прилетает Карлсон. 

Карлсон (логопед): Привет! Как у вас много гостей! А я самый одинокий в мире Карлсон. Я такой несчастный и грустный.

Дети жалеют Карлсона.

- Но зато я живу на крыше! Хотите побывать у меня в гостях?

Ответы детей.

- А ко мне не так просто попасть, нужно отгадать загадки, чтобы мой пропеллер хорошо крутился, а то мы не долетим до крыши.

2. Загадки

Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человечек-вертолёт.

Не игрушка заводная,
Нет пропеллера на спине,
Он живёт, забот не зная,
И приходит он ко мне
Он – большой любитель крыш,
Зовут его ... (Малыш)

Карлсон: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки, и мы можем лететь ко мне в гости!

Дети под музыку “ Я спешил к вам, друзья” идут по большому кругу. Пока они уходят из центра, мы раскидываем карточки цветные.

3. Словесная игра "Словообразование"

Воспитатель: Карлсон, а почему у тебя такой беспорядок, все разбросано!

Карлсон: Я одинокий, мне никто не помогает.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Карлсону! Надо собрать все с пола.

А карточки, оказывается, не простые. Это заколдованные слова!

Давайте соберем карточки по цвету и назовем образовавшиеся слова.

Дети соединяются в пары по цвету карточек и с помощью воспитателя называют образовавшееся слово.

4. Физминутка "Игра "Наоборот"

Карлсон: Ой, как у меня стало чисто! Спасибо вам большое! Мы с моим другом Малышом любим играть. А вы любите?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы знаем, что ты очень любишь играть.

Вот и наступил черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово высоко, а ты ответишь …низко,
Скажу я слово далеко, а ты ответишь… близко,

Скажу я слово потолок, а ты ответишь – пол,

Скажу я слово потерял, а скажешь ты – нашел,
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.
Теперь начало я скажу. Ответишь ты  - конец!

(Дети повторяют движения за воспитателем).

5. Словесная игра “Все наоборот”

Воспитатель: Это была только разминка перед игрой в упрямых и послушных детей. Карлсон, будешь играть с нами?

Карлсон: Конечно! А я буду каким – послушным или непослушным?

Воспитатель: Конечно “послушными”, ведь мы у тебя в гостях! А ребята будут непослушными, но только на время игры. Вы согласны, ребята?

Послушайте правила игры. Непослушные любили все делать наоборот.

Если “послушный” закроет дверь, “непослушный”... (откроет).

Карлсон называет слово и передает платочек ребенку – ребенок называет противоположное слово (по значению) и отдает платочек Карлсону.

принесет... (унесет), пришьет... (оторвет),  вычистит... (испачкает), замолчит...  (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, острый – тупой, горячий – холодный, больной – здоровый,

6. Игра “Один-много”

Карлсон: Мне понравилось быть послушным, но больше всего на свете я все-таки люблю пошалить!

- Я буду называть слово, и подлетать к каждому из вас. Вы превращаете тот предмет, который я назову во множество таких же предметов, и называете новое слово. Например: стол – столы, окно – окна…и т.д.

Слова для игры: стул - стулья, дерево – деревья, роза – розы, ведро – ведра, носок – носки, петух – петухи, ребенок – дети, карандаш – карандаши, зеркало – зеркала, ботинок – ботинки, сухарь – сухари, пень – пни, олень – олени, мелок – мелки, кисть – кисти, нож – ножи, страна – страны, язык – языки, место – места, рама – рамы…

7. Словесная игра "Скажи по-другому"

Воспитатель: Карлсон, а где же твой товарищ?

Карлсон: Какой еще товарищ? Я не знаю никакого товарища?!

Воспитатель: Как же так, а Малыш? Разве он тебе не товарищ?

Карлсон: Нет, конечно, Малыш мой друг!

Воспитатель: Эх ты, Карлсон! Разве ты не знаешь, что товарищ – это то же самое, что и друг?

Ребята, а вы знаете, что есть много слов, которые звучат по- разному, а обозначают часто одно и то же действие, явление или предмет?

Карлсон: Давайте я буду показывать картинку, и назову слово, которым обозначается то, что на ней изображено. А вы подберете мне слова, близкие по смыслу.

Дети: Давай!

Дети играют в игру с логопедом (Карлсоном).

8. Возвращение домой. Словесная игра “Подбери словечко!”

Воспитатель: Ребята, мы что-то заигрались, а нам ведь пора возвращаться.

Карлсон, ты нас проводишь?

Карлсон: Конечно, мне было с вами очень весело?

Воспитатель: Тогда в путь!

Дети вместе с Карлсоном, взявшись за руки, делают круг под музыку “Я спешил к вам, друзья”.

Карлсон: Ребята, вам понравилось у меня на крыше? А какие игры вам понравились больше? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось играть с Карлсоном? (Ответы детей)

9. Итог. Карлсон улетел!

Карлсон: Я теперь о вас тоже могу много сказать. Вы дружные, веселые, послушные ребята и я обязательно расскажу своему другу и товарищу Малышу о вас! А теперь мне пора!

Карлсон улетает. Звучит песня про Карлсона “Есть герой в мире сказочном”.

Воспитатель: Ребята, Карлсон улетел, и стало немного грустно. Но он обещал вернуться!

Логопед: Что мы можем сказать о нем, он какой? (Веселый, озорной, шалун, озорник).

Звучит песня про Карлсона “Есть герой в мире сказочном”.