Воспитательно-образовательная программа "Вместе и рядом"

Разделы: Внеклассная работа


 “Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке”.
Б.Окуджава

Актуальность проблемы

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы. В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

В связи с этим возникла необходимость в разработке воспитательно-образовательной программы “Вместе и рядом”, которая рассчитана на детей школьного возраста от 6 до 17 лет.

Программа нацелена на формирование у учащихся культуры толерантности. Она включает в себя план работы на текущий 2013-2014 учебный год и примерный план мероприятий на 2014-2016 годы.

Реализация программы предусматривает воспитание в детях доброты, взаимоуважения, милосердия, культуры мира и ненасилия, недопустимости расовой, этнической и иной дискриминации, ущемления чьих-то прав и нетерпимости. Ребята должны научиться считаться друг с другом, работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность, предпочитать содружество авторитарному стилю партнерства.

Цель программы: Развитие толерантной культуры учащихся, учителей и родителей.

Задачи:

  • акцентирование толерантности в содержании учебного материала; получение учащимися прочных знаний о толерантности, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества
  • введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности;
  • методическое обеспечение введения в практику методик измерения уровня толерантности;
  • формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;
  • развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях;
  • закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.

Базовые установки и ценности толерантности:

  • понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения;
  • понятие культуры мира и ненасилия;
  • понятие поликультурного мира;
  • умение принимать право других быть непохожим на тебя, умение “видеть и замечать”, “слушать и слышать”;
  • умение считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность;
  • предпочтение сотворчества и содружества авторитарному стилю партнерства;
  • недопустимость расовой, этнической и иной дискриминации, ущемление чьих-то прав, нетерпимости;
  • основные положения Конвенции о правах ребенка и правах человека.

Ожидаемые результаты

  • интеграция в образовательном пространстве школы представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;
  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям, направленным на распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;
  • формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ; интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
  • укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;
  • создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии люди жить должны.
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить...
Ответим друг другу чувством высоким -
И хрупкий мир мы сможем сохранит

В процессе реализации программы проводится работа с учителями, детьми, родителями. В начале и в конце программы предполагается проведение “круглых столов”, мониторинга: диагностика личностного роста школьников, изучение личных дел первоклассников, анкетирование, тестирование на конфликтность.

Этапы реализации программы

Этапы
1 2 3 4
1-11 классы 1-11 классы 1-11 классы 1-11 классы
“Мы такие разные, но мы вместе” “Наглядная агитация” “Информационно-обучающий жизненным навыкам” Творческий “Земля – наш общий дом”

1 этап “Мы такие разные, но мы вместе”

Целью действия данного этапа является пропаганда, реклама толерантности в ученических коллективах, в общении со своими сверстниками, с младшими и людьми старшего поколения.

Участники этапа: 1-11 классы.

На данном этапе проводятся внеклассные мероприятия, игры (приложение 1), лекции о толерантности, единые классные часы, акции, воспитывающие в детях добро, взаимопонимание, взаимовыручку. Все проведенные мероприятия освещаются на страницах школьной прессы “Шкозетка” (приложение 4).

Цель: пропаганда и популяризация толерантных отношений.

2 этап “Наглядная агитация”

№ п/п Название мероприятия Сроки проведения Участники Ответственные
1 Конкурсы рисунков на асфальте “Рисуем добро”. июнь 1-4 кл. Классные руководители,

зам. по ВР,

социальный педагог,

учитель ИЗО, библиотекарь,

совет старшеклассников,

родительский комитет, учитель информатики

2 Конкурс на лучший плакат “Мы вместе”. март 8-11 кл.
3 Конкурс на лучшую листовку “Добрая школа. Какая она?”. ноябрь 5-11 кл.
4 Конкурс поделок “Традиции моей семьи”. ноябрь 1-4 кл.
5 Конкурс компьютерной рекламы “Расы, народы, нации” февраль 10-11 кл.
6 Просмотр отечественных фильмов с последующим обсуждением. в течение года 1-11 кл

Членами жюри являются: председатель общешкольных родительских комитетов, представитель отдела по образованию и молодежной политике, представитель совета старшеклассников.

В конце каждого мероприятия проводятся награждения: дипломы, грамоты.

3 этап “Информационно-обучающий жизненным навыкам” (приложение 2)

Цель: формирование навыков, знаний и умений по толерантному воспитанию детей (реализовывается на классных часах и часах воспитательной работы)

Этапы работы:

Работа с детьми

Цель: настроить детей на познание самого себя и тех людей, которые их окружают, вызывать у воспитанников интерес к формированию образа "МЫ", воспитывать практические навыки и приемы, направленные на применение в повседневной жизни, способствовать овладению детьми правильными формами поведения при общении со сверстниками и старшим и младшим поколением.

Работа с подростками

Цель: подготовка к дальнейшей жизни и успешной адаптации подростка в коллективе, учить совместному принятию решений и решению проблем, развитие социального интеллекта подростков, способствовать повышению уровня толерантности у учащихся.

Работа с родителями

Цель: формирование мотивации у родителей на активное позитивное воспитание ребенка.

4 этап творческий “Земля – наш общий дом” (приложение 3)

Цель: формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

В рамках этапа проводятся тематические вечера, дискотеки, акции, экскурсии в музеи, походы, праздники, развлечения, викторины, тематические недели и т.д.

Фестиваль “Радужный мост”

Цель: формирование толерантной культуры детей и подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки.

  • Конкурс рисунков “Я – часть своей страны”
  • Викторина “Я, ты, он, она...”.
  • Фотоконкурс “Мы разные, но равные”.
  • Выступление творческих коллективов школы (песни, стихи разных народов).
  • Конкурс творческих работ “Возьмемся за руки, друзья!”

Работа, планируемая на 2013-2014 учебный год (приложение 4)

Литература:

  1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1997 г.
  2. Бескоровойная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 классов – Ростов/ и Д: издательство “Деникс”, 2002 г.
  3. Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей// Начальная школа. 2000 №5.
  4. Бобкова Н.Н.. Азбука права. Волгоград. “Учитель”, 2005.
  5. Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.
  6. Декларация прав ребенка. 1959 г.
  7. Журналы: Директор школы. 2002 №4. Внешкольник. 2002. №6, Классный руководитель: 1999 №6, 2003 №3, 2002.№6, 2005 №3.
  8. Закон РФ “Об образовании”. М., 1992.
  9. Каирова И.А., О.С. Богдановой. Азбука нравственного воспитания. М.: “Просвещение”.
  10. Конвенция ООН по правам ребенка, 1990 г.
  11. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова С.Н. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2002
  12. Сухомлинский В.А.. Как воспитать настоящего человека. М. “Педагогика”, 1990.
  13. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1997.
  14. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд. 2-е. М., 2001
  15. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России. 2006.
  16. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.