1. Тема инновационной программы
Социализация личности в поликультурном мире на основе формирования языковой и коммуникативной компетенций обучающихся средствами учебной, внеклассной, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
2. Обоснования актуальности и проблема эксперимента
Современные условия жизни и развития “информационного общества” ставят перед образованием новые задачи: не только дать обучающемуся определенную сумму знаний, но развить его личность, его познавательные и созидательные способности. Прогресс всего общества в целом и успех каждой отдельной личности зависят от того, насколько готов человек к решению возникающих проблем, умению работать с современными источниками информации, жизни в поликультурном мире, постоянному продолжению своего образования и саморазвития. И главное – обладает ли он необходимым уровнем коммуникативной культуры, который бы обеспечил развитие информационной, социокультурной, социально-политической, компенсаторной, академической составляющих образованности в современном понимании.
В эпоху глобализации мировой экономики и включения России в мировое экономическое пространство знание иностранных языков является ключевым фактором конкурентоспособности молодого специалиста. Иностранный язык - это не только средство межкультурной коммуникации, но и самостоятельный инструмент интеллектуальной деятельности, мощное средство формирования нового человека.
3. Цель эксперимента
Развивать познавательную активность, творческий потенциал и личностные качества обучающихся на основе создания практико-ориентированного пространства для общения и сотрудничества с накоплением необходимого опыта взаимодействия и выходом в окружающий социум.
4. Задачи эксперимента
* Использование личностно-ориентированного подхода к обучению ИЯ и создание оптимальных условий для одарённых детей, их дальнейшего интеллектуального развития.
* Реализация модульно-рейтинговой формы обучения.
* Опора на исследовательскую деятельность в условиях проектного метода.
* Развитие прикладной направленности по формированию филологической компетенции.
* Формирование практико-направленной социокультурной компетенции.
5. Содержание эксперимента
Направления | Мероприятия |
Развитие творческих способностей: | Проведение творческих лингвакультуроведческих мероприятий |
Организация исследовательской деятельности: |
Участие в НПК (различного уровня); Конкурсах проектов; Публикации в “Портфолио”, “Юность. Культура. Наука.” |
Подготовка одарённых детей: | Участие в предметных олимпиадах, профильных, элективных, дистантных лингвакурсах |
Заполнение социо-культурных лакун: | Организация переписки с носителями языка, образовательно-экскурсионных поездок в англоязычные страны |
Овладение информационно-коммуникационными технологиями: | Совершенствование навыков работы с ПК: PowerPoint, WMA, оn-line общение |
6. Подпрограмма эксперимента:
1. Организация Молодежного экскурсионного бюро “Алмазное сердце России”.
2. Создание мультимедийного лингвапроекта “Алмазное сердце России”.
3. Участие гидов-переводчиков в Международных спортивных играх “Дети Азии”.
4. Создание лицейского web-сайта “Мирный - Алмазное сердце России”.
5. Создание фильма “Мирный - Алмазное сердце России” в формате DVD.
6. Создание визитной карточки “Мирный – столица алмазного края”.
7. Работа гидов-волонтеров в рамках “Ысыах земли Олонхо”.
8. Работа гидов в рамках молодежного фестиваля “Мирный поет о мире”.
9. Работа гидов- волонтеров в Международных спортивных играх “Дети Азии”.
7. Участники эксперимента
Учащиеся 8-11 классов
8. Цели подпрограммы эксперимента
- Развитие познавательной активности, творческого потенциала и личностных качеств учащихся на основе практико-ориентированной деятельности с выходом в окружающий социум.
- Овладение учащимися надпредметными языковыми, коммуникативными и информационными компетенциями для получения качественно нового знания и социального опыта посредством внедрения в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.
- Разработка модульных тематических уроков с ИКТ поддержкой.
- Систематизация коллекции учебных электронных материалов и презентаций.
- Повышение ИКТ компетентности учащихся младших классов при подготовке к урокам и НПК.
- Методическое совершенствование формата ГИА, ЕГЭ на профильном этапе обучения.
- Изучение истории родного края, трудовых достижений и культурных традиций жителей алмазной столицы.
- Создание творческой группы учащихся по созданию лицейского web-сайта “Алмазное сердце России” в рамках программы “ИКТ и социализация личности” и его технического сопровождения при подготовке и размещении материалов.
- Подготовка группы экскурсоводов МЭБ к участию в проведении “Ысыах шагает по республике”, “Мирный поет о мире”, “Дети Азии”.
9. Время проведения эксперимента:
2012–2017 учебные годы
Программа “Социализации личности в поликультурном мире на основе формирования языковой и коммуникативной компетенций обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий”, в которую вовлечено уже четвертое поколение моих учеников, органически вплетается в Программу Политехнического лицея “Политехническое образование как фактор формирования ключевых компетенций”. Сегодняшним выпускникам необходимо найти свое место в сложном, быстро меняющемся мире, и, скорее всего, им нужна не столько сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим и применять в жизни для получения качественно нового знания и опыта. Развитие экономики и промышленности, науки и искусства, расширение сотрудничества России с зарубежными странами, открывают учащимся огромные возможности познания окружающего мира и самореализации в нем.
Это привело меня к пониманию того, что первичная задача школы и учителя – научить детей ориентироваться и действовать в современном обществе. Для этого детям необходимо понять себя, свои особенности, овладеть способами образовательной деятельности, методами осознанного самоопределения в различных ситуациях.
Использование “Педагогических технологий как механизма реализации Образовательной программы МКОУ “Политехнический лицей” для развития творческих способностей обучающихся при проведении мероприятий лингва-культуроведческой направленности, организации исследовательской деятельности в рамках участия в НПК (различного уровня), конкурсах социальных проектов, публикаций в “Портфолио ученика” и “Юность. Культура. Наука”, разработка профильных, элективных и дистантных лингвакурсов для подготовки участия одарённых детей в предметных олимпиадах и конкурсах, обучение навыкам работы с информационно-коммуникационными технологиями обеспечивает максимально благоприятные условия для удовлетворения образовательных и коммуникативных запросов участников, способствуют овладению ими навыками самостоятельной и научной работы, определению стратегии своего жизненного пути в долгосрочной перспективе.
На основе деятельностного подхода и социальной востребованности Проекты, в которых лицеисты принимают участие, ориентированы на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности, на овладение определенными надпредметными языковыми, коммуникативными и информационными компетенциями для развития и постоянного наращивания творческого потенциала. Совместная проектная деятельность способствует успешному использованию знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения в лицее, формированию способности видеть собственное действие со стороны, выработке умений вести дискуссии, находить общий язык с представителями различных слоев общества, оформлять результаты и достойно представлять свои достижения окружающим. Осуществимость поиска и социальной пробы своих возможностей в реальной работе при участии в вышеперечисленных Проектах предоставляет лицеистам получение качественно новых знаний и опыта, необходимого для выбора ими дальнейшей образовательной траектории и профессии.
Совместные виды деятельности созвучны духу времени и призваны помочь участникам стать в будущем конкурентно-способными на рынке труда современного общества.