Современная российская школа, зарубежные учителя – практики работают над проблемой развития познавательной деятельности учащихся, посредством внедрения в процесс обучения новых методов обучения, идей и подходов ,влияющих на формирование мотивации обучаемых, ее повышение через усиление коммуникативной направленности учебного процесса. Это способствует созданию благоприятной атмосферы на уроках для учащихся, повышению интереса обучаемого к предмету и развитию стремления к практическому использованию иностранного языка. Содержание обучения составляют те знания, навыки, умения, компетенции, овладение которыми обеспечивает способность пользоваться языком как средством общения, формирование и развитие личности.
Поэтому нельзя недооценивать огромную методическую и практическую ценность использования пословиц и поговорок в процессе обучения иностранному языку в образовательном учреждении.
Пословицы и поговорки – жанр устного народного творчества. Они возникли в глубокой древности, с той поры они сопутствуют народу на всем протяжении его истории.
Пословицы и поговорки имеют народное происхождение, а значит их первоисточник находится в коллективном разуме народа.
Благодаря распространению печатного слова, высказыванию умных людей пословицы все чаще стали попадать к простым людям, которые потом обращали их в пословицы.
Употребление пословиц достигло своего расцвета во времена Шекспира, а может быть они существовали и раньше. Никто об это ничего не знает.
Ученые продолжают еще находить существовавшие до Шекспира пословицы, ставшие затем строками его произведений.
Пословицы и поговорки – это благодатный материал, который может использоваться в обучении иностранному языку.
Использование пословиц и поговорок в обучении иностранному языку способствует расширению знаний о языке, лексический запас , что способствует лучшему овладению предметом. Приобщаясь к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора учащиеся ощущают сопричастность к культуре другого народа.
Благодаря единству формы и содержания, пословицы легко запоминаются. На основе данной пословицы или поговорки учащиеся учатся выражать свои собственные мысли, чувства, переживания.
Использование пословиц и поговорок на уроках иностранного языка обогащает словарный запас учащихся, помогает им усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости, развивает творческую инициативу учащихся. В некоторых образных предложениях, содержащих законченную мысль, легче запоминаются новые слова.
Например, с помощью пословиц и поговорок можно легко запоминать цифры:
Two heads are better than one.
Custom is a second nature.
Пословицы и поговорки могут использоваться на уроках иностранного языка для развития и контроля коммуникативных навыков и умений.
На начальном этапе обучения можно использовать пословицы и поговорки для отработки произносительных навыков. Например, для отработки звуков (t) и (r) можно использовать пословицу:
Don?t trouble trouble until trouble troubles you.
Пословицы и поговорки можно использовать не только на начальном этапе обучения, но и на среднем этапе обучения, когда у детей совершенствуются не только произносительные навыки, но и стимулируется речевая деятельность. На старшем этапе обучения учащиеся с увлечением работают над произношением . Они легко и быстро запоминают звуки, представленные в пословицах и поговорках.
На начальном этапе обучения, дети также могут знать такие пословицы, в которых есть ключевое слово “friend” “A friend in need is a friend indeed”(“Друг познается в беде”), а другие слова не являются активным словарем. Поэтому они запоминаются автоматически.
Пословицы и поговорки могут быть также использованы при обучении грамматике. Например, при изучении неправильных глаголов английского языка можно использовать пословицу: What is done can?t be undone , а при изучении степеней сравнения прилагательных не представляет трудности материал который предлагается в виде пословиц и поговорок. Например:
Better late than never и т.д.
Таким образом, пословицы и поговорки – древний жанр народного творчества. Они появились очень давно. Многие из них появились тогда, когда не было еще письменности.
Пословицы и поговорки – это благодатный материал, используемый в обучении иностранному языку.
Одним из эффективных приемов обеспечения интереса к учению является использование пословиц и поговорок на разных этапах обучения.
Использование пословиц и поговорок на уроках иностранного языка способствует лучшему овладению предметом, расширяя знания о языке и особенностях его функционирования. Знание английских пословиц и поговорок обогащает словарный запас учащихся, помогает им усвоить образный строй языка, развивает память. Приобщение к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора дает учащимся ощущение сопричастности к другому народу.