“Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке”.
Б.Окуджава
Актуальность проблемы
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы. В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.
Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
В связи с этим возникла необходимость в разработке воспитательно-образовательной программы “Вместе и рядом”, которая рассчитана на детей школьного возраста от 6 до 17 лет.
Программа нацелена на формирование у учащихся культуры толерантности. Она включает в себя план работы на текущий 2013-2014 учебный год и примерный план мероприятий на 2014-2016 годы.
Реализация программы предусматривает воспитание в детях доброты, взаимоуважения, милосердия, культуры мира и ненасилия, недопустимости расовой, этнической и иной дискриминации, ущемления чьих-то прав и нетерпимости. Ребята должны научиться считаться друг с другом, работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность, предпочитать содружество авторитарному стилю партнерства.
Цель программы: Развитие толерантной культуры учащихся, учителей и родителей.
Задачи:
- акцентирование толерантности в содержании учебного материала; получение учащимися прочных знаний о толерантности, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества
- введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности;
- методическое обеспечение введения в практику методик измерения уровня толерантности;
- формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;
- развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях;
- закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.
Базовые установки и ценности толерантности:
- понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения;
- понятие культуры мира и ненасилия;
- понятие поликультурного мира;
- умение принимать право других быть непохожим на тебя, умение “видеть и замечать”, “слушать и слышать”;
- умение считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность;
- предпочтение сотворчества и содружества авторитарному стилю партнерства;
- недопустимость расовой, этнической и иной дискриминации, ущемление чьих-то прав, нетерпимости;
- основные положения Конвенции о правах ребенка и правах человека.
Ожидаемые результаты
- интеграция в образовательном пространстве школы представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям, направленным на распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;
- формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ; интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
- укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;
- создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.
Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии люди жить должны.
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить...
Ответим друг другу чувством высоким -
И хрупкий мир мы сможем сохранит
В процессе реализации программы проводится работа с учителями, детьми, родителями. В начале и в конце программы предполагается проведение “круглых столов”, мониторинга: диагностика личностного роста школьников, изучение личных дел первоклассников, анкетирование, тестирование на конфликтность.
Этапы реализации программы
Этапы | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
1-11 классы | 1-11 классы | 1-11 классы | 1-11 классы |
“Мы такие разные, но мы вместе” | “Наглядная агитация” | “Информационно-обучающий жизненным навыкам” | Творческий “Земля – наш общий дом” |
1 этап “Мы такие разные, но мы вместе”
Целью действия данного этапа является пропаганда, реклама толерантности в ученических коллективах, в общении со своими сверстниками, с младшими и людьми старшего поколения.
Участники этапа: 1-11 классы.
На данном этапе проводятся внеклассные мероприятия, игры (приложение 1), лекции о толерантности, единые классные часы, акции, воспитывающие в детях добро, взаимопонимание, взаимовыручку. Все проведенные мероприятия освещаются на страницах школьной прессы “Шкозетка” (приложение 4).
Цель: пропаганда и популяризация толерантных отношений.
2 этап “Наглядная агитация”
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
1 | Конкурсы рисунков на асфальте “Рисуем добро”. | июнь | 1-4 кл. | Классные руководители, зам. по ВР, социальный педагог, учитель ИЗО, библиотекарь, совет старшеклассников, родительский комитет, учитель информатики |
2 | Конкурс на лучший плакат “Мы вместе”. | март | 8-11 кл. | |
3 | Конкурс на лучшую листовку “Добрая школа. Какая она?”. | ноябрь | 5-11 кл. | |
4 | Конкурс поделок “Традиции моей семьи”. | ноябрь | 1-4 кл. | |
5 | Конкурс компьютерной рекламы “Расы, народы, нации” | февраль | 10-11 кл. | |
6 | Просмотр отечественных фильмов с последующим обсуждением. | в течение года | 1-11 кл |
Членами жюри являются: председатель общешкольных родительских комитетов, представитель отдела по образованию и молодежной политике, представитель совета старшеклассников.
В конце каждого мероприятия проводятся награждения: дипломы, грамоты.
3 этап “Информационно-обучающий жизненным навыкам” (приложение 2)
Цель: формирование навыков, знаний и умений по толерантному воспитанию детей (реализовывается на классных часах и часах воспитательной работы)
Этапы работы:
Работа с детьми
Цель: настроить детей на познание самого себя и тех людей, которые их окружают, вызывать у воспитанников интерес к формированию образа "МЫ", воспитывать практические навыки и приемы, направленные на применение в повседневной жизни, способствовать овладению детьми правильными формами поведения при общении со сверстниками и старшим и младшим поколением.
Работа с подростками
Цель: подготовка к дальнейшей жизни и успешной адаптации подростка в коллективе, учить совместному принятию решений и решению проблем, развитие социального интеллекта подростков, способствовать повышению уровня толерантности у учащихся.
Работа с родителями
Цель: формирование мотивации у родителей на активное позитивное воспитание ребенка.
4 этап творческий “Земля – наш общий дом” (приложение 3)
Цель: формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.
В рамках этапа проводятся тематические вечера, дискотеки, акции, экскурсии в музеи, походы, праздники, развлечения, викторины, тематические недели и т.д.
Фестиваль “Радужный мост”
Цель: формирование толерантной культуры детей и подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки.
- Конкурс рисунков “Я – часть своей страны”
- Викторина “Я, ты, он, она...”.
- Фотоконкурс “Мы разные, но равные”.
- Выступление творческих коллективов школы (песни, стихи разных народов).
- Конкурс творческих работ “Возьмемся за руки, друзья!”
Работа, планируемая на 2013-2014 учебный год (приложение 4)
Литература:
- Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1997 г.
- Бескоровойная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 классов – Ростов/ и Д: издательство “Деникс”, 2002 г.
- Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей// Начальная школа. 2000 №5.
- Бобкова Н.Н.. Азбука права. Волгоград. “Учитель”, 2005.
- Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.
- Декларация прав ребенка. 1959 г.
- Журналы: Директор школы. 2002 №4. Внешкольник. 2002. №6, Классный руководитель: 1999 №6, 2003 №3, 2002.№6, 2005 №3.
- Закон РФ “Об образовании”. М., 1992.
- Каирова И.А., О.С. Богдановой. Азбука нравственного воспитания. М.: “Просвещение”.
- Конвенция ООН по правам ребенка, 1990 г.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова С.Н. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2002
- Сухомлинский В.А.. Как воспитать настоящего человека. М. “Педагогика”, 1990.
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1997.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд. 2-е. М., 2001
- Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России. 2006.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.