Актуальность дополнительной образовательной программы “Программа по индивидуальной работе с воспитанником группы риска” обусловлена необходимостью построения педагогического процесса (основой которого является жизнь ребёнка) с воспитанником с осложненным поведением, а также отсутствием специальных программ для работы воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида (дети с диагнозом олигофрения), с воспитанником с осложненным поведением. Программа направлена на восприятие ребенком себя и окружающего мира.
Направленность программы: коррекционно-педагогическая.
Период создания, апробации и корректировки программы: 2013-2014 годы.
Возраст воспитанника: 14-15 лет, 8 класс образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Срок реализации программы – 1 год.
При создании программы были использованы программно-методические материалы по индивидуальной работе со школьниками, в том числе с учащимися девиантного поведения. Автором программы материал адаптирован для работы с воспитанниками образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Программа направлена на оказание помощи воспитаннику из состава класса-группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, осуществление индивидуального подхода, основанного не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях. Следовательно, реализация программы расширяет возможности воспитания и обучения воспитанника группы риска.
Наличие индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его индивидуальные особенности, без учёта которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.
Целью организованной индивидуальной работы, то есть целью данной программы является: создание условий для комплексного развития личности, способной к реализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации воспитанников.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- Формировать умения осознанно осваивать и применять знания, умения и навыки по охране и укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативным моделям поведения в различных ситуациях, по правовой культуре; прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности;
- Развивать способности к профессиональному самоопределению, индивидуальные личностные качества каждого ребёнка;
- Оказывать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы ученика.
Решение поставленных задач в программе осуществляется через создание индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Во внеурочное время воспитатели ГБОУ “Школа-интернат №3” работают в соответствии с разработанными воспитателями образовательными программами по 9 направлениям воспитательной работы: Социальная адаптация (Жилые помещения, культура поведения, Одежда и обувь, Ориентирование в окружающем, отдых и досуг, Питание, Природа), Нравственное воспитание, Здоровый образ жизни, Эстетическое воспитание, Гражданско-патриотическое воспитание, Профориентация, трудовое и экономическое воспитание, Полоролевое воспитание, Экологическое воспитание, Правовое воспитание.
Все занятия проводятся по цикло-блочной системе: каждый месяц-блок имеет одно из 9 вышеназванных направлений.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Недельный индивидуальный маршрут для воспитанника группы риска создан на основе недельной циклограммы занятий в воспитательной системе ГБОУ “Школа-интернат №3”:
- понедельник – творческая мастерская;
- вторник – информационный час или экскурсия;
- среда – индивидуальная работа;
- четверг – час общения;
- пятница – занятие-упражнение или мини-проекты;
- суббота – ОБЖ;
- воскресение – урок делового общения.
Кроме того, построение индивидуального образовательного маршрута обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, склонностей, способностей, темперамента и характера личности.
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей воспитанников 8 класса специальной (коррекционной) школы-интерната, и с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.
Программа включает 2 раздела и имеет следующую структуру: пояснительная записка, план деятельности специалистов по работе с воспитанником группы риска (раздел 1), дневник наблюдений за воспитанником группы риска (раздел 2), приложения, список информационных ресурсов.
Содержание разделов программы:
Раздел 1. План деятельности специалистов по работе с воспитанником группы риска
1.1. Цели и задачи для воспитанника (Приложение 1)
1.2. Прогнозируемый результат (Приложение 2)
1.3. Недельный индивидуальный маршрут воспитанника (Приложение 3)
1.4. План работы психиатра с воспитанником (Приложение 4)
1.5. План работы психолога с воспитанником (Приложение 5)
1.6. План работы социального педагога с воспитанником (Приложение 6)
1.7. План работы классного руководителя с воспитанником (Приложение 7)
1.8. План работы воспитателя с воспитанником (Приложение 8)
Раздел 2. Дневник наблюдений за воспитанником группы риска
2.1. Общие сведения о воспитаннике (Приложение 9)
2.2. Состав семьи воспитанника (Приложение 10)
2.3. Характеристика на воспитанника (Приложение 11)
2.4. Индивидуальный профиль социального развития воспитанника (Приложение 12)
2.5. Карта наблюдений за воспитанником (Приложение 13)
2.6. Эффективные педагогические методы и приёмы в индивидуальной работе с воспитанником (Приложение 14)
2.7. Расписание уроков (Приложение 15)
2.8. Карта занятости воспитанника во внеурочное время (Приложение 16)
2.9. Контроль занятости воспитанника во внеурочное время (Приложение 17)
2.10. Еженедельные наблюдения за воспитанником во внеурочное время (Приложение 18)
2.11. Учебная деятельность воспитанника (Приложение 19)
2.12. Поручения воспитанника (Приложение 20)
2.13. Изменения личностных качеств воспитанника за год (Приложение 21)
Методические рекомендации к реализации программы.
К индивидуальному образовательному маршруту необходимо следующее сопровождение.
1. Психологическое сопровождение.
Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка.
Содержание работы воспитателя (совместно с педагогом-психологом):
- Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребёнка;
- Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные, подгруппповые и групповые занятия) с воспитанником и с классом-группой в целом;
- Индивидуальные консультации воспитателей, классного руководителя по результатам обследования.
2. Социальное сопровождение.
Цель – ознакомление обучающихся с правами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.
Содержание работы воспитателя (совместно с социальным педагогом):
- Организация и проведение коррекционно-развивающей работы;
- Профилактическая деятельность: Совет профилактики, беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации учащихся;
- Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса: беседы с сотрудниками ОПДН, врачом-психиатром, тематические классные часы;
- Консультации учителей и воспитателей.
3. Медицинское сопровождение.
Цель – формирование привычек ЗОЖ, оздоровление учащихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Содержание работы воспитателя (совместно с медицинским работником):
- Диагностика особенностей физического и психического развития воспитанника;
- Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
- Профилактическая деятельность: беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний уч-ся.
4. Педагогическое сопровождение.
Цель – развитие умений и навыков культурного поведения, организация свободного времени, социальной адаптации; формирование привычек к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдение личной гигиены, соблюдение правил безопасности жизни.
Содержание работы воспитателя:
4.1. Диагностика индивидуальных особенностей развития.
Задачи:
- Установить характер педагогической запущенности: пробелы в знаниях, умениях, навыках (далее ЗУН), отставания и задержки в развитии, отклонения в отношениях;
- Установить положение ученика в коллективе класса-группы, среди сверстников, характер взаимоотношений с ними;
- Изучить интересы, способности и склонности воспитанника, возможности включения его во внеучебную, кружковую, общественно полезную деятельность;
- Установить, входит ли воспитанник группы риска в другие группы, компании, объединения сверстников в школе-интернате и за её пределами, выявить характер влияния этих групп на данного воспитанника.
4.2. Вовлечение во внеучебную деятельность.
Задачи:
- Включить воспитанника в работу кружков и секций в школе и вне её, исходя из его интересов и возможностей;
- Вести систематический контроль за посещением им внеучебных и внеклассных занятий.
4.3. Организация досуга.
Задачи:
- Вовлекать воспитанника в общественно полезную деятельность с учетом его интересов, стимулировать и поощрять его участие в этой работе;
- Привлекать к участию в общешкольных и внутриклассных мероприятиях, культурно-массовой и спортивно-массовой работе, отмечать успехи и достижения в этих областях;
- Развивать и стимулировать читательские интересы и вкусы воспитанника;
- Организовать ненавязчивый контроль за свободным временем ребенка, его участием в деятельности групп свободного общения;
- Привлекать к участию в психологических тренингах по развитию эмоциональной сферы, познавательной сферы, навыков общения и др.
4.4. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.
Задачи:
- Систематический учёт пробелов в ЗУН воспитанника по основным разделам образовательных программ. Оказание помощи в образовательной деятельности: повышение и укрепление интереса к образованию, развитие уверенности в своих силах и возможности учиться успешно;
- Способствование налаживанию положительных связей и отношений воспитанника с одноклассниками;
- Проявление уважения к воспитаннику со стороны педагога, доброжелательности и приветливости, не снижая педагогической требовательности к нему;
- Установление и поддержка доброжелательных отношений воспитанника с администрацией, педагогами, техническим персоналом и другими работниками школы-интерната с целью проведения с ним всесторонней коррекционно-развивающей работы.
Общие методические рекомендации по индивидуальной работе с воспитанниками.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, является органичной частью педагогического процесса.
В коррекционно-педагогической деятельности принцип индивидуализации реализуется в соответствии с некоторыми правилами:
- Работа со школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
- Поиск педагогических способов коррекции поведения воспитанника необходимо вести на основе взаимодействия с ним;
- Необходимо постоянно отслеживать эффективность воспитательного воздействия на воспитанника;
- Проблемы отношений школьников необходимо решать с ними, а не за них;
- Воспитанник не всегда может легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми;
- Волевых усилий для определения трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
- Невозможно предусмотреть все трудности жизни, но необходимо быть готовым к их преодолению.
Реализация дополнительной образовательной программы “Программа по индивидуальной работе с воспитанником группы риска может осуществляться в обычном режиме школы-интерната.
Основными формами контроля за воспитанником являются – наблюдение, диагностики, индивидуальное собеседование.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы способствует формированию у воспитанника социально-приемлемых личностных качеств и поведения, воспитанник сможет научиться:
- осознавать необходимость определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями нравственности и этики, осознавать собственные обязательства, контролировать собственное поведение, давать адекватную оценку собственному поведению и поступкам, а так же поведению и поступкам окружающих;
- пытаться самостоятельно преодолевать трудности, встающие у него на пути;
- стремиться не совершать ошибки, о которых потом будет жалеть;
- стремиться быть здоровым духовно и физически.
Программа находится в стадии разработки, апробации и корректировки, первая часть программы требует доработки систематизации материала.
Приложения
Приложение 1. План работы воспитателя по реализации программы (Приложение 22)
Приложение 2. Методика индивидуальных профилактических бесед с воспитанниками “группы риска” (Приложение 23)
Список информационных ресурсов
- Агрессия и насилие в подростковой среде: комплексная психо-коррекционная программа профилактики / Сост. К.А. Воробьёва. – М.: Школьная пресса, 2011.
- Воспитание индивидуальности: учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 204 с.
- Воспитательные дела в классе: комплексные формы / Под ред. Е.Н. Степанова, Е.И. Барановой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- Воспитательные дела класса: теория и практика: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Губанова А.В. Организация работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета // http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/organizatsiya-raboty-s-vospitannikami-sostoyashchimi-na-ra
- Дневник индивидуальной работы с учащимся / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 33 с.
- Катаева Г.В. Анализ работы с ребёнком “группы
риска” //
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/analiz-
raboty-s-rebenkom-gruppy-riska - Классному руководителю о самоуправлении в классе: методические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
- Козловская Е.В., Кольцова Ю.В., Лапина Ю.А., Печникова М.А., Смирнова Е.А. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников "группы риска" // https://urok.1sept.ru/articles/530643/
- Мониторинг социализации воспитанников / Авт.-сост. С.В. Андреева и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111 с.
- Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы / Авт.-сост. Т.В. Волкова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Нилова И. С. Презентация на тему: "Модель работы с “трудными” учащимися // http://www.myshared.ru/slide/182556/
- Основные направления работы с учащимися
девиантного поведения: Методическое пособие //
http://topreferat.znate.ru/docs/index-42557.html - Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
- Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / Авт.-сост. М.Ю. Михайлина. –Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
- Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / Авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99 с.
- Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / Авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / Авт.-сост. И.А. Усова и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 148 с.
- Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематические занятия / Авт.-сост. С.А. Родионова, Т.А. Корепанова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 265 с.
- Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: Развёрнутое тематическое планирование / Авт.-сост. С.А. Львова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 135 с.
- Социально-педагогические технологии работы с “трудными” детьми / Авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
- Справочник воспитателя (классного руководителя) / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 137 с.
- Формирование личностных компетенций учащихся / Сост. Н.А. Кузнецова. – Волгоград: Учитель, 2013.